ПЕРВЫЕ ПЕТЕРГОФСКИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МАСТЕРСКИЕ: СОХРАНИТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
«Первые Петергофские реставрационные мастерские» известны своими работами по реконструкции многих знаковых памятников российской культуры. Даже место расположения мастерских символично — о нем упоминается еще в архивах XVIII в. Здесь был петровский деловой двор, на котором работали мастеровые люди. Пятидесятилетняя история существования мастерских неразрывно связана с Петергофом, все дворцы, павильоны, парки которого были практически полностью уничтожены во время Великой Отечественной войны. Начиная с реставрационных работ послевоенного времени и по сей день, возрождение и сама жизнь музея-заповедника — результат плодотворного труда специалистов мастерской.
Под руководством генерального директора Г. А. Агалиной «Первые Петергофские реставрационные мастерские» (ранее НПСО «Реставратор») существуют с февраля 1997 г. Это время было самым тяжелым —
с 1991 до 1996 г. отсутствовало бюджетное финансирование реставрационных работ, и реконструкция дворцов и музеев фактически не производилась. Чтобы содержать мастеров уникальной квалификации, сначала приходилось заниматься отделкой офисов и квартир.
Первым крупным объектом, воссозданным под руководством Галины Александровны, стала Готическая капелла в парке Александрия. Здесь выполнялась резьба по дереву, производились столярные, лепные, позолотные работы — весь золоченый иконостас был выполнен специалистами мастерской. В этой же капелле восстановлена уникальная бронзовая люстра, которая воссоздавалась по фотографиям и архивным записям: было сделано золочение методом гальванопластики. Мастерами отреставрированы скульптурные композиции двенадцати апостолов и Мадонны с младенцем, которые расположены на фасадах здания.
Следующий объект возводился в 1998 г. — проводилось восстановление фонтанов на Воронихинских колоннадах. Медные чаши, установленные наверху восточной и западной анфилады колоннад, были покрыты позолотой, реставрировались их мраморные и гранитные постаменты фонтанов. Полностью были реконструированы крыши — металлические заполнения делались из оцинкованного металла, который не подвергается коррозии, потому что по западному и восточному фасаду колоннад в мраморные чаши вода должна спускаться как занавес.
В 2000 г. мастерами была воссоздана мраморная скамья, которая на сегодняшний день установлена напротив Львиного каскада. Для этого потребовалась подобрать к четырем оригинальным камням аналогичные итальянские мраморы. Была проведена длительная поисковая работа — дело в том, что подобных камней практически не осталось.
— Галина Александровна, удалось ли воплотить задуманное к трехсотлетию Петербурга?
— Сейчас в Петергофском парке, в Большом дворце, а также во всех музеях интенсивно идут реставрационные работы. У нашей мастерской в программе трехсотлетия находится один объект — это Церковный корпус Большого Петергофского дворца, который строился под руководством архитектора Растрелли.
Реставрационные работы были законсервированы на протяжении 50 лет и начались только в сентябре 2001 г. Было необходимо воссоздать кровлю здания, отреставрировать центральный купол. К тому же эта церковь исторически являлась пятиглавой — и в настоящее время уже реконструированы и установлены четыре недостающие главки. Медные луковицы и барабаны пятиглавия были выполнены компанией «Гранд-Айрон». В прошлом году мы за рекордно короткий срок — в течение двух дней — смонтировали 4 малые главки церковного корпуса (притом каждая по 7,5 т) и установили золоченые кресты — для нас это был большой праздник! Сейчас заканчивается золочение декоративных украшений и медных луковиц. Всего нами уже позолочено за весь период реставрационных работ более 800 кв. м. На сегодняшний день мы идем в графике, даже, может быть, какие-то работы выполняются с опережением, и мы успеваем открыться в срок — к юбилею.
А после праздника на этом объекте будут продолжены работы в интерьерах. Это достаточно большой объем, сложная архитектура, которую необходимо воссоздать по иконографии по историческим документам и фотографиям. Продолжаться дальше работы на этом объекте будут еще и потому, что в 2005 г. будет 300 лет Петергофу — это тоже большой и значимый для всего города праздник.
— Какие еще работы будут продолжены после праздника?
— У нас еще один объект — это Ольгин павильон в Колонистском парке на Ольгином пруду, который мы планируем в основном закончить в этом году.
Он был практически полностью разрушен во время войны. От этого памятника архитектуры остались только четыре стены, и до прошлого года они стояли совершенно нетронутыми.
Все работы пришлось начинать заново: была проведена полная гидроизоляция и усиление фундамента, усиление стен. В настоящее время на этом объекте ведется уже облицовка цоколей, фасадные работы, отделка интерьеров. Основным убранством этого дворца является алфрейная живопись, фасад украшают четыре лепных барельефа с красивыми медными вколотными водометами, которые сбрасывают воду с кровли. Сама крыша представляет собой пол-террасу. Воссоздаются веранды, перголы, видовые площадки, в парке расположится летний театр и причал.
— Есть ли, на Ваш взгляд, необходимость в новом строительстве в исторически сложившихся районах города?
— В центре города вообще новой застройки не должно быть — мы должны сохранить то достояние, которое оставили нам наши прапрадеды, потому что это наша культура. Все архитектурные памятники на сегодняшний день воссоздаются по исторической аналогии, на основании иконографии и архивной документации, которая достаточно полно представлена у нас в городе. Нашей мастерской также очень много приходится работать с архивными документами, мы тесно сотрудничаем с научным советом Государственного музея-заповедника Петергоф, получая у них всю информацию.
Единственное необходимое и безусловно полезное новшество — это применение в реставрации более совершенных материалов.
— Работы, производимые мастерской, во многом уникальны. Заглядывая в будущее, можно ли говорить о том, что у высококвалифицированных специалистов будет достойная смена?
— Безусловно, позолотчики петергофской школы признаны одними из лучших и в Петербурге, и за его пределами. Конечно, нам нужна преемственность — специалисты высочайшего уровня должны готовить себе смену. Дело в том, что большая часть молодежи неспособна стать позолотчиками, и это видно сразу же после месяца-двух ученической работы. Видно. Но все-таки достаточно много молодых людей, окончивших училище Мухина и наши реставрационные лицеи, подают неплохие надежды. Многое зависит не только от способностей человека, но и от его желания стать мастером. Труд позолотчика — это очень скрупулезная и монотонная работа, которая требует большой аккуратности и тщательного подхода.
И одной из главных задач коллектива, безусловно, является обучение кадров, что уже вошло у нас в традицию. Этот процесс у нас продолжается, и на сегодняшний день уже 5 учеников стали полноценными позолотчиками, которые выполняют работы наравне со всеми остальными мастерами.
— Что Вам хотелось бы пожелать городу накануне трехсотлетия?
— Главное для города, для всех нас — сохранять, беречь и возрождать наше бесценное культурное наследие. Нужно продолжать начатую работу по воссозданию прекрасных зданий, которые будут радовать и петербуржцев и многочисленных гостей нашего города.
Автор: Беседовала Анастасия ЧИЧАГОВА Дата: 12.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 3 Рубрика: ***
| |
«« назад