Государственный Русский музей. Сделать как можно больше, но не сделать плохо
Сегодня Государственный Русский музей один из наиболее динамично развивающихся структур российской культуры, причем развивается она и в реальном, и в виртуальном пространстве. Причин этого две - уникальная ниша, которую занимает музей в культурном поле России и Европы, и качественный уровень управления. О взаимодействии музея и представителей предпринимательского сословия - спонсоров, подрядчиков - мы беседуем с директором музея В. А. ГУСЕВЫМ. - Владимир Александрович, одна из ключевых проблем крупного строительного заказа в государственных учреждениях - отбор претендентов на подрядные работы. Мало кого устраивает практика тендеров, но не лучше тендеров и административное распределение заказов. По Вашему мнению, нужны ли тендеры на объектах Минкульта? - Нужны ли они вообще, и устраивает ли система их проведения - это два разных вопроса. Тендеры, безусловно, нужны - они обеспечивают конкуренцию тех компаний, с которыми мы работаем. Музей развивается, у нас появляются новые задачи. Например, в проекте возрождения Инженерного замка появились каналы - нам требуются компании, владеющие вопросами гидротехнического строительства. Определить оптимальных претендентов помогает лишь конкурс. Поэтому, с одной стороны, эта система заставляет подрядчиков работать над собой. Второй вопрос в том, что дурная система организации тендеров не нужна. Если механически выполнять все инструкции по проведению конкурса, то выиграет тот, кто лучше всех готовит бумаги. Спасает от ситуации лишь то, что почти любые административные препоны можно обойти без нарушения законов. Например, под жестким контролем находится освоение крупных сумм - но большой подряд можно разбить на 20 небольших и обойтись без тендера. Правда, на это потребуется потратить множество бумаги и времени. Но у меня проблем с тендерами не возникало: мы научились проводить их так, что выигрывают оптимальные претенденты. Постоянных подрядчиков у нас нет, все привлекаются на договорных отношениях. Раньше у нас многие работы выполнялись иностранными компаниями - финскими, итальянскими. У них специальный сотрудник трижды в день во дворе убирал мусор. Российские компании, глядя на этот стиль работы, рядом с ними многому учились - в первую очередь культуре и качеству работы, современным технологиям. Сейчас у нас уже нет необходимости привлекать зарубежные компании. Но в российском бизнесе есть опасная тенденция - когда фирма начинает работать, то работает очень качественно, потому что собственник контролирует работу лично. Компания разрастается - собственник утрачивает контроль, и качество работы падает. А в этом случае никакие длительные отношения не важны - подрядчика приходится менять. - Последние годы музей существенно расширил свои границы. Предполагаете ли расширяться дальше? Например, один из перспективных и "профильных" проектов - форты Кронштадта, имеющие большой потенциал для развития "патриотического" российского туризма... - Завоевывать новые территории очень увлекательно, но многие завоеватели споткнулись на том, что завоевать территорию смогли, а удержать - нет. Сегодня за нами "зеленая" территория площадью порядка 30 гектаров, 16 зданий. "Экспансия" должна заканчиваться, потому что система может стать неуправляемой. Это крупнейший в России архитектурно-художественный комплекс, и нам нужно осваивать то, что мы уже получили. Хлопот у нас уже и так хватает, от многих объектов, которые нам предлагают, мы вынуждены отказываться. - А каковы приоритеты по развитию в имеющихся территориальных границах? - У нас есть ряд очень красивых проектов по освоению подземного пространства, разработанные ГИА и архитектором О. С. Романовым, с которым мы давно и плодотворно работаем. Но они пока остаются "бумажной архитектурой" - их реализация связана с огромными вложениями сил и средств, и можно надеяться лишь на появление стороннего инвестора. Приоритет музея до 2008 года - реставрация и реконструкция дворцов. Предстоит перекрытие внутренних дворов Михайловского дворца, реставрация и реконструкция всего комплекса Инженерного замка, Мраморного дворца. Большие работы ведем в зеленых зонах - это Михайловский сад, территория вокруг Инженерного замка. Нужно возрождать Летний сад как памятник ландшафтной архитектуры. При условии выделения средств, необходимо продолжить работу по восстановлению гидротехнических и фортификационных сооружений комплекса Инженерного замка. Принцип - сделать как можно больше, но ничего не сделать плохо. Хотим восстановить Воскресенский канал. С помощью подземного коллектора канал будет соединен с прудами в Михайловском саду. - Город и Россия в целом делают ставку на развитие туризма. На какие вопросы городским властям необходимо в первую очередь обратить внимание для этого? - Это строительство гостиниц, причем не только элитного уровня. Основная масса туристов - это средний класс, поэтому гостиницы должны иметь достаточный уровень сервиса, но быть доступны по стоимости. Я, если еду за границу, то в элитных апартаментах не останавливаюсь. Мы сами предполагаем провести комплексную реконструкцию здания недалеко от музея и создать там собственную гостиницу, и сейчас ищем партнера для реализации этого проекта. Также для развития туристического потока необходимо информировать зарубежные и российские туристические агентства о том, что мы можем предложить туристу. Информация должна поступать с опережением, с тем, чтобы учитывалась в разрабатываемых туристических продуктах. - Проблема, ставшая актуальной для культурного наследия - необходимость привлечения спонсорских средств, но в то же время определение допустимой границы в сотрудничестве со спонсорами. Например, спонсор может поставить вопрос об аренде экспоната для представительских целей, пожелать разместить логотип на охраняемом фасаде... - Мы экспонаты не отдаем, не отдавали и не собираемся. На Западе, впрочем, такая практика существует, но при полном обеспечении гарантий безопасности. Лет тридцать назад многие европейские страны резко сократили бюджетное финансирование учреждений культуры, и музеям пришлось учиться зарабатывать самим. Так вот, по статистике, многие директора музеев уходили из-за постоянного прессинга - приходилось все время оценивать необходимость спонсорских средств, которые предлагались в избытке. У нас же проблемы переизбытка спонсоров пока нет, хотя спонсорство - это всегда зависимость. Мы еще не дошли до страшных границ, где страшные "новые русские" начинают диктовать свои страшные условия. Если Эрмитаж - музей мультикультурный, полифонический, то мы представляем коллекцию национального русского искусства. Выставляя во Франции французских, в Италии итальянских, в Англии английских авторов, можно привлекать соответствующих спонсоров. Но, "благодаря" культурной изоляции, в которой мы прожили XX век, из русского искусства Европа узнала лишь то, чему благоволил представить ЦК КПСС, или то, что было изгнано за пределы страны. Первое - передвижники, второе - авангард, Шагал, Малевич. Сегодня приходится многое наверстывать, но даже регулярные выставки за границей не позволяют восстановить культурный разрыв: состав выставочной экспозиции заказывает принимающая сторона, а они заказывают уже знакомые зарубежному зрителю картины. Таким образом, поиск спонсоров - жизненное требование. Для нас более вероятно появление российских спонсоров. В нашей стране традиции меценатства, спонсорства всегда были очень сильны. В основе многих провинциальных музеев России - коллекции, собранные купцами, промышленниками. Имели своих покровителей театры. Купцов не надо идеализировать, они довольно верно изображены и Чеховым, и Островским. Но над предпринимателем надо не смеяться, а учить их и помогать тратить законно заработанные деньги на благое дело. Пример одного из наиболее масштабных проектов последнего времени - наш договор с "АФК-Системой" по сотрудничеству в области информационных технологий. Хорошо бы, чтобы таких примеров было больше, хотя нужно понять, что именно требуется бизнесу с нашей стороны. - Не отвлечет ли это посетителей от реального Русского музея? - Скорее, напротив, привлечет. Мы сможем оттянуть школьников, студентов от примитивных компьютерных "стрелялок" и внести свой вклад в образование будущего поколения.
Автор: по материалам редакции Дата: 20.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 7 Рубрика: *** |