Публикации »

В. В. Кондратенко, ЗАО "Метробетон": что такое современные технологии...

Завод "Метробетон" известен как производитель высококачественных бетонных смесей различных марок и единственный в Петербурге производитель особо прочного бетона. Кроме изделий, ориентированных на нужды метростроения, предприятие  производит продукцию самой широкой номенклатуры: от уникальных нестандартных ЖБИ до обычных фундаментных блоков. В этом году завод освоил выпуск труб для микротоннелирования наружным диаметром 2,5 м, и на сегодняшний день с их помощью Метрострой и Водоканал прошли этими трубами 2 тоннеля. Обо всем этом мы беседуем с генеральным директором предприятия, В. В. КОНДРАТЕНКО.

- Владимир Васильевич, хотя сегодня "Метрострой" не является основным потребителем выпускаемой "Метробетоном" продукции, первый вопрос - дань родословной предприятия: в случае начала крупномасштабных проходческих работ, готовы ли "Метробетон" и другие предприятия города обеспечить поставку ЖБИ для освоения подземного пространства?

- Работа наших зарубежных коллег на участке "размыв" продемонстрировала нам сегодня уровень технологий, которых достиг запад. И, хотя в распоряжении наших проходческих организаций еще есть проходческие щиты советского образца, нам надо думать о будущем. Это касается и массового производства железобетонных изделий для тоннельной обделки. Наша работа с иностранным партнером показала, насколько жестко нужно подходить к качеству обделки. В частности, величина допустимых отклонений при изготовлении блоков для участка "размыв" составляла не более 2 мм. Технология и уровень оснащенности прежних железобетонных производств не позволяли достигнуть такого качества. Поэтому сейчас нам нужно сделать оценку всего, что мы имеем, и видимо, принимать решение на уровне проектов организации производства, оценки качества бортоснастки и т. д. Однозначной оценки о готовности железобетонного производства к обеспечению проходческих работ давать не следует.

Впрочем, сегодняшний уровень железобетонного производства несоизмеримо выше прежнего. И если задачи будут поставлены своевременно, обращаю внимание - своевременно, то они безусловно будут выполнены, потому что при обладании такими производственными возможностями, опытом, грамотным персоналом, все остальное зависит только от наличия заказа и средств для его выполнения.

- "Метробетон" смог добиться соответствия качества своей продукции зарубежным требованиям. Поговорим о том, что этому мешало...

- В первую очередь - отсутствие целостной концепции обеспечения качества в строительной отрасли. Вопрос, вставший при изготовлении обделки для "размыва" и актуальный до сих пор - отсутствие инертных материалов стабильного уровня качества. Например, хотя в регионе и представлен целый ряд предприятий по добыче песка, многие карьеры периодически допускают некачественные поставки. Эти проблемы касаются и щебня. Причина в том, что продукция пользуется ажиотажным спросом. Сейчас, чтобы обеспечить уровень качества изделий и товарного бетона, нам приходится брать на себя некоторые несвойственные нам функции - например, фракционировать песок. Это также ведет к необходимости содержать большой участок входного контроля.

В меньшей степени это относится к производству цемента, где с приходом зарубежных инвесторов и управленцев качество существенно выросло. К тому же реально на рынке цемента появился выбор: если раньше был доступен только цемент производства Пикалево, то сейчас это и "Штерн-цемент", и "Цесла", и многие другие.
Замечу, что эти обстоятельства являются причиной того, что на нашем заводе цены могут быть выше средних по городу. Но мы не можем поступаться качеством, нашей маркой, и вынуждены нести расходы на уровне подготовки материалов для достижения стабильности.

- Получается, что качественно работать сейчас невыгодно?

- Нет, будущее за теми, кто работает хорошо, и мы не случайно ориентируемся на уникальную, особо ответственную продукцию высокого качества. Но стоимость нашего бетона может быть ниже, если в "цепочку качества" будут включены поставщики материалов. При всем уважении к нашим контрольным органам, у нас в стране пока нет надзорной системы, которая жестоко, неотвратимо и объективно карала бы за нарушение технологии СНиПов и ГОСТов. Было бы замечательно, если бы надзорные органы, которые обязаны контролировать качество, провели справедливую и всеобъемлющую проверку всех производителей ЖБИ и предприятий по изготовлению товарного бетона в регионе. В том числе, конечно, и "Метробетона". Уверен, что если по нашему предприятию вопросы будут решены на уровне "устранения замечаний", то многим производителям придется инвестировать в качество большие средства. Можно при этом использовать зарубежный опыт, когда при обнаружении нарушений производитель на длительное время лишается вообще права контролировать процесс производства продукции: его обязывают заключить договор с независимой лабораторией, которая проверяет каждый его шаг, в течение, например, полугода.

- Поможет ли ситуации вертикальная интеграция строительных компаний - они зачастую начинают производственную цепочку с сырьевой базы?

- Пока я не вижу примера объединений, которые системно добивались бы высокого качества строительства, хотя декларируют это все. Скорее причина таких объединений - стремление снизить издержки и достижение больших объемов прибыли. Если карьер попадает в состав холдинга, то проблема конкурентного рынка для него частично снимается: спрос гарантирован, за качеством можно следить не так, как при самостоятельной работе. Также реальная конкуренция зачастую нивелируется заинтересованными отношениями поставщиков и заказчиков.

- Говоря о тоннельных работах, Вы коснулись вопроса оборудования. Каким образом решаете проблему на "Метробетоне"?

- Мы много вкладываем в модернизацию, при этом отдаем предпочтение импортному оборудованию, и сейчас производство находится в хорошем состоянии. Но важно понимать, что одним оборудованием проблема не исчерпывается, наравне с ним нужна культура работы обслуживающего персонала. Требуется и грамотная пусконаладка, и обслуживание. Как обычно поступает технолог в России? Допустим, вибратор на форме не обеспечивает заложенных показателей. Технолог вскрыл механизм, сдвинул эксцентрики, собрал обратно. Но результат, как правило, "черномырдинский": "хотели как лучше, получилось как всегда". Мы это уже проходили и застрахованы от многих ошибок. 

- Но зарубежное оборудование существенно дороже...

- Вопрос с финансированием сейчас решается через кредит, лизинг - условия приобретения вполне гибкие. Даже если кредит дается на условиях 18 %, с учетом нашей инфляции, в 11-12 %, его стоимость реально составляет 5-6 %. Так что главное условие смены оборудования - наличие стабильных заказов на перспективу.

Как пример тому, что же все-таки покупать - наше или отечественное - я приведу пример о приобретении нами программного обеспечения для производственной системы. Не буду считать это предупреждением, но пока российские программисты, создающие программы для автоматизации управления производством, работают с низким качеством: в отличие от зарубежных примеров, их программы строятся без возможности модульного наращивания, по принципам закрытой архитектуры. Сказывается текучесть кадров: допустим, мы приобрели программы, но через полгода хотим ее усовершенствовать. Обращаемся на предприятие-изготовитель программного обеспечения, но программист, который реально разрабатывал программу, давно уволился, а в его листингах надо разбираться полгода. Зарубежные же программисты с точки зрения сервисного обслуживания работают намного более грамотно, открыто, и я склоняюсь к приобретению зарубежных программных продуктов. Одним словом, нужно оптимизировать возможности нашего производства и зарубежного. Однако стоит предупредить, что под кажущейся дешевизной и почти стопроцентным качеством часто "зарыта собака". 

- На Вашем производстве действует несколько участков, не связанных с основным профилем предприятия. Например, багетный участок, участок по изготовлению "столярки", линия по сухим смесям. Это - сегодняшняя потребность или дань прошлому? 

- По большому счету, наличие таких непрофильных участков - это старая советская традиция, когда предприятия стремились самостоятельно обеспечить все свои потребности. Наше деревообрабатывающее производство начиналось с собственного участка по производству деревянной опалубки. При этом должен сказать, что наша "столярка" сегодня - это не продукция мастерской, а фабрики, на очень хорошем счету по качеству у заказчика.

По большому счету, все эти вспомогательные направления должны функционировать отдельно. Но говорить о выделении этих участков в самостоятельные предприятия рано: наша налоговая система построена так, что в одном котле вариться выгодно. Кроме того, многопрофильность позволяет нам выживать в случае, если по основному производству заказов недостаточно. И когда с повышением автоматизации производства кадры высвобождаются, мы не увольняем людей, а даем им возможность перепрофилировать свою специализацию и найти применение своему труду на других участках.

- То есть требование к высокой культуре работы не позволяет разбрасываться кадрами?

- Да, это так. Хотя периодически из-за отсутствия полной загрузки люди высвобождались, мы стремились давать им работу и не увольняли. Практика показывает, что для вхождения в производство нужен адаптационный период, и переучить уже имеющихся работников проще, чем набрать полностью новых. Поэтому распространенное явление у нас - переучивание, система аттестации. Зато среди профессиональных сотрудников "текучки" у нас почти нет. И, конечно, строго прижимаем тех, кто не пытается повышать квалификацию, нарушает трудовую дисциплину. Внимание уделяем не только финансовой мотивации - важно, когда работник удовлетворен самой работой. Вот вам пример: я подхожу к рабочим в одном из цехов, и они в разговоре со мной спрашивают не о зарплате, а: "Вам нравится наша работа?" Ведь вопрос зарплаты не всегда главный, людям важны и другие факторы. Поэтому на заводе проводятся соревнования, традиционное совместное празднование профессиональных праздников. На заводе работает столовая. Мы проводим переподготовку кадров, обучение.

Автор: по материалам редакции
Дата: 20.11.2003
«Федеральный строительный рынок» № 7
Рубрика: ***




«« назад