ОАО "Лукойл": создание транспортной схемы - через партнерство государства и компании
Редакция нашего журнала неоднократно знакомила наших читателей с таким важным для ориентированных на крупный заказ строителей сегментом экономики, как крупный бизнес. Но, пожалуй, с сотрудником высшего эшелона управления компании, известной на международном уровне и в значительной мере олицетворяющей экономику нашей страны, побеседовать нам пока не удавалось. Наконец, в сентябре нам повезло: в ходе выставки "ТрансТЭК-2003" мы познакомились с Анатолием Абрамовичем БАРКОВЫМ, вице-президентом НК "Компания "ЛУКОЙЛ"". Сфера его деятельности - руководство Главным управлением НК "ЛУКОЙЛ" по общим вопросам, транспорту и связи. Мы попросили его прокомментировать впечатление от мероприятия, а также основные проблемы создания интермодальных схем для транспортировки нефти и нефтепродуктов компании. - В ходе сегодняшнего совещания затрагивались не только вопросы порта Высоцк, но и вообще развития Санкт-Петербургского транспортного узла. Прежде всего это развитие железнодорожных подходов к порту. Дело в том, что сегодня направления на Выборг и так достаточно сильно загружены, а в перспективе, когда будет открыто скоростное движение на Финляндию, ситуация может оказаться еще более напряженной. Сегодня, к моменту пуска первой очереди, транспортная проблема решена, и мы можем быть спокойны: от МПС мы уже получили документы, подтверждающие перспективную возможность транспортировки до 2,5 млн тонн грузов. Однако с учетом дальнейшего развития порта проблеме железнодорожного транспорта необходимо уделять большое внимание. - Кто финансирует проект в части, касающейся сухопутной транспортной составляющей? - Сегодня принято решение о паритетном финансировании проекта. Что касается участия компании "ЛУКОЙЛ", то мы строим себе дополнительную станцию, делаем развязку. Впрочем, дополнительные совещания по развитию подходов могут внести коррективы в распределение задач. Словом, проблема решена будет, но она требует очень больших денег и консолидации всех заинтересованных структур с тем, чтобы направление на Высоцк было разгружено. Кстати, аналогичная проблема стоит с развитием портовых мощностей на терминале в Новороссийске - ее решение сводится к развитию транспортной составляющей. - Анатолий Абрамович, оправдала ли себя практика строительства частных терминалов - в частности, порт Варандея? - "ЛУКОЙЛ" активно наращивает добычу в Тимано-Печерской провинции, и альтернативного пути, помимо развития транспортной схемы до порта Варандея, пока нет. Даже если будет реализован проект нефтепровода Восточная Сибирь - Мурманск, реально работать эта система начнет в лучшем случае в 2009 году. А до 2009 года мы должны транспортировать нефть. В настоящее время "ЛУКОЙЛ" осуществляет транспортировку сырой нефти на временный терминал железнодорожным транспортом, а с терминала - ледокольными танкерами через Баренцево море в голландский порт Роттердам, крупнейший европейский центр торговли нефтью. На данном этапе порт Варандея себя оправдывает, и компания не случайно считает этот порт ключевым элементом стратегии, направленной на увеличение ее возможностей по транспортировке нефти на европейские рынки. Так что эксплуатация его будет выгодна еще долгое время. Учитывая успешное использование временного терминала, мы подали проекты по строительству постоянного морского порта в этом же месте на утверждение в Администрацию ЯНАО. Недавно завершилась подготовка ТЭО проекта. Мощность комплекса будет составлять до 12 млн тонн в год. - Но почему Вы предпочли транспорт железнодорожный? Ведь операторы трубопроводных компаний утверждают, что этот транспорт более перспективен... - Сегодня каждая из компаний, ведущих себя по законам рынка, обязана решать в первую очередь свои проблемы. В перспективе я вполне допускаю, что кто-то из операторов построит продуктопровод к нашему терминалу. Если нам окажется выгодно платить за прокачку по предложенным тарифам, мы заплатим. Но на сегодняшний день мы должны всего лишь закрыть транспортировку объемов, которые реально производим. Первую очередь мы делаем под монопродукты, и она вполне может обслуживаться железнодорожным транспортом. Кстати, недавно мы подписали меморандум о взаимопонимании с Conoco о строительстве трубопроводной системы, которая соединит Западную Сибирь с терминалом в Варандее. В настоящее время разрабатывается ТЭО по данному проекту. - Известно, что по возможности "ЛУКОЙЛ" использует собственные трубопроводы... - В частности, это делается чтобы избежать смешивания различных сортов нефти. Например, легкая нефть, которая добывается компанией "ЛУКОЙЛ-Урайнефтегаз" в Западной Сибири, перекачивается по отдельной нитке трубопровода в порт Туапсе. Также мы пользуемся собственной сетью трубопроводов для транспортировки легкой сырой нефти, которую добывает ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь", на Пермский НПЗ. В 2002 году мы завершили строительство нефтепродуктопровода Пермь - Алметьевск - Запад протяженностью 337 км, который сократит существующую в настоящее время зависимость Пермского НПЗ от железнодорожной транспортировки на 1,5 - 1,8 млн тонн в год. И наконец, учитывая близкое расположение добывающих мощностей Компании в Калининграде к морскому порту, "ЛУКОЙЛ" осуществляет транспортировку нефти, добываемой его калиниградским дочерним обществом, при помощи морского и железнодорожного транспорта. Нашему подразделению принадлежит и 12,5% в КТК - нефтепроводе протяженностью 1 500 км для транспортировки сырой нефти с месторождения Тенгиз в Казахстане до порта Новороссийск на Черном море в России. - А каковы приоритеты на Юге? - На днях будет введена первая очередь экспортного нефтетерминала мощностью до 1 млн. тонн в год в поселке Ильинка (Астраханская область). Отгрузка нефти и нефтепродуктов будет осуществляться с помощью двухсторонней железнодорожной эстакады на 50 вагоно-цистерн. Нефть и светлые нефтепродукты будут поступать на терминал по железной дороге с последующей перегрузкой на танкера типа "река-море". Может решаться и обратная задача - перевалка наливных грузов с водного транспорта в железнодорожные цистерны. "ЛУКОЙЛ" намерен использовать этот терминал в том числе и для поставок нефти и нефтепродуктов в Иран с использованием схемы замещения (СВОП). В ходе строительства терминала были реконструированы 4 резервуара общей емкостью 40000 куб. м., насосная станция и причал. ТЭО проекта предусматривает также строительство дополнительных резервуаров объемом 60 тыс. тонн. Планируется, что на полную мощность перевалки до 3 млн. тонн нефти и нефтепродуктов ежегодно терминал выйдет в 2005 году. - Кто принимал участие в строительстве? - Генеральной проектной организацией строительства комплекса является ОАО "ЛУКОЙЛ-Ростовнефтехимпроект", генеральным подрядчиком - ЗАО "ЛУКОЙЛ-Нефтегазстрой". - Планируете ли создание перегрузочных терминалов на линии восточных морей России? - На данный момент нет. Нефтяные компании уже поделили сферы своих интересов, и у нас достаточно перспектив на имеющихся направлениях работы. - Что, на Ваш взгляд, для крупной компании перспективнее - завести собственные строительные подразделения, или нанимать на работы специализированные компании? - Несмотря на то что у нас существует своя строительная компания "Лукойлнефтегазстрой", все равно она принимает участие в тендерах. И все равно эта компания не может объять все: некоторые специфические работы она отдает на субподряд. Что касается строительства портовых мощностей, то проблема решается еще проще: имеется дирекция заказчика, которая распределяет заказы в зависимости от объективных показателей претендентов. - А каким образом увязана с международной стратегией "ЛУКОЙЛа" перспектива порта в Высоцке? - В частности, предусматривается его использование для погрузки нефтепродуктов с целью их дальнейшей транспортировки на АЗС "ЛУКОЙЛа" в США. Новый терминал позволит нам значительно увеличить существующие мощности по экспорту нефтепродуктов и существенно снизить стоимость их транспортировки. - С чем связано получение кредита для финансирования проекта, и каковы параметры кредита? - Кредитование объекта транспортной инфраструктуры - общепринятая мировая практика. А условия кредита свидетельствует о высоком доверии и к стране в целом, и к нашей компании. Согласно подписанному документу, американский частный инвестиционный фонд HBK Fund предоставляет специально созданной проектной компании "РПК Высоцк - ЛУКОЙЛ-II" кредит в размере 225 млн. долл. США сроком на 12 лет. Гарантом по кредиту выступило Государственное агентство США по страхованию частных инвестиций за рубежом, OPIC. Эта организация впервые в своей практике поддерживает проект, в котором 100% акционерного капитала принадлежит российской компании. Соглашение уникально и для нас, потому что впервые "ЛУКОЙЛ" привлекает кредитные средства на такой длинный срок и при этом не использует в качестве залога свою экспортную выручку. - Со времен создания системы БТС известно, как пристально скандинавские соседи относятся к акватории Балтийского моря. Могут ли активисты от экологии спать спокойно? - Проект терминала предусматривает беспрецедентные меры по охране окружающей среды. Все резервуары для хранения нефтепродуктов обладают двустенной конструкцией "стакан в стакане", которая полностью исключает утечки. Помимо этого нефтепродукты будут перевозиться в танкерах, относящихся к ледовому классу и имеющих двойной корпус. Министерство природных ресурсов РФ дало положительное заключение по проекту и признала его соответствующим законодательству в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. А чтобы экологи не беспокоились, мы регулярно информируем о терминале финскую общественность. Так, 11 сентября подразделение "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" специально организовало приезд представителей финских организаций и журналистов на строительную площадку. Цель поездки - ознакомить финнов с нашими мероприятиями по охране окружающей среды. Что же касается нашей территории, то размещение комплекса на значительном расстоянии от населенных пунктов в несколько раз превышает нормативную санитарно-защитную зону, что обеспечивает надежную защиту населения. Министерство природных ресурсов РФ дало положительное заключение по проекту и признало его соответствующим законодательству в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
- Благодарим за интересную беседу.
Автор: по материалам редакции Дата: 19.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 7 Рубрика: *** |