ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ УСАДЬБЫ ПОЭТА. КОМПАНИЯ «НИКА»: ВОЗРОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ Г. Р. ДЕРЖАВИНА
В дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга «Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени», вошедший в состав Всероссийского музея А. С. Пушкина, принял первых экскурсантов. Тем самым открывается новая страница в истории этого комплекса, который является достойным увековечением памяти «отца русских поэтов», по определению Белинского.
– Принадлежавшая поэту усадьба с 1791 по 1816 г., построенная его другом, известным архитектором Н. А. Львовым, а позже неоднократно перестраивавшаяся, до наших дней сохранилась лишь фрагментарно, – рассказывает Надежда Комкова. – В принципе, от дома остались одни стены, да и то полуразрушенные. Требовалась самая серьезная реконструкция этого старинного здания. Весь комплекс работ по реставрации мы начали осенью 2000 г., и к этому времени они практически близки к окончательному завершению. Нашей компанией было выполнено все, что касается этого дома: поменяли все перекрытия, кровлю, выполнили все штукатурные, отделочные работы, лепнину, живопись, золочение, искусственный мрамор и т.д. Технологии у нас отработаны, мастера высококвалифицированные. Но и трудностей хватало. В первую очередь, это, конечно, касается качества применяемых материалов, а также некоторых технологий, достаточно устаревших к нашему времени. Вот, к примеру, технология формовки лепного декора... Здесь трудности возникают неожиданно, непредсказуемо. Кажется, что тысячу раз выполняя одну и ту же работу, ты не можешь ошибиться. И вдруг... обжигаешься именно на этом. Или второй пример – воссоздание искусственного мрамора. Здесь возникающих трудностей хватило бы на целую нашу беседу. Ведь сейчас в городе осталось очень мало настоящих мастеров по работе с искусственным мрамором. Мы рискнули работать с молодыми ребятами, которые, тем не менее, имели уже определенный опыт по реставрации именно искусственного мрамора. И я очень рада, что они не обманули наших ожиданий, выполнив свое дело прекрасно. Надо сказать, что технология воссоздания искусственного мрамора не так проста, как кажется на первый взгляд. И, к сожалению, он не получается дешевле натурального мрамора. Но это один из красивейших видов отделки, хотя и требует к себе более нежного отношения, более тонкой работы по доводке поверхности – полировке.
– Надежда Игнатьевна, как будет складываться Ваше дальнейшее сотрудничество с Всероссийским музеем А. С. Пушкина?
– О перспективе я пока ничего определенного сказать не могу, ведь это зависит не только от меня, но и от руководства музея. Компания «Ника», конечно, заинтересована в работе, затрагивающей как сам музей, так и любые другие объекты реставрации. Мы будем рады, если труд наших специалистов будет востребован в полной мере. Вот сейчас музейный корпус усадьбы Г. Р. Державина уже практически закончен, остается только завершить некоторые работы по домашнему театру, окончание реставрации которого намечено на конец этого года.
– Надежда Игнатьевна, каково Ваше мнение о нынешней системе организации реставрационных работ: системе финансирования, распределения заказа, функциях заказчика?
– Что можно сказать по поводу финансирования? Если заказчик заключает договор на определенную сумму под определенные виды работ, значит он должен непременно располагать этой суммой, и никак не меньшей, чтобы работы по договору были закончены стопроцентно и с подрядчиком можно было бы расплатиться. Что касается распределения заказа, то это непростой вопрос. Но мне близка позиция недавно ушедшей из жизни Г. И. Свешниковой, директора Юсуповского дворца. Я считаю, что тендеры в их нынешнем виде – чисто формальная акция, иногда близкая к профанации. И я тоже признаю истинных мастеров – реставраторов, а не победителей тендеров. А исполнять функции заказчика, на мой взгляд, лучше всего может директор реставрируемого объекта. Только хозяин объектовой структуры знает в полной мере проблемы своего объекта, чего нельзя сказать порой о посредниках.
– По каким направлениям компании «Ника» хотелось бы усилить свои позиции в реставрационном бизнесе?
– Я бы хотела уйти поглубже в новые технологии реставрации. Нужно искать сотрудничества с зарубежными коллегами, такими, например, как реставраторы Италии. Я была в Италии, видела реставрируемые объекты в городах Падуя, Помпеи. Там не боятся современных технологий, главное преимущество которых – качество реставрации. Многие соборы в Италии намного старше наших . Тем не менее итальянские реставраторы применяют при их реставрации новые технологии, и от этого соборы хуже не становятся. Конечно, Италия это Италия, а Петербург это Петербург, климатические условия разные. Но, все-таки, нужно выходить на зарубежных коллег, пробовать их материалы в лабораторных условиях, на наших памятниках, и, в конце концов, начинать выпуск более качественных материалов, аналогичных зарубежным, у нас в России. Качество же теперешних отечественных материалов, применяемых нами при реставрации, оставляет желать лучшего.
Второе. Я хотела бы сказать о теме, которая только пока находится в разработке, в начальной, можно сказать, стадии. Я очень люблю вышивку, с самого детства. Совершенно недавно мне случайно попали в руки довольно интересные работы, вышитые, кстати, российскими мастерами, но поступившие в Россию из других стран – Голландии, Германии, Ирана. И я задумалась над этим... Почему бы нам не заняться всерьез этим видом декоративно-прикладного искусства здесь, в России? Если мастера – наши, почему мы вышиваем голландские и другие иностранные пейзажи, а не российские? Наши ведь ничуть не хуже, уверяю Вас.
Элементы вышивки мы уже использовали при оформлении интерьера Соломенной гостиной особняка Г. Р. Державина. Документацию на эту гостиную, как и на весь объект, разрабатывала архитектор Лариса Анатольевна Одинцова («Ленпроектреставрация»). Она же доставала соломенные обои в Голландии. И вот сейчас по ее разработанным эскизам наши мастера делают Соломенную гостиную такой, какой она была во времена поэта.
– Надежда Игнатьевна, что бы Вы пожелали своим коллегам и своей компании на будущее?
– Я бы пожелала, чтобы наши объекты реставрации, на которых мы работаем, не бросались бы на полпути к завершению. Когда идет реставрация или воссоздание объекта, а потом вдруг объект замораживается на неопределенное время ввиду нехватки финансов или по другим причинам – это очень плохо. От этого в большой степени страдают сами реставрируемые объекты, увеличиваются дополнительные затраты на его консервацию. Начатую работу нужно обязательно доводить до логического завершения, так как моменты замораживания объектов очень выбивают коллег-реставраторов из рабочей колеи, и, поверьте, это очень больно для тех, кто хочет и способен сделать наш город, его здания, памятники, такими, которыми можно искренне гордиться.
Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 12 Тел./факс (812) 113-01-51, 388-15-22, 388-11-15
Автор: Беседовала Наталья МАСЛОВА Дата: 12.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 19 Рубрика: ***
| |
«« назад