Публикации »

УПТК ОАО "Метрострой": разговор с квалифицированным поставщиком

В современном крупном строительстве наблюдаются две тенденции.
С одной стороны, это создание заказчиком или генподрядчиком собственного подразделения, занимающегося комплектацией строительства. С другой стороны - это повышение (под давлением конкуренции) профессионализма крупных строительных компаний, и, как следствие - жесткая специализация подразделений. Какое место занимает в этом процессе одно из старейших подразделений строительной комплектации нашей страны, УПТК ОАО "Метрострой", и какова общая картина происходящего на рынке строительной индустрии, рассказывает директор УПТК, канд. экон. наук М. С. АВГУСТИНОВИЧ.

- Мирослав Станиславович, до того как мы включили диктофон, Вы употребили выражение "квалифицированный поставщик". Что вкладывается в это понятие, чему оно противопоставляется?

- Если говорить об уровне непосредственно "оперативника" - раньше мы называли их инженерами отделов комплектации, а сегодня "менеджерами", то основное - это высокий уровень технических знаний. Важно, чтобы за плечами начинающего сотрудника имелось качественное техническое образование. Казалось бы, главная задача - закупка, оформление договора, работа со сбытовиками... Но, если говорить об организациях чисто коммерческих, ориентированных на извлечение максимальной прибыли, не имеющих длительной истории и готовых быстро исчезнуть с рынка, то важна, действительно, "торговая хватка". При таком подходе оказывается оправданным несоответствие марки стали металлопроката, попытки сбыть залежавшийся товар, не соответствующий действующим ГОСТам и ТУ. В отличие от таких "коммерсантов", мы ориентированы на работу в составе комплекса "Метростроя" - объекты подземного строительства являются дорогостоящими и особо ответственными, поэтому для нас главное -поставка материалов высокого качества и обеспечение сохранности всех материальных ценностей, которые поступают на склад УПТК. Следовательно, наш специалист должен оценить качество поступивших материалов на соответствие действующим ГОСТам, убедиться в отсутствии скрытых дефектов и т.п. Затем должны быть обеспечены правильные условия хранения материалов в соответствии с действующими СНиПами и правилами. Все это закладывается в ходе технической подготовки работника.

Что же касается навыков торговых, менеджерских, то они формируются уже в процессе работы. Пожалуй, основное - это знание производителей строительных материалов как в России, так и за рубежом, умение быстро ориентироваться в уровне цен, анализировать большие объемы информации о рынке. И, наконец, наш человек должен быть коммуникабельным и активным, умеющим договариваться с поставщиками и потребителями, спокойно реагировать на некорректные выпады некоторых наших потенциальных партнеров - это, к сожалению, иногда встречается среди участников жилищного рынка.

- А какие пожелания можете высказать к образовательному стандарту?

- Мы приближаемся к европейским стандартам качества производства работ, все чаще нам приходится взаимодействовать и с зарубежными партнерами. Для этого требуется знание иностранного языка, умение вести переговоры с зарубежными партнерами. Работа с постоянно обновляющейся информацией о номенклатуре и ценах строительных материалов заставляет "оперативников" активно осваивать компьютерную технику, работать через Internet. Поэтому мы направляем сотрудников на курсы повышения квалификации - языковые, компьютерные, бухгалтерские и т.д.

- Предмет гордости Вашего подразделения - обширная территория почти в центре города. Однако кое-кто считает, что в нашу эпоху борьбы "с депрессивными территориями", а проще - за пятна застройки, промышленные территории в городе - ненужная роскошь?

- Участок, безусловно, нужен - прежде всего потому, что "Метрострой", который мы в основном и обслуживаем, работы ведет в черте города, и чтобы обеспечить своевременную доставку материалов на стройплощадку, мы должны находиться в относительной близости. Это тем более важно с учетом перспективного развития строительства метро. У нас имеются удобные подъездные пути и для железнодорожного, и для автомобильного транспорта. Площадка оборудована всем необходимым для обеспечения качественного режима хранения, комплектации и поставки строительных материалов. 

- Мирослав Станиславович, что Вы пожелаете отечественному производителю строительной продукции? Например, в области качества?

- Проблема, которую чувствуют многие - в том, что строителю часто оказывается трудно достучаться до сбытовых отделов крупных заводов - производителей: предложения "зависают" в отделах и не доходят до реализации. При этом иногда достаточно короткого разговора с фигурой уровня руководителя предприятия, чтобы вопрос был решен положительно. Это говорит о том, что в "многоэтажных" компаниях - в частности, металлургических - пока недостаточно качественно налажена "вертикальная" цепочка передачи информации в средних звеньях управления, запаздывает реакция на потребности рынка. Кроме того, имеет место и ценовой диктат крупных производителей.

Что же касается качества продукции, то проблема, скорее, в том, что строительные организации зачастую пытаются экономить на закупках. Например, использовать неоднократно применявшийся шпунт Ларсена, у которого уже замок в замок не входит, или трубы, которые находились в эксплуатации уже не один год. Иногда, отказываясь от российских материалов, ищут замену среди продукции из ближнего зарубежья - а там культура производства значительно ниже российской. Качество же наших производителей существенно повышается - все больше предприятий получает сертификаты ISO 9001, а значит - квалифицированно следят за качественным уровнем выпускаемой продукции. Поэтому сравнивать западные и отечественные материалы по их объективным достоинствам становится труднее.

- А сравнение по цене?

- Да, и по цене тоже, что не является правильным. На мой взгляд, цена на многие позиции является искусственно завышенной. Например, на те, что пользуются спросом за рубежом. Понятно, что мы действуем в условиях рынка, причем и международного, но нужно более пристально следить за интересами нашей экономики. Справедливо ли, при наших ценах на энергоносители и работу, платить на равных с западной экономикой? Думаю, что проблемой ценообразования должно более пристально заняться Министерство по антимонопольной политике. Например, производство инертных материалов - это освоение недр. Если цена на продукцию возрастает, то к производителям вполне может быть применено законодательство, связанное с добычей полезных ископаемых. Конечно, и разницу между добычей, например, щебня и нефти учитывать нужно, но, если речь идет о попытках извлечения сверхприбылей, то реакция государства по отношению к недропользователям должна быть соответствующей.

Есть и такая проблема, как ценовое давление со стороны богатых потребителей. Например, нефтяники, газовики или Москва могут приобретать многие материалы по более высоким ценам и в таких объемах, что региональным потребителям сложно обеспечивать свои потребности. При этом подыгрывают и сами производители, давая крупным оптовикам более льготные условия. В результате это приводит к дисбалансу в развитии региональных экономик. И эта проблема тоже должна быть рассмотрена МАПом.

- Может быть, нам поможет создание единой электронной площадки по торговле строительными материалами?

- Скорее это усугубит ситуацию, потому что в условиях, когда на рынке имеются крупные капиталы и игроки, единая биржа - это возможность централизованно скупать основные ресурсы и заниматься спекуляциями. Более того, это - возможность экономических диверсий либо диктата целым отраслям нашей экономики.

Если говорить о метрострое, то, скорее, поможет другое решение проблемы. Например, сейчас мне придется решать проблему с прокатом контактного рельса (единственный производитель - на Украине). Металлургам выгодно производить партии от 3000 тонн, нам же требуется порядка 500 т. Поэтому придется привлекать к размещению заказа и другие "Метрострои", в том числе из стран СНГ. В этой связи, необходимо централизовать информацию о потребностях всех метростроительных организаций по основным позициям, и обеспечить наличие резервов. Аналогичным образом в кризисной ситуации МЧС РФ имеет возможность обращаться к запасам Госрезерва.

- Мирослав Станиславович, помимо семьи "Метростроя", каким смежным направлениям крупного строительства вы можете быть полезны как "квалифицированный поставщик"? 

- Мы постоянно сотрудничаем с энергетиками, железнодорожниками, газовиками. Вели поставки на Бурейскую и Богучанскую ГЭС. В силу специфики метрополитена, мы оказались полезны в 2003 г. в поставках еще для трех "Метростроев" России. Сейчас готовимся сотрудничать с "Газпромимпэксом" - это подразделение "Газпрома". Обеспечивали одну из важнейших нефтяных строек - строительство тоннеля для БТС, и думаем, что с появлением опыта ведения таких работ это направление будет развиваться.

В данный момент мы приступаем к реализации интересного контракта с Горэлектротрансом. Уже длительное время продолжаем активно сотрудничать с БСК, ЗАО ССМО "Ленспецсму", "Подводтрубопроводстрой СУ-7", ЗАО "Производственное объединение "Возрождение"", "Водоканалстрой", "Ленстройкерамика" и другими организациями города и страны.

Одно из потенциальных направлений сотрудничества, которое мы хотим развивать - это поставки для нужд муниципального заказа Санкт-Петербурга. И, как показала зима 2002-2003 г., для городского хозяйства опыт УПТК ОАО "Метрострой" может оказаться весьма полезным. Главное, чтобы город был заинтересован в таком сотрудничестве.

Автор: по материалам редакции
Дата: 20.11.2003
«Федеральный строительный рынок» № 7
Рубрика: ***




«« назад