Публикации »

ИНТЕРВЬЮ П. М. ЛАТЫШЕВА: СЛОВО ПОЛПРЕДА

Родился 30 августа 1948 г. в г. Хмельницком на Украине. Окончил Омскую высшую школу МВД. После ее окончания уехал в Пермь, где служил инспектором, заместителем начальника отдела, начальником УВД города Перми. В конце 1970-х окончил академию МВД СССР. Действительный государственный советник РФ первого класса. С 2000 года — полномочный представитель Президента РФ в УрФО. Награжден орденом Почета и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Женат, имеет двух сыновей. — Петр Михайлович, каковы в настоящее время приоритные инфраструктурные проекты, реализуемые на территории УрФО, в первую очередь транспортные? — Стратегические ориентиры развития транспортного комплекса Уральского федерального округа на период до 2010 г. — это создание транспортной системы на территории Надым-Пуртазовскойской нефтегазовой провинции и в районах нефтегазодобычи полуострова Ямал (железнодорожная линия Обская — Бованенково и др.). Ведется создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства с центрами транспортной логистики в Екатеринбурге и Челябинске. В железнодорожном транспорте продолжается развитие пограничных железнодорожных станций с Казахстаном, путей на лимитирующих участках направления Тобольск — Сургут и выполнение работ по реконструкции направления Котельнич — Екатеринбург — Омск под скоростное движение пассажирских поездов. В авиатранспорте ведется реконструкция аэровокзальных и грузовых комплексов, объектов авиатопливообеспечения, расширение ангаров в аэропортах г. Екатеринбурга (Кольцово), Челябинска и др.. Активно ведется реконструкция автомобильных магистралей, а также строительство соединительных участков автодорог и ввод в строй автодорожного обхода Казахстана, продление до Уральского федерального округа Международного транспортного коридора №2 (Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород). Строительство и реконструкция отдельных участков автодорог на формируемых маршрутах Тюмень — Сургут — Новый Уренгой — Салехард и Пермь — Ханты-Мансийск — Сургут — Томск позволят осуществлять северный завоз в этот регион автотранспортом по дорогам круглогодичного действия. Что касается водного транспорта, то приоритеты — развитие арктической морской транспортной системы, в том числе обеспечение гидрографического обслуживания судоходства и безопасности мореплавания по Северному морскому пути. Необходимо обеспечить стабильное и безопасное судоходство по внутренним водным путям округа, включая модернизацию и обновление технического и экологического флота, создание информационных систем. Предстоит обновление речного транспортного флота для осуществления завоза грузов в районы Крайнего Севера. — В настоящее время большое внимание уделяется развитию систем информатизации власти и хозяйства... — На территории Уральского федерального округа реализуются пилотные проекты Федеральной целевой программы «электронная Россия». Также ведется разработка единой генеральной схемы развития электросвязи в Уральском федеральном округе совместно ОАО «Уралсвязьинформ» и ОАО НИИ «Гипросвязь». Реализация проекта начнется уже в текущем году. Итогом реализации этого программного документа на территории Уральского федерального округа и Пермской области станет переход телекоммуникационных систем на современные цифровые технологии, снижение себестоимости услуг связи, расширение числа пользователей телефонной сети при одновременном повышении качества предоставляемых услуг. — Какова энергообеспеченность регионов, входящих в УрФО? — В структуре энергопотребления в Уральском федеральном округе энергоемкие промышленные производства (предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения, металлообработки, оборонно-промышленного комплекса) составляют 2/3 от общего числа. Многие из них работают в режиме непрерывного цикла, в том числе предприятия, относящиеся к ядерно-разделительному комплексу, что предполагает исключительную надежность систем электроснабжения. Однако из четырех АО-энерго Уральского федерального округа два — «Курганэнерго» и «Челябэнерго» являются энергодефицитными. К числу основных причин сложного положения дел в электроэнергетике следует отнести, прежде всего, низкую эффективность государственного контроля над стратегически важной отраслью и медленную ее рыночную адаптацию. Сказывается изношенность генерирующих мощностей и энергопроводящих систем. Степень износа активной части основных фондов электроэнергетики составляет в среднем по АО-энерго УрФО 60-70%, доля оборудования, выбывающего по причине физического износа, не компенсируется объемами инвестиций в основной капитал. Пока еще отрасль электроэнергетики остается инвестиционно непривлекательной. Объем ежегодных инвестиций в отрасль за годы реформ сократился в три раза. В силу объективных причин срок реализации инвестиционных проектов в отрасль составляет свыше трех — пяти лет, что при существующей инфляции не позволяет обеспечить необходимую доходность. В перспективе ситуацию поможет исправить строительство Южно-Уральской атомной станции. Реализация проекта позволит решить проблемы Теченского каскада водоемов, энергодефицита Челябинской области. Также одной из важнейших задач, связанных с атомной энергетикой, является строительство энергоблока № 4 Белоярской АЭС, обеспечивающего его ввод в 2009 году. — На территории округа расположено несколько стратегически важных нефтегазоносных провинций. Каковы основные проблемы их комплексного развития? — Необходимо отметить вопросы, связанные с комплексом мер по развитию ЯНАО: развитию социальной сферы, транспорта, связи, коммуникаций. Подготовлена программа «Газпрома», она намечена к рассмотрению правительством и предполагает комплексную работу на территориях. Это и решение вопросов, связанных с использованием низконапорного газа в тех местах, где промышленный запас газа уже почти израсходован и встает проблема добычи и использования низконапорного газа. Он, кстати, является прекрасным химическим сырьем (речь идет о развитии предприятий нефтехимического комплекса). Это вопрос формирования товарного рынка. Сейчас у нас и в сырьевых отраслях, и в металлургии пока не рынок формирирует спрос и предложение, а корпорации. В этом смысле следует серьезно рассмотреть вопрос организации различных бирж в округе. Речь, в частности, идет о создании нефтяной биржи в Ханты-Мансийском автономном округе. Создание таких бирж: нефтяных, металлургических, газовых — позволит преодолеть корпоративное ценообразование и привести к рыночному, что в свою очередь позволит финансовым потокам стать более прозрачными, активно участвовать в рыночных процессах. Материал подготовил Алексей НЕСТЕРОВ Из интервью Светлане Офитовой, «Независимая Газета» от 22.14.2003. www.ng.ru — УрФО считается наиболее привлекательным в инвестиционном плане. Свидетельство тому — объединение ТНК и «Бритиш петролеум». Справляются ли региональные власти с этим потоком денежных средств? Насколько эффективно сегодня идет их распределение? — Округ действительно привлекательный. Доля иностранных инвестиций в инфраструктуре регионов УрФО за 2002 год возросла с 12,6% до 14,3%, прирост иностранных инвестиций на 49%. По оценкам, суммарная инвестиционная емкость капитала, в котором сегодня нуждается регион, составляет порядка 400 млрд. долл. США. Но избытка финансовых потоков пока нет, поэтому нет особых проблем с размещением средств. Однако по мнению экспертов, поток инвестиционных средств будет нарастать, и настанет время совершенствовать систему его распределения и контроля эффективного использования. — Легко ли в сверхприбыльной отрасли спросить с иностранного инвестора? Насколько в таком случае будет успешен механизм изъятия природной ренты? Как же тут избежать «двойных стандартов»? Как согласовывается политика протекционизма российскому производителю и уступки иностранным игрокам, все больше оживающим на нашем экономическом поле? — Сегодня надо внимательнее относиться к иностранному капиталу, более обстоятельно и чутко работать с его представителями. Ведь сегодня многие иностранные инвесторы опасаются «окунаться» в российский экономический «омут». Но при этом с большим интересом наблюдают, как сложатся отношения с Россией у «Бритиш петролеум». Считаю, что одной из главнейших задач полпредств на ближайшие годы станет именно создание благоприятного инвестиционного климата. Природную ренту добывающие организации сегодня могут выплачивать в государственный природоохранный бюджет в форме налога. Эффективность сбора средств за пользование недрами в этом случае будет зависеть не от места регистрации хозяйствующего субъекта, а от квалификации, уровня работы специалистов в области охраны природных ресурсов и от оперативности инспекций Министерства по налогам и сборам. Конечно, вопросы будут. Крайне трудно проконтролировать условия выполнения лицензионного соглашения: объем добычи по каждой скважине, по каждому разрезу, качество добываемого сырья и т.д. Здесь предстоит большая организационная работа. Введение природной ренты должно стимулировать предприятия добывающих отраслей к более глубокой переработке сырья. Задача эта на длительную перспективу и напрямую примыкает к проблемам инвестирования, поскольку переработка сырья требует первоначального вложения средств. То, что сейчас называют «сенсацией» в инвестировании, завтра будет обычным делом. А сенсации, конечно, будут. Экономика России постепенно перестраивается и набирает обороты. В работе много проектов, в том числе особо крупные: освоение Ямала, техническое перевооружение Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК), Магнитогорского металлургического комбината; в перспективе развитие связи и телекоммуникаций в округе. Однако их успешное завершение зависит от многих факторов. Когда будет следующий «инвестиционный прорыв» — вряд ли можно указать конкретные сроки.

Автор: по материалам редакции
Дата: 12.11.2003
«Федеральный строительный рынок» № 3
Рубрика: ***




«« назад