ЛАДОЖСКИЙ ВОКЗАЛ: ВОПРОС РЕШЕН НА БЛИЖАЙШЕЕ СТОЛЕТИЕ. ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ Г. М. ФАДЕЕВА
— Геннадий Матвеевич, что удалось сделать МПС к трехсотлетию города?
— Когда мы провожали в Петербург Валентину Ивановну Матвиенко, я сказал ей: «С точки зрения подготовки к 300-летию железнодорожники Вас будут только приятно удивлять». Я принимал Октябрьскую железную дорогу в 1984 году и могу сравнить, какой дорога была тогда и какой стала теперь — это земля и небо. Проведена реконструкция вокзальных зданий. Гигантская работа проделана по транспортному узлу Санкт-Петербург — это строительство развязок, смена электроподвижного состава.
Особо должен отметить строительство нового Ладожского вок-
зала. Это гигантский комплекс — не говоря о гражданской части вокзального здания, сегодня к сдаче готовятся развязки, подходы, технические станции, обеспечение транзитного пропуска поездов. Это все незаметная, но огромная по объемам работа. Генподрядчик по строительству — «Балтийская строительная компания». Мы недавно проводили рабочее совещание с Игорем Найвальтом, он сказал: Геннадий Матвеевич, всю жизнь не хватало денег, теперь не хватает времени. Но я уверен, что мы, как и обещали, откроем вокзал не ради «красной ленточки», а для пассажиров. Было бы нелепо, если было бы иначе — учитывая такое финансирование и внимание строителей, железнодорожников, присутствующего здесь архитектора Никиты Игоревича Явейна (видите, я его назвал, и он сразу повеселел). Конечно, как студентам перед экзаменом одной ночи всегда не хватает. Но открыть надо не просто вовремя, а так, чтобы не закрыть назавтра для доделок. Это — «смерти подобно».
Мы считаем, что к празднику примерно вдвое увеличится пассажиропоток на главном направлении страны — магистрали Москва — Санкт-Петербург. Поэтому примерно за неделю до праздников и еще на неделю после них мы соответственно увеличим интенсивность движения: будут поставлены лучшие составы, что позволит нам снять все проблемы по перевозкам. По моей оценке, мы подойдем к празднованию с большой готовностью. Не хотелось бы сосредотачиваться только на подготовке к юбилею, но 300-летие — это событие мирового уровня и значения. Поэтому встретить его надо достойно: не случайно вся годовая программа инвестиций будет выполнена до начала праздничных дней.
— Каковы приоритеты МПС в регионе после праздника?
— В целом железнодорожный транспорт сегодня полностью обеспечивает потребности страны в перевозках. Впервые за многие десятки лет у нас первый квартал этого года был просто взрывной по росту объемов — на 8% увеличился объем грузов, рост производительности труда — 15%. Много говорится о том, что не загружен Транссиб. Огромный грузопоток Европа — Азия шел трансокеанским маршрутом. Нам бы сейчас подхватить этот грузопоток, и уже не отпускать... Но надо решать многие проблемы — например, уже не хватает фитинговых платформ для перевозки контейнеров.
Предстоит завершить работы по ликвидации «узких мест» для грузопотока на порт Санкт-Петербурга. Одна из важнейших задач — электрификация «мурманского хода», чтобы обеспечить на электротяге поставку грузов в незамерзающий порт Мурманск.
Продолжится наведение порядка в пассажирских перевозках. Министерством путей сообщения управляю не я, а полтора миллиарда наших пассажиров (россиянин пользуется пассажирским сообщением примерно 8 раз в год). Как мы возим, какой предоставляем сервис — от этого зависит настроение людей в стране. Система обслуживания пассажиров требует коренной ломки на всех уровнях. Как сейчас построена система доставки в Домодедово? Пассажир сдает свой багаж на Павелецком вокзале, получает документы, проходит проверку документов. Гарантированно, за час до отправления авиарейса, садится в электропоезд... Не сходит с ума в автомобильных пробках. Особое внимание уделяем межобластным и пригородным перевозкам, повышая скорость и комфортность. В конце апреля между Новгородом и Петербургом будет пущен новый электропоезд повышенной комфортности. Если он будет востребован населением, постараемся увеличить количество таких составов на всех направлениях.
На направлении Санкт-Петербург — Петродворец будет налажено движение концептуально новых скоростных электропоездов: именно такие ходят сейчас между Павелецким вокзалом и Домодедово. Мы, надеюсь, успеем предоставить 2 таких поезда к празднику и оставим их для эксплуатации, постепенно будем наращивать их количество. Вагоны имеют 6 автоматических дверей, поэтому полностью заполняются за считанные секунды. Путь сейчас позволяет держать скорость в 120 км/ч, поэтому из центра города до Петергофа можно будет добраться за 20 минут. В перспективе, такие составы будут отправляться каждые полчаса. Когда В. В. Путин еще был «исполняющим обязанности» руководителя государства, мы из Орехово-Зуево проехали в Москву на этом «концептуальном» электропоезде, и когда он вышел из вагона, то спросил, не веря: «Неужели у нас будут такие поезда?». Ведь в них можно поговорить, попить чаю. Вагоны снабжены системой видеонаблюдения. Вообще высшая оценка была нам дана одной из пассажирок. Когда между Москвой и Рязанью пустили новый межобластной поезд, то она написала: «Я впервые почувствовала себя человеком в электропоезде». Жаль, что пока миллионы людей себя в электропоездах людьми не чувствуют...
— Геннадий Матвеевич, один из «неюбилейных» вопросов нашего города — так называемая «яма» у Московского вокзала. Какова должна быть судьба этого «памятника архитектуры»?
— Я довел бы до персональной ответственности тех, кто повинен в растрате гигантских государственных средств, что привело к появлению этой «ямы». Однажды на этот вопрос я ответил так: пусть она останется памятником тупикового соображения тех людей, от мала до велика, которые занимались так называемыми «высокоскоростными магистралями». Надо хорошо пролистать, кто получал кредиты, куда они тратились, и что мы в результате имеем. Яму мы имеем в центре столицы!
— Часто в адрес властей звучат упреки в том, что в ходе подготовки к юбилею есть немало показного, «парадного»...
— Уверен, что никто не упрекнет нас в том, что мы забыли о реставрации вокзалов. Речь идет не только о малярных и штукатурных работах, но об огромной работе в интерьерах, смене инженерных сетей.
Что касается необходимости Ладожского вокзала, это также никакой не юбилейный, но вполне реальный объект. Я вспоминаю, как в марте 1984 года, когда я принял командование на Октябрьской железной дороге, одной из самых больших проблем было строительство Ладожского вокзала. Уже тогда объемы перевозок между Московской Сортировочной и Обухово были на пределе — по «двухпутке» проходило до 180-190 составов в сутки. Естественно, перед таким городом иметь ничем не прикрытую двухпутку было просто опасно. Встал вопрос о переводе части грузопотока с Московского вокзала. Именно тогда было сделано ТЭО строительства вокзального комплекса. Таким образом, налицо была большая социальная проблема, теперь она в прошлом, и я думаю, что сегодня создается действительно сильная транспортная развязка. Это заслуженный подарок городу от заказчиков, строителей, проектировщиков — большой и ни с чем не сравнимый. Речь идет о 9 млрд. рублей на всю инфраструктуру и сооружение вокзального комплекса. А это гигантские средства — 10% всей инвестиционной программы страны по железным дорогам. И все это — не ради того, чтобы отчитаться сегодня, это задел на последующее столетие.
— А что не устраивает в подготовке города к юбилею?
— Если говорить о том, что обижает и расстраивает — это отношение некоторых пассажиров к труду железнодорожников. Нами проводится большая работа по благоустройству в полосе отвода. Из города уже вывезли около 1000 вагонов с различным мусором, собранным вдоль железных дорог и станций. Ежедневно ведется уборка, но каждый день снова и снова приходится вывозить пивные банки, обертки от мороженого. Неудивительно, что пригородная зона в таком состоянии. Порядок должны поддерживать сами пассажиры.
Не все пассажиры добросовестно относятся к оплате проезда. Почему-то в метро никто никогда не жаловался на автоматы для «пятачков» и жетонов, на нас же обижаются на то, что на вокзалах мы начали устанавливать турникеты. Я лично — инициатор этой технологии. Когда мы установили турникеты на Ярославском вокзале, то пассажиропоток увеличился в 30 раз по сравнению с «официальной» цифрой! Просто все пошли в кассу и купили билеты. На следующий день за билетами уже пришло намного меньше, потому что многие доехали на метро до станции «Беговая» и сели там. А наши контролеры поехали за «зайцами» вдогонку... Меня сегодня спрашивали о подарках городу. 24 млрд. рублей убытков от пригородных перевозок по России — какие еще подарки нужны? Конечно, я не говорю о том, что наше население поголовно богато и должно брать билеты по полной стоимости... Но государство должно, по крайней мере, знать, кто сегодня пользуется льготами — таких пассажиров до 60 %. Льготы должны предоставляться более адресно и компенсироваться нам за счет других Министерств.
Огорчило, что на Московском вокзале пока не завершен монтаж элементов оформления. Не ждите дат, наводите порядок! Бюст Петра I в зале ожидания отмойте, на нем же сантиметра 2 пыли и грязи! Это надо делать сегодня и регулярно, не дожидаясь даты. Особенно на Московском вокзале... 1
Сложно решаются вопросы внешнего энергоснабжения. Вообще одна из наших проблем — отношения с энергетическими компаниями, которые постоянно повышают тарифы и провоцируют на такие же действия нас. Но мы стараемся удерживать рост тарифов в разумных пределах: из «естественных монополистов» мы имеем самую низкую индексацию тарифов — в год от силы 12%. Еще раз обращаюсь к энергетикам — остановитесь! Конфликтуем, подаем и выигрываем судебные иски. Недавно отсудили более 1 млрд. рублей по Забайкальской, 200 млн. рублей по Дальневосточной железной дороге. Хотя МПС дана возможность гибкой тарифной политики (в пределах допустимого коридора), мы постараемся пройти этот год без повышения цен и на грузовые, и на пассажирские перевозки. Это становится возможным благодаря росту наших объемов.
— Геннадий Матвеевич, сейчас идет реформа железных дорог. Не окажется ли, что имущество колоссального министерства попадет в частные руки, и дороги, образно говоря, получат «суверенитет» в плохом понимании этого слова?
— Надо сделать все возможное, чтобы не допустить этого в отношении железных дорог и не развалить вместе с ними наше государство. И я «двумя руками за» сохранение созданной системы железнодорожного транспорта. Но ожидать развала не нужно: единство железных дорог обеспечивается Конституцией. У нас фактически продолжат действовать единые дороги, по-прежнему централизованным останется управление процессом, сохранится единая нормативная база. В единстве и состоит сила железных дорог России.
Автор: Беседовал Алексей КОМОЛЬЦЕВ Дата: 12.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 3 Рубрика: ***
| |
«« назад