"Подземстройреконструкция": не аптекарь, а врач. Проблемы освоения подземного пространства в Петербурге
О проблемах освоения подземных пространств, новых материалах, а также об истории становления компании на рынке Петербурга корреспондент нашего журнала беседует с одним из ведущих экспертов в области геотехнических работ, генеральным директором ООО "Строительная компания "Подземстройреконструкция", к. т. н. В. К. ИНОЗЕМЦЕВЫМ. ГАРАЖ: ПОВОД К РАЗМЫШЛЕНИЮ - Владимир Кузьмич, одна из проблем мегаполисов - увеличение количества автомобилей и возрастающая потребность в парковках. Казалось бы, решение очевидно - создание многоэтажных паркингов, как под-, так и надземных. Почему этого явления мы пока не наблюдаем в массовом масштабе? - Действительно, сейчас почти каждый петербургский двор на окраине и в центре забит машинами, и проблема с каждым годом обостряется. Несмотря на это, внутриквартальные пространства местом строительства паркингов не становятся. Главная причина этого - инвестирование. Например, в районе станции метро "Пионерская" в пристроенном гараже одно машиноместо стоит порядка 10000 долларов. О массовой востребованности таких предложений говорить не приходится... Цена должна быть ниже по крайней мере вдвое, лишь тогда "средний класс", уже накопивший на иномарку, сможет приобретать места в паркингах. Сейчас в Петербурге уже есть примеры подземных гаражей - редко когда элитное здание сдается без паркинга. Но почти на всех таких объектах очень остро встала проблема гидроизоляции, поэтому сейчас мы заняты изучением и исправлением недостатков таких зданий. Есть и другая техническая проблема, связанная с освоением подземного пространства. Это осадки зданий, непосредственно прилегающих к месту строительства паркингов. Они затрудняют строительство как подземных, так и наземных паркингов вблизи зданий. Если всемирно признанная допустимая норма осадок - 4-5 см, то у нас эта величина нередко составляет десятки сантиметров. Все специалисты города помнят о печальном опыте гостиницы "Невский Палас", где авторитетной зарубежной компанией был построен подземный гараж. В результате начались осадки прилегающих зданий, которые в результате пришли в аварийное состояние. Поэтому хотя и рассматривались проекты строительства многоэтажных подземных (4-5 этажей) гаражей с подъемником, вряд ли они будут осуществлены в ближайшем будущем. Думаю, что наиболее перспективное с инженерной точки зрения решение - это мелкозаглубленные, максимум на 2-2,5 м, гаражи-стоянки, расположенные во внутриквартальных пространствах. - Один из резервов территории для развития среднего и мелкого бизнеса - освоение пространства петербургских подвалов. Однако насколько реально "реанимировать" наиболее востребованные площади в центре города? - Недавний пример работ на Сенной площади показывает, что даже довольно запущенные объекты вполне могут быть востребованы и при грамотном решении проблем будут работать и сегодня. На Сенной сохранились уникальные подвальные помещения, высотой до 4-5 м, предназначенные для запасов сена. Они были созданы в начале прошлого века, материал конструкций - железобетон. После откачки воды, обследования и гидроизоляции помещения стали пригодны и будут использоваться как раз в качестве подземного паркинга. - А перспективно ли строительство транспортных тоннелей для решения проблемы транзита? - Мне кажется, что в условиях плотной городской застройки строительство тоннелей проблематично. В первую очередь, из-за проблем вибраций и осадок. Вообще освоение подземных пространств напрямую связано с гидроизоляцией: в центре города уровень грунтовых вод очень высок. "СОКРОВИЩА" ПОДЗЕМЕЛИЙ - Как же решать проблему? - По выражению профессора В. М. Улицкого, нужно обращаться не к аптекарю, а к врачу. Допустим, Вы заболели. Что лучше - вызвать врача, пройти осмотр и идти в аптеку с рецептом, или отправиться сразу в аптеку и воспользоваться рекомендациями продавцов-аптекарей, заинтересованных в продаже? То есть, не обладая знаниями и опытом по геотехническим проблемам, не нужно пытаться решить все вопросы самостоятельно, покупая материалы и технологии и необдуманно применяя их на объектах. Наш опыт работы и со строителями, и с заказчиками показал, что очень мало кто ориентируется в геотехнических проблемах. В результате от этого и проект, и заказчик часто страдают. Были случаи, когда инвесторам приходилось нести большие затраты - расселять и реконструировать прилежащие здания, пострадавшие из-за последствий некачественно выполненных работ. Чтобы этого избежать, нужно обращаться не в аптеку, а к врачу - в специализированные компании. Но должен отметить, что сейчас уровень заказчика растет. Сказывается определенный опыт, накопленный на рынке, и нам как специалистам доверяют все больше. У нас уже имеется круг постоянных заказчиков. Но есть и такие, с кем приходится спорить, доказывать, что небрежность может погубить весь проект. - А каковы сейчас экономические тенденции в "реанимации" подземных пространств? - Появляется частный инвестор, который готов к вложениям до 10-12 млн долларов. Так как в центре города получить разрешение на надстройку нескольких этажей затруднительно, а площади инвестор стремится использовать максимально, то неизбежно развитие подземных площадей. Один из объектов, на которых мы работаем сейчас, предполагается реконструировать под отель. Для хозяйственных нужд предполагается освоить подвал, но требуется превентивное усиление фундаментов близлежащих зданий. МАТЕРИАЛЫ: ОСТОРОЖНО, ХАЛТУРА? - Владимир Кузьмич, вернемся к метафоре об аптеке. Некоторые строительные журналы посвящают рекламным статьям о гидроизоляции целые разделы. Но получается, что в нашем городе приемлемо не каждое решение, и рекламная активность "аптекаря" может повредить "больному"? - Да, такая проблема имеется. В частности, и раньше, и сейчас активно продвигают пенетрирующие гидроизоляционные материалы. Но нужно учитывать, что принцип гидроизоляции - сплошность и непрерывность. Пенетрирующие гидроизоляционные составы на цементной основе, как правило не являются эластичными. В результате при осадках здания в гидроизоляционном слое образуются трещины, которые тут же находит вода. Выход - использовать не чисто цементные, а полимерцементные составы западных фирм, которые воспринимают растягивающие усилия. Правда, это существенно дороже,. В общем, к каждому подвалу нужен индивидуальный подход, а универсального решения не существует. - А какие же решения принимались в прошлом? Ведь, что бы там ни было с нашими грунтами, многие здания Петербурга сохранились в течение столетий... - Наши предки делали так называемый "глиняный замок" - фактически это водонепроницаемая "завеса", окружающая здание. Такой замок делался "мокрым" или "сухим" способом, был очень трудоемким мероприятием. Глина смачивалась, утрамбовывалась цепями. В течение суток укладывалось 2-3 дюйма глины. Но такие "замки" работают до сих пор - ведь глина является природным материалом. - Может быть, возродить этот способ с помощью современной техники - баровой машины, вибратора?.. - Сейчас этот способ есть, причем умеренно трудоемкий. Это - применение гидроизоляции VOLCLAY на основе природного натриевого бентонита. Мы являемся дилером таких материалов на Северо-Западе, сотрудничаем с московской фирмой "ПСМ-АЛЬФА", которая является эксклюзивным дистрибьютором американской фирмы СЕТСО на территории России и стран СНГ. Бентонит натрия - это натуральный материал, который при намоканнии разбухает и увеличивается в объеме в 14-16 раз. Он как бы сам себя замоноличивает, образуя плотный гель, который препятствует дальнейшему проникновению влаги. Таким образом, при возникновении трещин и проникновении в них воды течи заделываются самостоятельно. Материал химически стойкий, что важно для противостояния агрессивным жидкостям - например, протечкам канализации, химических веществ. - Насколько они, тем не менее, опробованы в эксплуатации? - В мире - два десятка лет. В России, с 1996 по 2001 годы материал применялся более чем на 150 строительных объектах различного назначения в Москве, Туле, Ярославле, Самаре, Новокузнецке, Сочи, Перми и других городах. Известный объект в Москве - пятиэтажный паркинг на Площади Революции, между зданиями гостиницы "Москва" и музеем В.И. Ленина, в непосредственной близости коллектора Неглинки. Более того, под автостоянкой проходят два тоннеля метрополитена на глубине 5 и 10 м ниже ее фундаментной плиты. Гидроизоляция свода-покрытия на этом объекте выполнена из бентоматов на основе геотекстильного материала "Voltex" и натриевого бентонита "Volclay". Недавний знаковый объект в Петербурге - "Консульская деревня" Константиновского дворца, где использовалось порядка 10 тыс. кв. м наших матов. Также это Ладожский вокзал, дом-музей Державина, здание Российской национальной библиотеки, и ряд других объектов. КАДРЫ ОПЯТЬ РЕШАЮТ ВСЕ - Наконец, наш традиционный и уже надоевший, но не теряющий актуальности вопрос: что происходит с кадровым составом? - Пока в Петербурге сохраняется очень сильная, пожалуй одна из сильнейших в России, школа специалистов-геотехников. К счастью, за время кризиса не все изменили профессии и научной работе, хотя многие ушли в торговлю. Базовый состав компании пришел из научных кругов - основой стали преподаватели и научные сотрудники ЛИСИ. Сейчас стал заметен приток новых сил - есть творчески работающие аспиранты, заинтересованные в профессиональном росте. Но есть и проблемы. Сказывается развал советской школы переподготовки кадров, падение престижа и закрытие ПТУ, где их готовили. Сильно не хватает специалистов. - То есть может получиться так, что компания купит "Volclay", но не сумеет его использовать? - Не думаю. Мы не только обеспечиваем поставку материалов по Северо-Западу РФ, но готовы сами выполнить их укладку и обучить этому ваш персонал.
Автор: по материалам редакции Дата: 20.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 7 Рубрика: *** |