То, что мы обещаем - мы выполняем
Интервью министра транспорта РФ С. О. Франка Это не первая встреча коллектива и читателей нашего журнала с министром транспорта РФ (см. № 1-2 (2) за 2003 г.). Наша очередная беседа состоялась меньше чем за два месяца до заседания Государственного совета РФ по транспорту - удачным поводом для нее стало прибытие С. О. ФРАНКА на торжественное открытие выставки "ТрансТЭК-2003". Несмотря на жесткий график работы, министр нашел возможность ответить на наши вопросы. - Сергей Оттович, сегодня в Петербурге находится весьма представительная компания транспортников страны. Что привело Вас в город? - Очередная Евроазиатская конференция по транспорту. Также мы открываем очередную международную транспортную выставку "ТрансТЭК-2003". Мы регулярно проводим ее с 1994 года, эта выставка организована при поддержке Министерства Транспорта, МПС, Правительства Петербурга и Ленинградской области, ряда деловых ассоциаций. Участвуют в ней 130 компаний из 17 стран. Выставка расширяется по своему составу и объему - в прошлый раз участвовали всего 9 государств. Очень обстоятельно построены национальные экспозиции России, Украины, Литвы - это отражает повышение интереса к той роли, которую транспорт России может играть не только выполняя свои задачи (то есть направленные на улучшение нашей экономики и уровня жизни), но и играя соединительную роль между транспортными системами Азии и Европы. В силу географического положения наша транспортная система является такой естественной связью. В настоящее время все процессы, которые происходят в российском транспорте, все больше и больше стимулируют интересы других государств к тому, чтобы, объединяя возможности и ресурсы, создавать "мосты", которые соединят Азию и Европу - два динамичных и крупнейших экономических образования на планете. - А что ожидаете от форума Евроазиатской конференции по транспорту? - Очень представителен форум конференции, делегации представлены на уровне министров транспорта стран Азии и Европы. Ожидается подписание ряда важных документов, в частности, в рамках конференции будет подписано решение протокола о продлении европейского транспортного коридора № 2 до Екатеринбурга в России. Будет объявлено о присоединении Белоруссии и Казахстана к коридору "Север-Юг", проведено совещание Министров транспорта с Шанхайской организацией сотрудничества, где мы примем решение о согласованном развитии шоссейных азиатских и российских автомобильных дорог, чтобы согласовывать темпы и скорости. Будет подписано соглашение с Польской республикой о развитии автомобильных дорог и сообщения в районе Калининградской области, целый ряд других важных решений и сообщений. В работе конференции примут участие руководители Международной морской организации, Еврокомиссии - они тоже ведут активную работу по переосмыслению системы европейских транспортных коридоров. Динамика развития экономики в России и Европе все больше и больше заставляет людей думать о том, что логика развития европейского транспорта должна быть согласована с логикой развития транспорта в России. Кроме того, через изменение и развитие транспортной системы в нашей стране обеспечиваются надежные коммуникации Европы с Азией. - Вероятно, возникает потребность в изменениях транспортной стратегии России? - Представляется, что транспортная стратегия России должна содержать три основные составляющие. Первая - это транспортная политика, которой должно руководствоваться государство в развитии и использовании транспортной системы, а именно вопрос о роли государства в транспортном комплексе. При обсуждении этой проблемы столкнулись крайние позиции - от полного дерегулирования до переноса на государство основной нагрузки по финансированию. Истина находится, видимо, посередине. Думаю, что государство должно оставить перевозочную деятельность независимым субъектам рынка, но при этом обеспечить стратегическое планирование и участвовать в финансировании транспортной инфраструктуры там, где рынок сделать этого не в состоянии. Вторая составляющая - перспективный план развития национальной транспортной инфраструктуры, важнейших путей сообщения и транспортных узлов. Он должен разрабатываться в увязке со сценариями развития производительных сил страны и будет реализован на основе концепции транспортных коридоров. Если два или три года назад мы планировали продление по территории России панъевропейских транспортных коридоров, то сейчас целесообразнее создание системы собственных международных и внутренних транспортных коридоров, в которых реализуются основные инфраструктурные проекты. Некоторые склонны рассматривать этот инфраструктурный план как бюджетную заявку или титульный список строек. Конечно, план должен определить крупнейшие проекты ближайших десятилетий, но одновременно он должен определить и адекватные механизмы привлечения внебюджетных ресурсов к реализации этих проектов. Характерным примером является дорожный сектор - несоответствие состояния дорожной сети темпам автомобилизации страны. За 20-25 лет ситуация должна существенно измениться - не только в части развития дорог за счет бюджета, но и на основе изменения дорожных налогов, развития платных дорог и так далее. Третьей составляющей должны стать программы преобразований на отдельных видах транспорта. Главная задача преобразований на транспорте заключается в том, чтобы сделать транспортную систему экономически эффективной. Инвесторы должны получить гарантии выгодности вложения средств в транспортные системы. Налогоплательщики должны быть уверены в том, что средства бюджета, которые вкладываются в транспорт, дают максимальную общественную отдачу. - Каковы сегодняшние "строительные" приоритеты Минтранса на Северо-Западе? - С точки зрения наших приоритетов, Северо-Запад - это основные ворота для внешней торговли России. Основная внешняя торговля связана с морскими коммуникациями, поэтому мы должны по-прежнему наращивать темпы развития и модернизации морских портов. Пока, вы знаете, 80 млн. тонн российских грузов внешней торговли перерабатывается в портах сопредельных стран, и хотя у нас нет задачи свести эту цифру к нолю (я считаю, что международная конкуренция в этой сфере будет существовать), но есть и резервы для развития российских коммуникаций с максимальным народно-хозяйственным и бюджетным эффектом, в том числе созданием рабочих мест. В этой связи здесь, на Северо-Западе, безусловным приоритетом является развитие Усть-Луги. Вы знаете, что мы ставим себе целью к 2007 году в районе Усть-Луги создать самый лучший, самый мощный на Балтике контейнерный терминал. Также это центр паромного сообщения Калининградской области и портов Германии, технология должна начать работать к 2005 году. Надеюсь, что если Вы внимательно следите за тем, что удалось уже сделать до этого в регионе, то знаете, что то, что мы обычно обещаем, мы обычно выполняем. - В заключение - наши сугубо петербургские вопросы. Каковы перспективы комплекса защитных сооружений - самого знаменитого "недостроя" Северо-Запада? - В перспективе дамба имеет большое транспортное значение, связанное с тем, что верхнее строение сможет нести транспортную нагрузку. Но курировать этот объект в Правительстве поручено Госстрою РФ. - А готовы ли Вы прокомментировать активно обсуждаемый проект переноса Морского порта Санкт-Петербурга на линию КЗС? - Думаю, что пока какие-то комментарии давать рано. И потом, качество самой идеи, ее аргументация - на уровне самых первых проработок и с точки зрения экономической, и с точки зрения инженерной. Что касается экономики, то суммы от 2-3 млрд долларов, которые якобы позволят создать новый комплекс, выглядят "агрессивно". Но поскольку реально мы знаем, что емкость этого рынка составляет 50-60 млн. тонн грузов, с соответствующей финансовой отдачей, то этот проект с экономической точки зрения выглядит чрезмерно амбициозно без реальных на то оснований. Поэтому я думаю, что у нас есть значительно более дешевые способы добиться того же самого искомого результата с большим народно-хозяйственным эффектом и меньшей нагрузкой на бюджет.
Автор: по материалам редакции Дата: 19.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 7 Рубрика: *** |