Круглый стол: отечественное или импортное
Одним из проблемных вопросов состояния технологической базы российского строительства является следующий: каким образом обеспечить высокое качество работ при одновременной минимизации расходов? Ответ, казалось бы, напрашивается сам собой - необходимо использовать отечественные материалы и технологии, что, кроме всего прочего, позволяет поддержать экономику нашей страны. Мы проанализировали мнение ряда специалистов в области таких высокотехнологичных направлений, как мостостроение и гидротехническое строительство. Мостовой переход через Неву - самое сложное инженерное сооружение на Санкт-Петербургской КАД. Генподрядчиком по строительству моста является "Мостоотряд № 19". Величина минимального возможного среднего (руслового) пролета определила вантовую конструкцию моста как наиболее экономичную при данном пролете. Конструкция вант принята по "монострэндной" технологии фирмы VCL. Покрытие проезжей части выполняется по технологии "литого асфальта". Модель моста M1:100 прошла успешную аэродинамическую "продувку" по 16 вариантам загружения в Датском морском институте с участием специалистов датской фирмы "Кови" и финской фирмы "Кортес". Монтаж пилона ведется с использованием башенного крана французской фирмы Potain марки МД-900, который крепится к пилону по мере его монтажа. "Геоизол", генеральный директор О. Б. Лашкова: - Если есть необходимость в строительстве, и оно обеспечивается финансированием, то можно справиться с любым объектом. Другой вопрос, сейчас отечественная индустрия, обеспечивавшая "подземное строительство", находится в упадке. Современное строительное оборудование, высокотехнологичные материалы - все это, в основном, приходится покупать на западе. Соответственно возникает проблема с рабочими кадрами - персонал необходимо не только обучить работе с новыми механизмами, материалами, важно воспитать рабочего с высоким уровнем ответственности. Так качество специальных работ, которыми занимается фирма "Геоизол" - гидроизоляция, инъекции цементных, пенополиуретановых, эпоксидных составов, полы, защитные покрытия, буронабивные сваи и т.д., на 50-80 % зависит от квалификации и профессиональной порядочности рабочего. Так, например, как подготовлена поверхность бетона перед нанесением гидроизоляции, как затворен и нанесен состав, как осуществляется уход за покрытием - все эти вопросы невозможно проконтролировать полностью, а ошибки и небрежное выполнение технологического регламента могут проявиться уже после сдачи работ. Что касается отечественных материалов и механизмов, то мы все-таки предпочитаем сегодня использовать лучшее из имеющегося на рынке. Вопрос, что перспективнее - рисковать, вкладывая деньги в развитие отечественной строительной базы, или импортировать материалы, наверное, решать не нам. Надо использовать все то, что выгодно для конкретного объекта. Если мы хотим быстро поднять уровень отрасли, то надо брать лучшее из возможного. На данный момент это импорт... Кстати, зачастую зарубежные материалы оказываются дешевле и выгоднее отечественных. Нам говорят о поддержке отечественного производителя - но поддержка ради государственного PR никаких положительных результатов не даст. Я думаю, что так называемый "российский производитель" скорее встанет на ноги, если начнет реально конкурировать с западным. Сейчас при "растаможке" импортной техники нужно произвести выплату НДС, даже не введя машину в действие. Зарубежная техника и без того является весьма дорогостоящей, плюс безумные деньги, которые мы доплачиваем за ее приобретение нашему государству. Не хватало еще запретительных квот, защитных пошлин... Такое ощущение, что "отечественный производитель" этими мерами кредитуется за счет нас - строителей, а также заказчиков. ООО "Ризалит", директор В. П. Белашов: - Материалы, которые применяются в городе, в основном известны всем компаниям, и назвать какие-то марки, применяемые только нашей организацией, затруднительно. Гидроизоляция, как правило, во все проекты закладывается одна и та же: чаще всего это "Изопласт", "Мостопласт". Как правило, отечественные марки. Единственное, где преимущественно используются импортные материалы - это деформационные швы. Отечественные разработки пока не устраивают по качеству. Мы, например, на деформационных швах используем немецкую систему, на основе битума с добавками. Она очень пластична, не продавливается колесами. На наших объектах имеется опыт применения "литого асфальта" - эти работы вели дорожные организации, привлекаемые на субподряд. Материал хорошо показал себя на тех участках, где возникает проблема с отколами фрагментов - например, на трамвайных междупутьях. Благодаря своим свойствам, "литой асфальт" может эксплуатироваться дольше, чем обычные материалы. ООО "Научно-техническое предприятие Гидропривод", директор А. В. Ащеулов: - "Гидропривод" - инжиниринговая компания нового для России типа. По сути, это аналитический центр, способный аккумулировать и внедрять на нашем рынке все лучшее в мировой гидравлике. Предприятие является региональным дилером германской фирмы Mannesmann Rexroth - производителя гидрооборудования наивысшего уровня качества, а также дилером ряда предприятий России и стран СНГ в Северо-Западном регионе России. Примером органичного использования зарубежного опыта в реконструкции отечественного моста может быть одна из наших недавних работ - реконструкция и пусконаладочные работы гидросистемы Троицкого моста. Реконструкции и доработке подверглись основные насосные установки и гидроцилиндры разводного механизма. Были заменены аппаратура управления и трубопровод гидросистемы. Новый трубопровод изготовлен из нержавеющих материалов с применением бессварной технологии и использованием специального развальцовочного оборудования, что снизит износ деталей и эксплуатационные расходы. Для соответствия современным техническим требованиям и удобства обслуживания улучшена конструкция основных и технологических баков. Изменилась принципиальная схема гидросистемы: высокая надежность достигнута благодаря введению систем резервирования силовых агрегатов, применению современных гидравлических устройств управления. Задача была решена в очень короткие сроки, ограниченные межнавигационным периодом. ОАО "Изофлекс", начальник коммерческого отдела гидроизоляционных и кровельных материалов М. А. Калашников: - На Троицком мосту, как ранее на мосту Александра Невского, изначально планировалось использовать "Мостопласт". В проекте реконструкции была заложена традиционная кладка асфальта. Но в процессе работ было решено закупить установку по укладке асфальта более прогрессивным способом, т. н. литой асфальт, который позволяет добиться значительно лучшего сцепления, большей однородности и влагонепроницаемости. Литой асфальт кладется гораздо более горячим, чем обычный, и немцы, продавшие установку, заявили, что "Мостопласт" в качестве изоляционного материала не подходит из-за малой термостойкости. Взамен они предложили укладывать свой "Эргобит". Наши технологи решили выяснить, чем "Эргобит" отличается от "Мостопласта". Оказалось, практически ничем, разве что теплостойкость его чуть ниже. Нами была достаточно быстро разработана модифицированная рецептура, включены новые полимеры и создан "Мостопласт-лит", абсолютно не проигрывающий "Эргобиту" и даже превосходящий его по некоторым характеристикам, например, он почти в два раза дешевле. Работы на Троицком мосту завершались уже с применением "Мостопласта-лит". В принципе, я считаю, что так и нужно работать, все время искать и находить наиболее оптимальные решения возникающих вопросов. В результате, мы имеем лучшее качество работы, а кроме того, можем предложить мостостроителям новый вид гидроизоляции. ОАО "Трансмост", генеральный директор В. А. Храмов: - В технологиях многое меняется. Большинство нужных позиций производится в России, но нельзя стесняться покупать лучшее за рубежом, пусть и дороже. Одна из проблем - это ложная экономия, когда заказчик предпочитает купить дешевую, но некачественную продукцию. Например, хорошие деформационные швы - 1,5 % стоимости моста. Можно купить надежный шов в Германии, и он простоит десятилетия. Можно купить наш суррогат, и заниматься регулярными ремонтами. Но, думаю, положение выправляется. Хороший пример нам подают москвичи, которые стараются применять современные надежные решения. Если лет 10-15 назад мостовики экономили на всем, то теперь гораздо серьезнее отношение к антикоррозийной защите, опорным частям, деформационным швам, гидроизоляции. Так что в целом тенденция положительна.
ОАО "Мостоотряд № 19", генеральный директор В. И. Кудряшов
- ОАО "Мостостроительный отряд 19" осуществляет строительство автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов, путепроводов, эстакад, галерей, причалов, набережных и других транспортных сооружений любых типов и систем. При строительстве этих сооружений "Мостоотряд № 19" использует самые современные, высокоэффективные технологии, в т.ч. устройство защитносцепляющих слоев гидроизоляции по ортотропной плите металлических пролетных строений, устройство современных деформационных швов мостов и путепроводов на перемещение до 500 мм.
Автор: по материалам редакции Дата: 20.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 7 Рубрика: *** |