Публикации »

«АРТ-ЭКСПЕРТ»: ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОЙ РЕСТАВРАЦИИ

Реставраторам Научно-реставрационной фирмы «Арт-Эксперт» не раз приходилось решать весьма сложные технические задачи с применением научных методов и технологий. На наши вопросы отвечает реставратор высшей категории РФ, генеральный директор НРФ «Арт-Эксперт» Михаил Юрьевич АСЕЕВ. — Михаил Юрьевич, фирма «Арт-Эксперт» известна прежде всего многолетней работой на объектах Государственного Эрмитажа… — Специалисты НРФ «Арт-Эксперт» реализуют комплексную программу по воссозданию декоративно-художественного убранства фасадов Нового Эрмитажа, определившего неповторимость его архитектурного облика. Цель программы — консервация, реставрация и воссоздание декоративной отделки на момент постройки Нового Эрмитажа в технике и по технологии, максимально приближенным к оригинальным, с учетом эксплуатации в условиях агрессивной окружающей среды Санкт-Петербурга. В августе 1950 года с фасада здания Нового Эрмитажа упала и разбилась статуя «Петер Пауль Рубенс». Было принято решение о восстановлении статуи, однако осуществление этих работ оказалось возможным только спустя полвека. Архивные поиски исторических, документальных, иконографических материалов (включая контакты с зарубежными музеями и архивами), изучение сохранившихся фрагментов скульптуры, анализ творческого почерка мастеров позволили нашим специалистам максимально точно воссоздать первоначальный облик статуи. Модель статуи была выполнена членами Союза Художников России — скульпторами Е. М. Кацем и А. И. Шляхтиным, и весной 2000 года принята комиссией в составе представителей Государственного Эрмитажа и КГИОП. В результате научно-исследовательских работ по выбору материала для изготовления скульптуры в натуральную величину (с привлечением специалистов НПО «Прометей» и СПбГТУ) было решено отлить статую в бронзе. Для воссоздания скульптуры «Рубенс» применили способ литья по выплавляемым восковым моделям. Он имеет и другое название — «Метод точного литья», поскольку позволяет с большой степенью точности воспроизвести модель даже при наличии сложного рельефа. — Согласно современной этики реставрации, восстановление скульптуры должно проводиться в том же материале, в каком она была создана изначально… — Специалисты НРФ «Арт-Эксперт» разработали два варианта реставрации 27 скульптур из цинка с фасадов Нового Эрмитажа. Первый вариант предусматривает реставрацию скульптур по отработанным методикам с возвращением их на исторические места. Второй вариант — заменить 27 скульптур копиями (литье по выплавляемым восковым моделям из бронзы), а оригиналы после проведения реставрации перенести в музейную экспозицию. С учетом условий агрессивной окружающей среды Санкт-Петербурга мы предлагаем заменить материал произведений на более традиционный и надежный, каким является литая бронза. Для проведения работ создан творческий коллектив, состоящий из реставраторов по металлу, научных сотрудников НИИ «Прометей» и ГИПХ и др. На настоящий момент мы обладаем всеми возможностями для завершения работ по программе, как материальными (производственная база, формы, модели), так и нематериальными (утвержденные Государственным Эрмитажем и КГИОП технологии проведения работ, сметная документация). — Какие сложности встретились при реставрации медно-выколотного декора арки Главного штаба? — Скульптурные композиции арки Главного штаба созданы по рисункам Росси В. И. Демут-Малиновским и С. С. Пименовым. Статуи, горельефы и розетки выполнены из медных листов в технике выколотки (за исключением фрагментов двух горельефов — воинских доспехов на фронтальной части арки, отлитых из чугуна). С 1995 года фирма «Арт-Эксперт» проводила научно-методологическое исследование скульптурной композиции «Колесница Славы», на основании которого был разработан проект ее консервации. В 2002 году специалисты фирмы произвели работы по демонтажу декора арки. Обследование показало, что все поверхности медных декоративных композиций покрыты толстым слоем зеленой краски (до 3 мм), биоорганическими наслоениями и обширными очагами активной коррозии меди. Также имеются многочисленные деформации: вмятины, трещины и разрывы металла. Утраты медного выколоченного декора составляют 30%. Все железные части креплений и прочностных элементов также сильно корродированы. Очистке от старых наслоений и коррозии подлежали все декоративные элементы. Указанные обстоятельства определили очистку как очень сложный и трудоемкий процесс реставрации памятника. Специалисты фирмы пришли к выводу, что струйно-вихревой метод неприменим в данной ситуации, так как воздействие на металлическую (медную) поверхность абразивных порошков приведет к искажениям — «затиранию» декоративной поверхности и утрате авторской прочеканки. Была составлена и согласована с КГИОП «Методика реставрации скульптурных композиций арки Главного штаба». Мастера применили традиционные методы расчистки. После реставрации декора фирма провела его монтаж. — А в каком состоянии находится скульптура на балюстраде Зимнего дворца? — Первоначальная каменная скульптура на балюстраде Зимнего дворца до нас не дошла. Стоящие ныне статуи выполнены в 1894 г. из «вальцованной листовой меди» по моделям профессора Академии художеств М. П. Попова. Специалисты фирмы провели предварительное натурное обследование состояния скульптур и кирпичной кладки постаментов, которое показало, что основной и характерной для Санкт-Петербурга причиной разрушения скульптур является проникающая избыточная влага. Состояние осмотренных частей несущих каркасов можно признать аварийным. Балюстрадная скульптура Зимнего дворца нуждается в комплексной реставрации, проводимой поочередно, в зависимости от состояния несущих конструкций. Необходимо провести первоочередные работы: испытания скульптуры на ветровые и статические нагрузки от проседания и опрокидывания, по результатам которых аварийные скульптуры должны быть стянуты в бандаж с противовесом или стальной оттяжкой. Работы должны производиться с составлением соответствующих нормативных актов при их согласовании с Государственным Эрмитажем и КГИОП. Интересно отметить, что, по мнению ряда искусствоведов и историков архитектуры, темная скульптура не соответствует объемной, сочной архитектонике дворца. В гармоничность барочного сооружения вносится известный диссонанс, и его облик значительно обедняется. Стоит подумать о возвращении балюстрадной скульптуре Зимнего дворца белого цвета. — Многие архитектурные шедевры Санкт-Петербурга, например Казанский собор, не оказались охвачены юбилейными работами… — Казанский собор находится сейчас в плохом состоянии. Несмотря на то, что он несколько раз реставрировался, его наружная облицовка сильно повреждена. Часть пудостского камня, особенно на колоннах, отбита, часть сильно выветрена и осыпается, его поверхность загрязнена и покрыта натеками солей (гипса), выступивших из камня под воздействием кислотных дождей. Фирма «Арт-Эксперт» обладает богатым опытом по реставрации природного камня. Наши мастера провели реставрацию двух скульптур из пудостского известняка на аттике Адмиралтейства, мраморных скульптур «Флора» и «Помона» на северном фасаде Малого Эрмитажа. Мы проводили реставрацию каменного цоколя здания Нового Эрмитажа, мраморного декора и гранитных плинтов балконов Главного штаба, а также каменного декора особняков князя И.Ф. Паскевича-Эриванского и Вел. кн. Павла Александровича, Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры и Кухонного корпуса Елагиноостровского дворца-музея. Также к значительным работам следует отнести воссоздание каменного убранства лоджий, гротов (известняковый туф) и лестниц (гранит) террасы Константиновского дворца и пилонов «Каменных ворот» (известняковый туф) Нижнего сада дворцово-паркового ансамбля в Стрельне. Наши специалисты в 2002 году провели пробные расчистки облицовки из пудостского известняка на южном фасаде Казанского собора, разработали методику расчистки и технологию структурного укрепления известкового туфа. Таким образом, мы готовы приступить к реставрации этого выдающегося произведения архитектора А. Н. Воронихина. 1. Воссозданная статуя «Петер Пауль Рубенс» на южном фасаде Нового Эрмитажа. Фотография А.В. Кречмера. Май 2003 г. 2. Фрагмент балюстрадной скульптуры Зимнего дворца. Фотография А.Ю.Бахвалова. Июнь 2003 г. 3. Общий вид арки Главного штаба. Фотография А.В. Кречмера. Май 2003 г. НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННАЯ ФИРМА «АРТ-ЭКСПЕРТ» 190000, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, д. 30, пом. 18 Тел.: (812) 325-97-38 Тел./факс: (812) 325-91-84 e-mail: artexp@sp.ru

Автор: по материалам редакции
Дата: 12.11.2003
«Федеральный строительный рынок» № 19
Рубрика: ***




«« назад