В. В. Кондратенко, ЗАО "Метробетон": что такое современные технологии...
Завод "Метробетон" известен как производитель высококачественных бетонных смесей различных марок и единственный в Петербурге производитель особо прочного бетона. Кроме изделий, ориентированных на нужды метростроения, предприятие производит продукцию самой широкой номенклатуры: от уникальных нестандартных ЖБИ до обычных фундаментных блоков. В этом году завод освоил выпуск труб для микротоннелирования наружным диаметром 2,5 м, и на сегодняшний день с их помощью Метрострой и Водоканал прошли этими трубами 2 тоннеля. Обо всем этом мы беседуем с генеральным директором предприятия, В. В. КОНДРАТЕНКО. - Владимир Васильевич, хотя сегодня "Метрострой" не является основным потребителем выпускаемой "Метробетоном" продукции, первый вопрос - дань родословной предприятия: в случае начала крупномасштабных проходческих работ, готовы ли "Метробетон" и другие предприятия города обеспечить поставку ЖБИ для освоения подземного пространства? - Работа наших зарубежных коллег на участке "размыв" продемонстрировала нам сегодня уровень технологий, которых достиг запад. И, хотя в распоряжении наших проходческих организаций еще есть проходческие щиты советского образца, нам надо думать о будущем. Это касается и массового производства железобетонных изделий для тоннельной обделки. Наша работа с иностранным партнером показала, насколько жестко нужно подходить к качеству обделки. В частности, величина допустимых отклонений при изготовлении блоков для участка "размыв" составляла не более 2 мм. Технология и уровень оснащенности прежних железобетонных производств не позволяли достигнуть такого качества. Поэтому сейчас нам нужно сделать оценку всего, что мы имеем, и видимо, принимать решение на уровне проектов организации производства, оценки качества бортоснастки и т. д. Однозначной оценки о готовности железобетонного производства к обеспечению проходческих работ давать не следует. Впрочем, сегодняшний уровень железобетонного производства несоизмеримо выше прежнего. И если задачи будут поставлены своевременно, обращаю внимание - своевременно, то они безусловно будут выполнены, потому что при обладании такими производственными возможностями, опытом, грамотным персоналом, все остальное зависит только от наличия заказа и средств для его выполнения. - "Метробетон" смог добиться соответствия качества своей продукции зарубежным требованиям. Поговорим о том, что этому мешало... - В первую очередь - отсутствие целостной концепции обеспечения качества в строительной отрасли. Вопрос, вставший при изготовлении обделки для "размыва" и актуальный до сих пор - отсутствие инертных материалов стабильного уровня качества. Например, хотя в регионе и представлен целый ряд предприятий по добыче песка, многие карьеры периодически допускают некачественные поставки. Эти проблемы касаются и щебня. Причина в том, что продукция пользуется ажиотажным спросом. Сейчас, чтобы обеспечить уровень качества изделий и товарного бетона, нам приходится брать на себя некоторые несвойственные нам функции - например, фракционировать песок. Это также ведет к необходимости содержать большой участок входного контроля. В меньшей степени это относится к производству цемента, где с приходом зарубежных инвесторов и управленцев качество существенно выросло. К тому же реально на рынке цемента появился выбор: если раньше был доступен только цемент производства Пикалево, то сейчас это и "Штерн-цемент", и "Цесла", и многие другие. - Получается, что качественно работать сейчас невыгодно? - Нет, будущее за теми, кто работает хорошо, и мы не случайно ориентируемся на уникальную, особо ответственную продукцию высокого качества. Но стоимость нашего бетона может быть ниже, если в "цепочку качества" будут включены поставщики материалов. При всем уважении к нашим контрольным органам, у нас в стране пока нет надзорной системы, которая жестоко, неотвратимо и объективно карала бы за нарушение технологии СНиПов и ГОСТов. Было бы замечательно, если бы надзорные органы, которые обязаны контролировать качество, провели справедливую и всеобъемлющую проверку всех производителей ЖБИ и предприятий по изготовлению товарного бетона в регионе. В том числе, конечно, и "Метробетона". Уверен, что если по нашему предприятию вопросы будут решены на уровне "устранения замечаний", то многим производителям придется инвестировать в качество большие средства. Можно при этом использовать зарубежный опыт, когда при обнаружении нарушений производитель на длительное время лишается вообще права контролировать процесс производства продукции: его обязывают заключить договор с независимой лабораторией, которая проверяет каждый его шаг, в течение, например, полугода. - Поможет ли ситуации вертикальная интеграция строительных компаний - они зачастую начинают производственную цепочку с сырьевой базы? - Пока я не вижу примера объединений, которые системно добивались бы высокого качества строительства, хотя декларируют это все. Скорее причина таких объединений - стремление снизить издержки и достижение больших объемов прибыли. Если карьер попадает в состав холдинга, то проблема конкурентного рынка для него частично снимается: спрос гарантирован, за качеством можно следить не так, как при самостоятельной работе. Также реальная конкуренция зачастую нивелируется заинтересованными отношениями поставщиков и заказчиков. - Говоря о тоннельных работах, Вы коснулись вопроса оборудования. Каким образом решаете проблему на "Метробетоне"? - Мы много вкладываем в модернизацию, при этом отдаем предпочтение импортному оборудованию, и сейчас производство находится в хорошем состоянии. Но важно понимать, что одним оборудованием проблема не исчерпывается, наравне с ним нужна культура работы обслуживающего персонала. Требуется и грамотная пусконаладка, и обслуживание. Как обычно поступает технолог в России? Допустим, вибратор на форме не обеспечивает заложенных показателей. Технолог вскрыл механизм, сдвинул эксцентрики, собрал обратно. Но результат, как правило, "черномырдинский": "хотели как лучше, получилось как всегда". Мы это уже проходили и застрахованы от многих ошибок. - Но зарубежное оборудование существенно дороже... - Вопрос с финансированием сейчас решается через кредит, лизинг - условия приобретения вполне гибкие. Даже если кредит дается на условиях 18 %, с учетом нашей инфляции, в 11-12 %, его стоимость реально составляет 5-6 %. Так что главное условие смены оборудования - наличие стабильных заказов на перспективу. Как пример тому, что же все-таки покупать - наше или отечественное - я приведу пример о приобретении нами программного обеспечения для производственной системы. Не буду считать это предупреждением, но пока российские программисты, создающие программы для автоматизации управления производством, работают с низким качеством: в отличие от зарубежных примеров, их программы строятся без возможности модульного наращивания, по принципам закрытой архитектуры. Сказывается текучесть кадров: допустим, мы приобрели программы, но через полгода хотим ее усовершенствовать. Обращаемся на предприятие-изготовитель программного обеспечения, но программист, который реально разрабатывал программу, давно уволился, а в его листингах надо разбираться полгода. Зарубежные же программисты с точки зрения сервисного обслуживания работают намного более грамотно, открыто, и я склоняюсь к приобретению зарубежных программных продуктов. Одним словом, нужно оптимизировать возможности нашего производства и зарубежного. Однако стоит предупредить, что под кажущейся дешевизной и почти стопроцентным качеством часто "зарыта собака". - На Вашем производстве действует несколько участков, не связанных с основным профилем предприятия. Например, багетный участок, участок по изготовлению "столярки", линия по сухим смесям. Это - сегодняшняя потребность или дань прошлому? - По большому счету, наличие таких непрофильных участков - это старая советская традиция, когда предприятия стремились самостоятельно обеспечить все свои потребности. Наше деревообрабатывающее производство начиналось с собственного участка по производству деревянной опалубки. При этом должен сказать, что наша "столярка" сегодня - это не продукция мастерской, а фабрики, на очень хорошем счету по качеству у заказчика. По большому счету, все эти вспомогательные направления должны функционировать отдельно. Но говорить о выделении этих участков в самостоятельные предприятия рано: наша налоговая система построена так, что в одном котле вариться выгодно. Кроме того, многопрофильность позволяет нам выживать в случае, если по основному производству заказов недостаточно. И когда с повышением автоматизации производства кадры высвобождаются, мы не увольняем людей, а даем им возможность перепрофилировать свою специализацию и найти применение своему труду на других участках. - То есть требование к высокой культуре работы не позволяет разбрасываться кадрами? - Да, это так. Хотя периодически из-за отсутствия полной загрузки люди высвобождались, мы стремились давать им работу и не увольняли. Практика показывает, что для вхождения в производство нужен адаптационный период, и переучить уже имеющихся работников проще, чем набрать полностью новых. Поэтому распространенное явление у нас - переучивание, система аттестации. Зато среди профессиональных сотрудников "текучки" у нас почти нет. И, конечно, строго прижимаем тех, кто не пытается повышать квалификацию, нарушает трудовую дисциплину. Внимание уделяем не только финансовой мотивации - важно, когда работник удовлетворен самой работой. Вот вам пример: я подхожу к рабочим в одном из цехов, и они в разговоре со мной спрашивают не о зарплате, а: "Вам нравится наша работа?" Ведь вопрос зарплаты не всегда главный, людям важны и другие факторы. Поэтому на заводе проводятся соревнования, традиционное совместное празднование профессиональных праздников. На заводе работает столовая. Мы проводим переподготовку кадров, обучение.
Замечу, что эти обстоятельства являются причиной того, что на нашем заводе цены могут быть выше средних по городу. Но мы не можем поступаться качеством, нашей маркой, и вынуждены нести расходы на уровне подготовки материалов для достижения стабильности.
Автор: по материалам редакции Дата: 20.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 7 Рубрика: *** |