АНДРЕЙ МОЛЧАНОВ: ЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ЕЩЕ НИКОМУ НЕ ВРЕДИЛА
ЕМКОЕ ПОНЯТИЕ «ПРОЗРАЧНОСТЬ»
— Андрей Юрьевич, управление большим коллективом строительных, производственных и транспортных предприятий невозможно без финансовой и информационной прозрачности группы. Однако сейчас строительный рынок еще далек от совершенства. Понятия «политика прозрачности», «белая компания» помогают или мешают выживать и развиваться на рынке?
— Разберемся с понятием «прозрачность». Во-первых, все предприятия должны быть прозрачны для налоговых органов и для собственной системы управления. Во-вторых, предприятия должны быть предсказуемы для инвесторов. Компании перестраиваются на западные стандарты управления и бухгалтерского учета именно из-за инвесторов. Прозрачность в западном понимании — это приведение всего документооборота к стандартной форме, чтобы инвестор видел: у компании есть потенциал роста. Поэтому, мне кажется, политика прозрачности предприятий будет неизбежно развиваться.
— Включает ли «прозрачность для инвестора» понятие «прозрачность для дольщика»? Ведь не секрет, что одна из проблем застройщиков — срыв сроков сдачи объектов.
— На рынке мы работаем уже более 10 лет, за это время приобрели главное — доброе имя. Репутация стоит дорого, и надежные застройщики ею дорожат. Если 5 — 7 лет назад строительные компании, стремясь заманить инвесторов, лукавили и обещали сдать дом чуть ли не через полгода после выделения пятна, то сегодня, наоборот, мы стараемся в контрактах прибавить к реальным срокам сдачи месяца три лишних — чтобы успеть гарантированно. Впрочем, как дольщиков не учи, некоторые до сих пор гонятся за дешевизной. А «бесплатный сыр — только в мышеловке». Чудес ведь не бывает...
О РЕКОНСТРУКЦИИ ЦЕНТРА
— Одна из дискуссионных проблем нового строительства в центре — ограничение этажности для сохранения так называемой «небесной линии». Какова Ваша позиция по сохранению «небесной линии»?
— Прежде всего, нужно выработать четкую городскую политику по сохранению и развитию исторического центра. Ограничение зданий по высоте в центральной части города я бы сохранил. Недопустимо нарушение доминирующих архитектурных ансамблей: например, нельзя построить здание, которое загородит Исаакиевский собор. Но в то же время мне кажется, что в позиции надзорных инстанций есть и перегибы: в городе полно строений, которые числятся памятниками, но ими не являются. Нужно ли их сохранять? Иногда «новодел», поставленный на месте пустыря или старой промышленной «коробки», выглядит намного привлекательнее.
— Есть мнение, что при сохранении ограничений по высоте строить в центре становится нерентабельно.
— Не согласен, строить в центре все равно выгодно. Правда, если речь идет о полном расселении сносимых зданий за счет инвестора, это может оказаться непосильной нагрузкой.
БАГАЖ ТЕОРИИ И ЖЕЛАНИЕ РАЗВИВАТЬСЯ
— «Общим местом» всех строительных интервью стал вопрос о кадрах...
— Кадры решают все, этому учили еще классики марксизма. Группе «ЛСР» повезло, у нас изначально сложилось профессиональное звено руководителей. Со многими мы вместе учились, с другими вместе начинали бизнес. Сейчас у нас руководители заводов уже новое поколение, идущие за нами, молодые ребята, которые вместе с нами впитывали знания, опыт и энергетику управления.
Что касается российских вузов, я патриот: качество высшего образования у нас на хорошем уровне. Главное, что должна дать выпускнику высшая школа — это багаж теории и желание развиваться. Получить готового специалиста невозможно, поэтому нужно выстраивать работу по повышению квалификации, в соответствии с задачами компании. У нас, например, учатся все — от руководителей до рабочих. Это постоянный процесс. Сотрудничаем с ИМИСПом, с Государственным архитектурно-строительным университетом, а этой осенью планируем открыть корпоративный учебный центр Группы.
Проблема не только в инженерном и высшем руководящем составе, но и в нехватке рабочих. Кроме восстановления системы ПТУ, на мой взгляд, нужно, наконец, упорядочить привлечение и регистрацию гастарбайтеров, чтобы не заставлять руководителей строительных компаний тратить время, нервы и силы.
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЙ РЫНОК
— Андрей Юрьевич, недавно прошло повышение цены на цемент, что отразилось на строительных компаниях. Группа «ЛСР» владеет значительной долей рынка строительных материалов региона, в некоторых сегментах обладает монополией. В этой связи вопрос: концентрация рынка — процесс положительный или отрицательный?
— Концентрация рынка — процесс объективный. То, что цементные производства монополизированы — мировая тенденция. Подняли цену на цемент? Да, молодцы, правильно сделали. Ведь цементный завод стоит порядка 100 млн долларов. Оборудование стареет, откуда взять деньги на новое? На кредитах далеко не уедешь — вот и поднимают цену на продукцию, закладывая в нее инвестиционную составляющую. Что касается стоимости, которая некоторым кажется чрезмерно высокой, то «свято место пусто не бывает»: транснациональные цементные корпорации в самые короткие сроки смогут создать новые цементные производства, потеснив имеющихся производителей и сбив цену. Рынок сам отрегулирует уровень стоимости, так что у меня переживаний по поводу цемента нет.
— Иногда чиновники и руководители компаний предлагают ввести госрегулирование на стратегически важные позиции — например металл, цемент, щебень...
— Государственное регулирование бессмысленно и вредно. Оно будет только расслаблять потребителей, которые станут думать не о своей эффективности, а о том, куда пойти и кому наябедничать. А производитель найдет, как обойти регулирование: например, создать десяток дилеров и продавать цемент только через них, а дилеры, как бы независимо друг от друга, установят надбавку к стоимости.
— Нередко звучат упреки и в адрес «монополистов»-коммунальщиков, позиция которых по отношению к строителям не всегда конструктивна.
— Да, проблема существует, но коммунальные службы тоже действуют в условиях рынка и отстаивают свои интересы. Если закон позволяет хитрить, то они хитрят — например, пытаются делать какую-то работу за счет строителей. Но я думаю, что если сегодня это и так, то завтра изменится к лучшему. По нашему опыту, все проблемы с тем же «Ленэнерго» вполне можно решить конструктивно. Тем более что до прихода команды Андрея Лихачева проблем в энергетике региона было гораздо больше, чем сейчас...
НЕСТРАШНЫЕ МОСКВИЧИ
— Петербургом интересуется московский строительный комплекс. Москвичи уже планируют строить до миллиона квадратных метров в год. Нет ли соблазна как-то защитить рынок Петербурга и области, например, использовав московский опыт дополнительной сертификации компаний?
— Мое мнение — экспансия носит скорее политический, а не экономический характер. Думаю, что для стабильно работающих местных компаний приход иногородних компаний проблем не принесет. У нас уже работают иностранные компании Skanska и NCC, мы разве перестали от этого строить? Пусть приходит любая московская компания — здоровая конкуренция еще никому не вредила. Другой вопрос, позиция городских властей должна состоять в установлении четких правил игры, одинаковых для всех. Прежде всего, в вопросе выделения пятен застройки. Строители должны быть на равноудаленном расстоянии от властей, не должны быть политизированы. Пятна должны не раздаваться произвольно, а продаваться. Должны создаваться условия для внешних инвестиций. Одно слово — должен возникнуть реальный конкурентный рынок. А строить искусственные препоны недопустимо.
— Один наш собеседник пожелал, чтобы Москва пришла в Петербург только «в виде денег»...
— Пускай приходит еще и в виде опыта. Ведь Москва, говоря объективно, выглядит прекрасно. Великолепные современные дома, развязки, торговые площади, храмы... Все это предстоит строить и в Петербурге.
— А есть ли у Вас планы по «доброй экспансии», пользуясь выражением Лужкова?
— Петербург и Ленобласть — наше основное наше место работы, здесь нам нравится, здесь мы будем работать и развиваться. Мы уже строим три здания в Москве, но силы на расширение нашей доли на московском рынке распылять не хотим. Их рынок интересен нам скорее для понимания современных правил игры и наших возможностей, и присутствовать там мы будем лишь в небольших, по сравнению с Петербургом, объемах. Хотя дома там строим немаленькие — 60 тыс. кв. м.
— Что пожелаете строителям?
— Работать, думать о собственном образовании и об образовании коллег, а решение всех вопросов находить внутри себя и своих компаний. Меньше рассуждать о проблемах власти. Очень просто сидеть нога на ногу и жаловаться на монополиста, чиновника, недобросовестного конкурента. Но на рынке сотни организаций, они строят, продают жилье, расширяются... Словом, не бояться конкуренции и постоянно развиваться.
Автор: по материалам редакции Дата: 12.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 19 Рубрика: ***
| |
«« назад