Публикации »

РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ ПОРТА — ПРЕПЯТСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

— Как взаимодействуют между собой градостроительные планы и тенденции развития Морского порта? — Возьмем простой пример — строительство КАД. Безусловно, дорога решит часть проблем города. Но для развития порта более актуальным является скорейшее завершение строительства западного скоростного диаметра, потому что именно он даст возможность прямого вывоза, без особого воздействия на городские районы, грузов из порта и в порт. Поэтому очень важен комплексный подход при решении глобальных задач, таких, как, например, строительство КАД или, особенно, достройка дамбы. Ведь увеличение пропускной способности (глубины и ширины) подходного канала непосредственно связано с судопропускным устройством № 1. При решении вопросов об очередности строительства объектов дамбы целесообразно в первую очередь достроить именно это сооружение. И тогда сразу можно будет увеличить и расширить канал, дав возможность приходить в порт судам большего тоннажа. А на данный момент подходной канал — одна из главных нерешенных проблем: он позволяет проводить суда с максимальным водоизмещением всего до 40 тыс. тонн. Между тем, современные суда, как правило, крупнее — водоизмещением до 60 тыс. тонн и более. А суда, обслуживающие Петербургский нефтяной терминал, примыкающий к территории порта, имеют водоизмещение по 80 и даже 100 тыс. тонн. Если такие большие суда смогут подходить к причалам, то, соответственно, число судозаходов уменьшится, увеличится пропускная способность причального фронта. При этом решится вопрос об отсутствии в порту территорий для складских площадей. Для того, чтобы был прирост грузооборота, но при этом не требовалось создания новых больших складских территорий, необходимо увеличить пропускную способность через линию причала. А это можно сделать, в том числе, за счет увеличения тоннажа приходящих судов. — Возможности территориального расширения исчерпаны полностью? — Нет, есть еще небольшой участок, интересный с точки зрения развития — это Кривая дамба. Уже разработаны планы устройства там еще одного грузового района. Планируется также создавать бондовые склады для временного хранения грузов. Таким образом можно освободить территорию порта и перерабатывать грузы уже вне его. Скорее всего, первый склад будет создан в районе Шушар. На этом возможности территориального расширения портовой зоны будут исчерпаны. Дальше речь пойдет только о современных методах переработки грузов, о применении новых прогрессивных технологий (механизации и автоматизации процессов). Над этим сейчас активно работают наши специалисты. Так, например, на 1-м контейнерном терминале ввели автоматическую систему управления перевалкой контейнеров. Это позволило увеличить пропускную способность терминала на тех же площадях до 40%. То же и с Балтийским балкерным терминалом — на нем автоматизация всех процессов позволила сделать технологию почти «безлюдной»: все основные процессы отслеживаются оператором с помощью ЭВМ. Процесс перевалки удобрений на каждом своем этапе контролируется датчиками, которые в режиме реального времени дают представление о происходящем, сообщают, где требуется вмешательство, что нужно изменить или поправить, и пр. Точно такой же подход должен быть внедрен в других районах порта, что позволит без расширения площадей увеличить его пропускную способность. — Как решаются экологические проблемы, связанные с вписанностью порта Санкт-Петербург в жилую застройку? — Прежде всего за счет создания закрытых чистых технологий. Балкерный терминал — наиболее яркий пример такого подхода. До недавнего времени минеральные удобрения переваливались с судна на судно, либо с судна в вагоны (непосредственно на причалах), либо на 2-м районе, с использованием контейнеров. Все это оставляет возможность пыления и попадания удобрений в воздух и воду. С созданием комплекса минеральных удобрений проблема эта во многом решена, и недалек тот день, когда все 100% удобрений будут перерабатываться в порту только «чистым» способом. Этот же подход практикуется в порту и для всех остальных грузов, а также при очистке воды. Мы первые в мировой практике создали очистные сооружения, которые могут работать с минеральными удобрениями. Во всем мире это, в лучшем случае, отстойные пруды. А петербургский порт имеет эффективные очистные сооружения, которые доводят содержание примесей до ПДК, после чего вода уходит на общегородские очистные. — Будет ли со временем меняться специализация порта в целом? — Изменения последуют, в частности, в ходе решения общероссийских транспортных проблем. Многое будет зависеть от создания транспортного коридора Север-Юг (№ 9), от развития контейнерного бизнеса, которому до сих пор уделялось меньше внимания, чем в развитых странах. Многое изменит создание и ввод в действие Транскорейской магистрали. По ней можно будет перевозить до 10 млн. тонн TEUs, и порт Санкт-Петербург сможет взять из этих 10 млн. не менее четверти. Помимо имеющегося 1-го контейнерного терминала, в 4 районе планируется строить еще один. В систему контейнерных перевозок в дальнейшем включится и Усть-Луга. Контейнерный бизнес, безусловно, — будущее порта Санкт-Петербург, и уже недалекое будущее.

Автор: По материалам отдела PR и рекламы ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»
Дата: 12.11.2003
«Федеральный строительный рынок» № 6
Рубрика: ***




«« назад