Публикации »

ПО НИЗКИМ, ТОПКИМ БЕРЕГАМ. «ФУНДАМЕНТПРОЕКТ»: ПРОБЛЕМЫ ПЕТЕРБУРГСКИХ ГРУНТОВ

— Галина Игоревна, одно из потенциальных направлений развития центра нашего города — подземное строительство, а также сохранение центра города. Каков потенциал «Фундаментпроекта» в решении этих задач? — Мы можем выполнить практически все виды работ, связанных с проектированием фундаментов, экспертизой проектных решений. Ведем мониторинг состояния города, наблюдаем за проблемными районами — Васильевским островом, Петроградским районом. Даем рекомендации при свайных работах. Хороший потенциал институт имеет для разработки проектов реконструкции подвальных помещений — эти работы ведутся в сотрудничестве с коммерческими компаниями. Однако необходимо обратить внимание на тот факт, что мы перегружены работой, и поэтому готовы принять не каждое предложение. Это связано с тем, что количество проектировщиков существенно сократилось, что отрицательно отразилось на нашем составе. — Есть ли в Петербурге организации, что готовы взять на себя создание крупных подземных комплексов? — В Петербурге имелась прекрасная строительная организация «Гидроспецфундаментстрой». Сейчас, к сожалению, от нее осталась едва ли не одна лишь «вывеска»: люди, а вместе с ними бесценный опыт, ушли, а оставшиеся не занимаются реализацией масштабных объектов. А когда-то мы владели уникальными методами строительства. Например, это метод опускного колодца. Некоторые объекты, созданные в Петербурге, вошли в учебники по гидротехническому строительству. Так, на территории НПО «Ленинец» был создан опускной колодец размерами 40 на 20 м, где была применена уникальная перегородка из металлических труб. Владели мы и технологиями строительства очистных сооружений. — Галина Игоревна, если верить амбициозным государственным планам, то в ближайшее время строителей ждет серьезное испытание — достройка комплекса защитных сооружений. Как Вы видите место «Фундаментпроекта» в решении этой задачи? — Вопросы проектирования таких объектов, как КЗС, ведет преимущественно «Ленморниипроект» — именно этот институт является монополистом, в хорошем смысле слова, по строительству портов и аналогичных сооружений. Однако мы принимаем активное участие в проектировании таких объектов в качестве соисполнителей (так, большие проектные работы были выполнены для портовых мощностей Архангельска, Северодвинска, Мурманска, Кеми и др.). Наш институт принимал участие и в проектировании дамбы, для которой разрабатывались элементы конструкций затвора судопропускников. Думаю, что на первых порах мы могли бы принять участие в разработке новой гидрогеологической карты грунтов на ответственных участках этой стройки, где за годы простоя могла существенно измениться. Эту задачу необходимо решать в первую очередь. — Что происходит в стройиндустрии, обеспечивающей гидротехническое строительство материалами и изделиями? — Сохраняется проблема нехватки отечественного шпунта, поэтому эта позиция в основном завозится из-за границы. Шпунт российского производства делается из «кипящей» стали, пригодной только для создания временных сооружений. Имеются и проблемы с качеством «замков» — соединений. Хороший, пригодный для качественного гидротехнического строительства шпунт поставляется, как и несколько лет назад, из-за границы, хотя лично мне ситуация непонятна: наша страна изобилует металлом, и думаю, что металлурги вполне в состоянии обеспечить рынок этой востребованной продукцией. Вероятно, если выгоднее торговать сырьем, то что-то неверно на уровне государственной политики. Для подземного строительства, в особенности с глубоким проникновением в грунты, остро стоит вопрос с технологиями качественной гидроизоляции. Те системы, что позволяют держать напор воды до 20 метров, стоят очень дорого. Безусловно, самое лучшее решение - металлическая гидроизоляция. Так, нашим институтом проектировался опускной колодец для блоков инженерных систем для Таврического дворца: несмотря на близость невского русла, уже двадцать с лишним лет проблем с водой не возникает. Сохраняется проблема качественных железобетонных изделий. Если раньше наш регион был в избытке обеспечен ЖБИ, то сейчас качество многих специальных изделий оставляет желать лучшего: культура производства резко упала. На помощь приходят регионы, но сваи и аналогичные изделия приходится везти издалека, что также отражается на стоимости. — Некоторые специалисты отмечают проблему мегаполисов – техногенные изменения почв... — Да, эта проблема стоит остро, мы активно занимались ее изучением. Прежде всего, неблагоприятна вибрационная динамика наших грунтов от влияния сотрясений, распространяющихся от движения транспорта и работы промышленного оборудования, что приводит к осадкам фундаментов зданий и сооружений. Город опускается от техногенных вибраций примерно на 2 мм в год - ведь наши глинистые грунты «отдают» усадку со временем. Из-за проливов канализации, проникновения химических веществ портится структура почвы, идет раскисление, выщелачивание. — Но и строители упрекают проектантов в недостаточном качестве работ... — Да, проблема с качеством проектных работ в части, касающейся фундаментов, стоит остро. Например сейчас все, кому не лень, проектируют малоэтажную застройку. Но ведь некоторые из так называемых проектировщиков никогда не видели соответствующие СНиПы. Многие здания уже через год плывут, разрываются. Одна из причин – халатное отношение к пучинистым грунтам, которых в нашем регионе хватает с избытком. Молодежь, которая приходит в проектирование, имеет весьма завышенные требования по зарплате, не готова работать в коллективе, преувеличивает роль ЭВМ. Но компьютер не более чем рабочий инструмент, то есть замена кульмана, а не мыслящей головы. Перепрофилирован соответствующий факультет «Политеха»... Продолжается отток кадров в бизнес и смежные отрасли. Отдельные, перспективные молодые специалисты часто ускользают за границу. Существуют и более серьезные, стратегические ошибки. Одна из строительных корпораций в настоящее время ведет строительство над артезианскими запасами воды. При водозаборе воды для нужд района неизбежно начнется изменение гидрогеологических условий всего участка, что приведет к просадкам с трудно предсказуемыми последствиями. Остановить такие решения можно только системно подходя к проблеме фундаментов, а именно с этим проблема. Ведь скандально известный дом, обрушившийся на Двинской, был построен на месте засыпанного Селедочного канала. Информация об этом была утрачена, мы уже в ходе расследования этого обрушения нашли, что весь Гутуевский остров — это система многих протоков и каналов, объединенных путем засыпки, происходивших в течении многих лет. — Тогда иронически-провокационный вопрос: может быть, пригласим «варягов»: зарубежных проектировщиков? Ведь мы покупаем английский шпунт, работают зарубежные строительные компании... — Нет, так проблему не решить. Зарубежные проектировщики не знают наших гидрогеологических условий, всех нюансов. Вспомним, чего стоит пример с «размывом» метро: в петербургских недрах скрываются и другие подводные реки, озера, плывуны. Москвичи, иностранцы помогут развитию подземного строительства деньгами, но на наших грунтах смогут работать только люди, имеющие большой опыт проектирования и строительства на грунтах Санкт-Петербурга. — Вероятно, требуется «переинвентаризация» наших почв? Кто может и должен взять на себя эти работы? — К сожалению, наработки советской эпохи сейчас уже не соответствуют современным условиям работы. Прежде всего потому, что изыскательские архивы не оцифрованы, а следовательно, малодоступны. Отсутствуют современные лаборатории. Кроме того, из-за изменений необходимо проводит переосвидетельствование почв каждые пять лет. Детализация этих карт должна составлять 50 м, а на участках, непосредственно идущих под фундаменты —15-25 м, в зависимости от «пятна» застройки. Расходы по этим работам должны закладываться в стоимость «пятен застройки», выставляемых на торги. Что касается вопроса, с кем целесообразно сотрудничать в плане исследования петербургских почв, то думаю, что на помощь строителям должны прийти профессиональные геологи. Однако необходимо отработать единый протокол хранения и выдачи информации о грунтах.

Автор: по материалам редакции
Дата: 12.11.2003
«Федеральный строительный рынок» № 19
Рубрика: ***




«« назад