СВОБОДНАЯ НЕФТЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕПРОВОДОВ РОССИИ
ОАО «АК «Транснефть» приступило к реализации проекта расширения БТС в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2003 года № 341-р. График реализации проекта предусматривает поэтапное наращивание производительности системы — по мере завершения строительства и ввода технологических объектов в эксплуатацию в течение 2003-2004 годов. Строительство Балтийской трубопроводной системы осуществляется за счет кредитных средств, привлекаемых компанией в соответствии с распоряжением правительства № 1467-р от 2 ноября 2002 г.
В рамках пускового комплекса завершено строительство и подключение 179 км лупингов нефтепровода диаметром 1020 мм на участках (км 192 — 259, км 313 — 372, км 406 — 459) с переобвязкой НПС Палкино. Ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса позволит увеличить экспорт нефти через порт Приморск на 6 млн. тонн нефти в год. При этом общая производительность БТС составит 18 млн тонн нефти в год.
По словам главы «Транснефти» Семена Вайнштока, который вместе с вице-премьером Виктором Христенко прибыл на торжественную церемонию открытия второй очереди трубопровода в район Палкино, что под Мышкиным (Ярославская обл.), он «сам уже запутался: это первая очередь второй подочереди или вторая очередь БТС». Хотя участники мероприятия и не были до конца уверены, что же они открывают, тем не менее В. Христенко пообещал, что максимальная мощность БТС может в дальнейшем составить 62 млн тонн в год.
В ОБСТАНОВКЕ РАДОСТИ И ЛИКОВАНИЯ
Запуск второй очереди проходил в обстановке радости и ликования собравшихся. «При всей обыденности фразы «вторая очередь БТС запущена» это огромная радость, — заявил вице-премьер, — поскольку расширение мощности трубопровода стало реальным прорывом для нефтяной отрасли. Планы, которые еще недавно были на бумаге, ритмично воплощаются в жизнь». Как было заявлено ранее, до конца 2003 года мощность трубопровода в Приморск будет увеличена до 30 млн тонн в год, а к лету следующего года — до 42 млн тонн. А затем, пообещал г-н Христенко, его мощность может быть увеличена до 62 млн тонн. Из них 56 млн тонн нефти пойдет на экспорт. К тому же будет увеличена загрузка нефтеперерабатывающего завода в Киришах на 6 млн (с нынешних 18 до 24 млн тонн). Правда, как заявляют в «Транснефти», решение о дальнейшем расширении БТС с 42 до 62 млн тонн будет принято не ранее следующего лета, после изучения ситуации с ценами на нефть на ближайшую перспективу.
Один из важнейших вопросов развития БТС — заполняемость нефтью. По словам вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, нефтяники не всегда справляются со своими задачами и не обеспечивают ранее заявленные объемы. «ЮКОС «проваливается», очень часто — «Сибнефть», хотя ЛУКОЙЛ идет более-менее ровно», — сказал он в интервью газете «Время новостей». Однако на открытии второй очереди БТС В.Б. Христенко отметил, что добыча нефти в России в 2003 году составит примерно 400-405 млн тонн, превысив показатель прошлого года, когда добыча нефти составила 375 млн тонн. К 2007 — 2008 годах Россия должна выйти на стабильный уровень добычи нефти порядка 450 млн тонн в год. Этот уровень планируется удерживать на протяжении ряда следующих лет.
В свою очередь нефтяники, которых представлял член правления ЮКОСа Александр Темерко, призвали строителей не останавливаться на достигнутом. «Мы не хотим разбираться, какая это очередь — вторая или третья, — заявил он. — Мы хотим, чтобы таких очередей было больше», после чего добавил, что компании будут стараться их полностью загрузить. Впрочем, до тех пор, пока правительство окончательно не определилось с вопросами строительства трубопровода в Азиатско-Тихоокеанский регион и Мурманск, в «Транснефти» и кабинете министров стараются не давать повода для упреков в недостатке транспортных мощностей.
В частности, г-н Христенко заявил, что за счет расширения узких мест нефтепроводов системы «Транснефти» компания до конца года примет дополнительно 40 млн тонн нефти. По его словам, работа в этом направлении в течение первого полугодия уже позволила дополнительно принять в трубопроводную систему 20 млн тонн. При этом, по словам вице-премьера, добыча в России в этом году составит 405 млн тонн нефти. Также он заявил, что к 2007-2008 году этот показатель будет увеличен до 450 млн тонн и «продержится на этом уровне не одно десятилетие».
ТРУБЫ ДЛЯ БТС
Балтийская трубопроводная система строится с использованием самых современных методов. Не только качество продукции, но и обязательность, точность выполнения графика поставок — непременное условие участия металлургов в проекте.
Выксунский металлургический завод выполнил специальный заказ «Транснефти», разработав совместно со специалистами Всероссийского научно-исследовательского института по строительству и эксплуатации трубопроводов, объектов ТЭК трубы из сталей класса прочности К-60 (Х-70 по международным стандартам) для Балтийской трубопроводной системы. Наиболее ответственные участки трубопроводов проходят под землей — под автомобильными и железными дорогами, реками, которые необходимо защитить от возможного попадания нефти. Этим обусловлены строгие требования к поставщикам — трубы должны иметь очень точную геометрию, повышенную прочность и надежную изоляцию, выдерживать большое давление, чтобы исключить ремонт в течение, по крайней мере, нескольких десятков лет.
Около 500 тонн труб новой серии были отправлены на строительство подводного перехода трубопровода под Невой. Это — одношовные прямошовные трубы диаметром 1020 мм с толщиной стенки 18 мм с особо прочной изоляцией. Всего в 2003 году на строительство Балтийской трубопроводной системы ОМК поставит около 50 тыс. тонн труб.
У НИХ СВОЯ ТРУБА, У НАС СВОЯ...
В стране недостаточно экспортных мощностей. В последнее время рост экспорта нефти хронически отстает от роста добычи. А в апреле-мае наметилась стагнация и в объемах переработки нефти, что ставит под сомнение рост нашей нефтезависимой экономики уже в ближайшем будущем. Так что страна не меньше самих нефтяников заинтересована в строительстве новых экспортных мощностей и в выходе на новые рынки. В этой связи продолжается активное рассмотрение проектов, которые должны будут дополнить БТС. По словам вице-премьера В. Христенко, актуальным является развитие северного направления транспортировки нефти — строительство нефтепровода из Западной Сибири до Кольского полуострова. По его словам, в ближайшее время «Транснефть» приступит к подготовке ТЭО инвестиций по всем возможным вариантам маршрута данного нефтепровода. Мурманский нефтепровод как нельзя лучше подходит для достижения этих задач — он позволит экспортировать нефть в США и обеспечить транспортом любой рост добычи на долгие годы.
Впервые идею строительства морского нефтяного терминала в Мурманске и нефтепровода к нему из района Ярославля высказал «ЛУКОЙЛ» в мае прошлого года. Ориентировочная мощность этой системы предлагалась на уровне 50 млн т в год. Необходимость ее строительства обосновывалась тем, что глубоководный мурманский порт сможет принимать супертанкеры дедвейтом 300 000 т, при использовании которых экспорт нефти из Мурманска в США становится более эффективным, чем из Персидского залива. Пока же Россия таких портов не имеет. Тогда это предложение энтузиазма ни у кого не вызвало. Аналитики сочли его PR-акцией, поскольку эта идея была озвучена накануне визита в Москву президента США Джорджа Буша.
Министр Игорь Юсуфов попросил премьера Михаила Касьянова инициировать подготовку ТЭО нефтепровода Западная Сибирь — Мурманск мощностью до 150 млн т в год. Обоснование будет готовиться на деньги нефтяных компаний, которые и были инициаторами строительства грандиозного нефтепровода. Главное препятствие, мешавшее началу процесса — вопрос о том, кто будет владельцем трубы, государство в лице «Транснефти» или сами нефтяники. Юсуфов (заручившийся поддержкой нефтяников) предлагает Касьянову компенсировать нефтяным компаниям затраты на ТЭО, если правительство не захочет передать трубу в частные руки.
В январе нынешнего года Михаил Касьянов заявил, что частных нефтепроводов в России быть не должно. Это несколько умерило инвестиционный пыл нефтяников. Тем не менее они продолжали лоббировать проект, и в апреле правительство в целом одобрило его и даже согласилось с тем, что государству не обязательно быть собственником трубы. К этому времени инициаторы проекта, оценивая предполагаемую мощность системы, говорили уже о 80 — 120 млн. тонн нефти в год.
Противоречие между Касьяновым, выступающим категорически против частных магистральных нефтепроводов, и нефтяными компаниями, которые жаждут экспортной свободы, должно быть разрешено во чтобы то ни стало. Этому не должны помешать ни события вокруг ЮКОСа, который претендует на треть мощности нефтепровода, ни опасения Касьянова в том, что новая труба может привести к потере государством контроля над олигархами.
Правда, даже если компромисс по финансированию ТЭО будет достигнут, это не гарантирует реализацию всего проекта. После этого неминуемо возникнет вопрос о том, кто — государство или нефтяники — будет платить куда более серьезные деньги за само строительство трубы. Если при этом будет применена та же залоговая схема, что и при финансировании ТЭО, это почти наверняка будет означать передачу трубы в собственность пула нефтяных компаний.
ВЕРБЛЮД ВОЕТ, А КАРАВАН ИДЕТ...
Пока нефтяники и правительство обсуждают развитие альтернативных трубопроводов, «Транснефть» продолжает расширять мощности БТС.
В конце 2003 года планируется завершение строительства и ввод в эксплуатацию линейной части 709-километрового нефтепровода в полном объеме, НПС Палкино с резервуарным парком 95 тыс. куб. м и объектов порта Приморск. Таким образом, экспортные мощности увеличатся еще на 12 млн тонн нефти. Общая производительность нефтепроводной системы будет доведена до 30 млн. тонн нефти в год.
В марте 2004 года планируется завершить в полном объеме реконструкцию и расширение с вводом в эксплуатацию НПС Быково, Кириши, что позволит увеличить объем экспортных мощностей БТС еще на 12 млн. тонн нефти. Таким образом, производительность системы достигнет 42 млн. тонн нефти в год.
С.М. Вайншток, из интервью журналу «Итоги» N 22(364), 03.06.2003
—Семен Михайлович, одной из основных проблем российской нефтянки остается доступ к «трубе». Как следствие, возникает проблема прав собственности на магистральные нефтепроводы. Нефтяные компании хотят строить, вкладывать в них свои деньги, а законодательная база этого не позволяет. При этом у государства денег нет, экспорт наращивать надо. Где выход?
—За последние три года «Транснефть» осуществила несколько различных инвестиционных проектов общей стоимостью примерно миллиард долларов. Мы построили ветку в обход Чечни, ветку Суходольная-Родионовская в обход Украины, Балтийскую трубопроводную систему. И как вы думаете, сколько на все это потратил бюджет? Отвечаю: ни копейки! Так что никакой прямой зависимости бюджетных поступлений от формы собственности трубопроводов не существует. И на вопрос, кому должны принадлежать трубопроводы — государству или частным нефтяным компаниям, —ответ один: как будет удобно государству. Государство в строительстве трубопроводов не несет никаких издержек.
Согласно решению правительства «Транснефть» является ответственной за технико-экономическое обоснование (ТЭО) мурманского проекта с последующей его экспертизой. Это должен быть спокойный процесс, а сегодня слишком много эмоций выплескивается. А почему российская сторона, не просчитав все «за» и «против», должна ринуться в это дело? Нам надо очень многое изучить. Прежде всего необходимо выяснить, нужна ли наша нефть американцам, и, соответственно, получить определенные гарантии. Помимо этого надо понять, насколько наша нефть (а она несколько иного качества, нежели арабская) будет конкурентоспособной на этом рынке. В конце концов необходимо понимать и то, что в результате реализации мурманского проекта первой и главной выигравшей стороной окажутся Соединенные Штаты Америки, и только. Почему? Потому что они диверсифицируют поставщиков: с одной стороны, останется предложение по ближневосточной нефти, а с другой — появится новый поставщик. А методом такого альтернативного выбора можно сбивать цены у обоих. И вот когда все это будет взвешено, когда мы подготовим ТЭО, когда мы проанализируем условия маршрутов, тогда правительству нужно будет сделать выбор — строить или не строить. А только после того как будет принято решение — допустим, строить, — можно обратиться к вопросу о статусе этого трубопровода. Но рискну сказать, что сегодня в России быстрее, качественнее и дешевле, чем «Транснефть», этого не сделает ни один частник, ни одна нефтяная компания. Михаил Касьянов назначил Семена Вайнштока главным российским нефтяным экспертом. Он и специалисты его компании будут анализировать целесообразность осуществления крупнейших проектов в отрасли
—Какие вы видите наиболее перспективные направления для экспорта российской нефти? Куда нам сейчас более разумно ее продавать — на Запад или на Восток?
—Туда, куда мы уже идем. Сегодня увеличиваются мощности на Западе —
это Балтийская трубопроводная система. В настоящее время ее производительность составляет 12 млн. тонн в год, а будет 42 млн. тонн в год, то есть рост в 3,5 раза только за год.Перспективное направление — Находка. Можем еще чуть-чуть увеличить производительность Новороссийска. Хотя мне кажется, что там мы достигли пика, потому что вышли с 32 млн. тонн и за три года довели этот показатель до 45 млн. тонн. Пик по мощности — мы уже используем 100-% производительность «трубы». Такого, кстати, в мире нигде нет. Все крупные компании используют собственные мощности от
73 до 81% Мы на некоторых участках имеем 100 процентов, а кое-где даже 103 процента! Средняя по «Транснефти» загрузка порядка 99,98 %, то есть резервов практически нет.
—Собираетесь ли вы создавать новые резервы?
—Конечно. Прежде всего нам сегодня необходимо исправлять то, что мы успели натворить в 1996-1999 годах. Нам сегодня необходимо строить и восстанавливать те перекачивающие станции, которые были демонтированы в период 96-99-го годов. Тогда добыча сильно упала и действительно была дилемма: либо пойти на конфликт с нефтяниками и увеличивать тариф на содержание незагруженных мощностей, либо сделать так, как сделали, — на конфликт не пошли, а просто демонтировали часть станций. Сегодня у нас более 300 нефтеперекачивающих станций и еще около сотни станций демонтировано. Стоимость одной станции порядка $40 млн. Умножьте на 100 и прикиньте, во что нам обошлась эта программа 96-99-го годов.
СПРАВКА
БАЛТИЙСКАЯ ТРУБОПРОВОДНАЯ СИСТЕМА
Балтийская трубопроводная система (БТС) предназначена для экспорта нефти в северо-западном направлении на рынки Европы и США. В декабре 2001 года была введена в эксплуатацию первая очередь БТС мощностью 12 млн тонн нефти в год.
Правительство Российской Федерации 2 ноября 2001 года издало распоряжение № 1467-р о проектировании и строительстве второй очереди Балтийской трубопроводной системы. Позже, распоряжением № 341-р от 17 марта 2003 года оно поддержало предложение ОАО «АК «Транснефть» об увеличении производительности БТС до 30 млн тонн нефти в год с возможностью дальнейшего развития до 50 млн тонн.
Реконструкция действующей системы магистральных нефтепроводов, завершение нового строительства и ввод в эксплуатацию в полном объеме линейной части нефтепровода и НПС Палкино запланированы на декабрь, что позволит довести перевалку нефти в порту Приморск до 30 млн тонн в год. По завершению в марте 2004 г. строительства НПС Быково и Кириши общая производительность БТС будет доведена до 42 млн тонн в год.
Строительство осуществляется за счет кредитных средств, привлекаемых компанией в соответствии с распоряжением правительства № 1467-р от 2 ноября 2002 года.
Основные технико-экономические показатели
Протяженность нового нефтепровода — 708 км
Диаметр — 1020 мм
Количество строящихся НПС (Палкино, Быково, Кириши) —3
Размер резервуарной емкости —120 тыс. куб. м
в т.ч. на НПС Палкино — 95 тыс. куб. м
на НПС Кириши —10 тыс. куб. м
на нефтеналивном терминале Приморск — 15 тыс. куб. м
Автор: по материалам редакции Дата: 12.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 18 Рубрика: ***
| |
«« назад