Публикации »

«ГЕОИЗОЛ» — ОСВОЕНИЕ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА

Сегодня ООО «Геоизол» выполняет практически все виды геотехнических и гидроизоляционных работ при строительстве новых и реконструкции существующих зданий и сооружений. Наша собеседница, Елена Борисовна Лашкова, возглавляет эту компанию с 1994 г. — Елена Борисовна, освоение подземного пространства – едва ли не такое же дорогостоящее направление, как покорение космоса. Есть ли перспективы у подземного строительства в центре Петербурга, основанном на «низких, топких берегах»? — Освоение подземного пространства — не экономическая проблема, а насущная необходимость. Историческая часть города, получив импульс к развитию, нуждается в новых площадях. Это паркинги, большие торговые площади, сервисные пространства для туристов, посещающих наши культурные центры. Найти резерв таких площадей в традиционных решениях затруднительно, «уйти» некуда. Развиваться вширь, растягивая город, мы не можем: инвестору важен исторический центр. Высотность у нас ограничена, и будем надеяться, что останется ограничена и впредь. Остается направление вниз. Многие проекты несут социальную нагрузку, как, например, метрополитен, подземные пешеходные переходы, коллектора коммунальных служб. Реализация таких проектов, как подземные паркинги и развитые торговые центры, положительно скажется на имидже города и помимо прямого заработка, принесет опосредованную прибыль. — Елена Борисовна, одна из важнейших тенденций Петербурга – это появление новых игроков – инвесторов, строителей. Учитывая опыт, исторически наработанный московским строительным комплексом в освоении «подземного пространства», какими Вы видите изменения рынка подземного строительства? — Активизация московских компаний в Петербурге – наболевшая проблема. Все мы понимаем, что в результате прихода инвестиций город выиграет; вероятно, активизируется и подземное строительство. Однако не нужно преувеличивать возможности московских строительных компаний, которые агрессивно рвутся на наш рынок. Дело в том, что еще недавно многие из тех, кто сейчас занял первые строчки в рейтингах, были известны лишь в узких кругах, и буквально за несколько лет они поднялись благодаря уникальным финансовым возможностям Москвы. Однако отсюда вытекают болезни «быстрого роста»: компании не имеют длительной профессиональной истории, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Более того, к нам в Петербург почему-то идут именно такие «скороспелые» фирмы. На мой взгляд, москвичи не имеют каких-то профессиональных секретов, которых не было бы и у петербургских компаний соответствующей специализации. Поэтому лично моя позиция – рынок Петербурга надо защищать, давая работу, а следовательно, и возможность развития нашим строителям. В нашем городе ряд компаний, имея большой потенциал, на полную мощность не загружены. Если наши строители получат те же средства, что их московские коллеги, то смогут быстро сравняться по возможностям. Безусловно, важно, насколько современное и качественное оборудование применяют компании. Но это тоже вопрос финансирования. — Возможности – это материалы, оборудование, кадры. Как обстоит дело с производством строительных материалов и оборудованием для подземного строительства? — Если есть необходимость в строительстве, и оно обеспечивается финансированием, то можно справиться с любым объектом. Другой вопрос, сейчас отечественная индустрия, обеспечивавшая подземное строительство, находится в упадке. Современное строительное оборудование, высокотехнологичные материалы – все это, в основном, приходиться покупать на западе. Соответственно возникает проблема с рабочими кадрами – персонал необходимо не только обучить работе с новыми механизмами, материалами, важно воспитать рабочего с высоким уровнем ответственности. Так качество специальных работ, которыми занимается фирма «Геоизол» — гидроизоляция, инъекции цементных, пенополиуретановых, эпоксидных составов, полы, защитные покрытия, буронабивные сваи и т.д., на 50-80 % зависит от квалификации и профессиональной порядочности рабочего. Так, например, как подготовлена поверхность бетона перед нанесением гидроизоляции, как затворен и нанесен состав, как осуществляется уход за покрытием — все эти вопросы невозможно проконтролировать полностью, а ошибки и небрежное выполнение технологического регламента могут проявиться уже после сдачи работ. Что касается разработки отечественных материалов и механизмов – то мы все-таки предпочитаем сегодня использовать лучшее из имеющегося на рынке. Другой вопрос, что перспективнее — рисковать, вкладывая деньги в развитие отечественной строительной базы, или импортировать материалы – в данном случае, наверное, решать не нам. Наверное, надо использовать все то, что выгодно для конкретного объекта. Если мы хотим быстро поднять уровень отрасли, то надо брать лучшее из возможного. На данный момент это импорт... Кстати, зачастую зарубежные материалы оказываются дешевле и выгоднее отечественных. Нам говорят о поддержке отечественного производителя – но поддержка ради государственного PR никаких положительных результатов не даст. Я думаю, что так называемый «российский производитель» скорее встанет на ноги, если начнет реально конкурировать с западным. — Остановимся на вопросе оборудования. Например, сейчас при растаможке импортной техники нужно произвести выплату НДС, даже не введя машину в действие... — Да, это тоже больная тема. Зарубежная техника и без того является весьма дорогостоящей, плюс безумные деньги, которые мы доплачиваем за ее приобретение нашему государству. Не хватало еще запретительных квот, защитных пошлин... Такое ощущение, что «оте-чественный производитель» этими мерами кредитуется за счет нас – строителей, а также заказчиков. — Как обстоит дело с кадровым составом? — Сложно. Казалось бы, желающих получать образование много, конкурс несколько человек на место. На достаточно высоком уровне ведется преподавание. Но образование переходит на платную основу. Как студенту одновременно получить образование и заработать на него? На чем-то потребуется экономить... Также воспитание молодых специалистов по гидротехнике упирается в нищенскую зарплату преподавательского состава. Соответственно, нет молодежи, профессорско-преподавательский состав не обновляется. Аналогичная проблема со строителями: не хватает прорабов, среднего управленческого звена. У нас есть толковые рабочие, но для них нужны мастера, лишь тогда в кадровом составе будет обеспечена преемственность. По мере возможности ведем обучение сами. И я знаю, что многие компании заводят научно-методические отделы, ставят подготовку «своих» кадров на поток. — Может быть, отказаться от услуг высшей школы, сведя ее роль к проверке знаний, полученных в компаниях, и к аттестации? — В корне неправильная позиция. Высшая школа – это тоже социальный институт, как медицина или пенсионный фонд. И не должна высшая школа сама зарабатывать, это неправильно. Надеяться, что она процветет, и будет деятельно готовить студентов, зарабатывая на них, недопустимо. Хотя бы потому, что в вузах собирается интеллигенция, которая не должна заниматься коммерческой деятельностью. Поэтому ее надо финансировать, более того – увеличивать финансирование. — Каковы Ваши пожелания к подготовке управленцев коммерческой направленности? — К нам на рынок пришли многие западные школы бизнеса. Но не могу сказать, что нас вполне устраивает их работа. Прежде всего, проблема в менталитете: у нас иные отношения, иная культура производства и делопроизводства. Плохая или хорошая, но она есть... Поэтому бездумно скопированная немецкая или американская схема не привьется. Например, у них «средний класс» возник несколько веков назад, а у нас его пока почти нет. Я уже вижу, что многие западные предприниматели (немцы, американцы) принимают здешние правила игры. Им по своим законам и правилам даже нашу таможню не пройти... Но очень важно, что уже появились хорошо подготовленные профессиональные управленцы, все меньше строительных фирм работают на уровне артелей, да и общение с западными партнерами учит дисциплинированности, честности и организованности. Крайне необходимы всевозможные курсы, бизнес-школы, программы обучения уже состоявшихся руководителей, у многих из которых за плечами либо опыт руководства в советских условиях, либо опыт комсомольской работы. Важно иметь возможность учиться, консультироваться и решать актуальные вопросы своего бизнеса не в ущерб текущей работе.

Автор: по материалам редакции
Дата: 12.11.2003
«Федеральный строительный рынок» № 19
Рубрика: ***




«« назад