РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕАТРА ИМ. В. Ф. КОМИССАРЖЕВСКОЙ
ДИРЕКТОР ТЕАТРА В.И. ЗАЙЦЕВ
— Вадим Игоревич, что удалось и что не удалось сделать театру к трехсотлетию Петербурга?
— Самое главное — это та реставрация, которая прошла в здании. Я надеюсь, что в мае театр заработает: уже встанут те кресла, с которыми была такая большая и трудная история, будет наконец-то установлено оборудование — это последний и очень важный аккорд. То, что сделано — это, конечно, уникально. Я со своим опытом работы в театрах Санкт-Петербурга такого еще не встречал, и хотя подозревал, что возрожденные интерьеры здания должны произвести впечатление, такого, конечно, не ожидал. С моей точки зрения — это чудо, которое произошло в нашем городе.
Был найден продуктивный способ позаботиться о театре — средства, выделенные на культуру, были сконцентрированы на отдельно взятом объекте. Дело в том, что денег на всех не хватает, а какие-то небольшие суммы позволяют только «латать дыры». В результате вся театральная система города с точки зрения помещений и оборудования находится в состоянии упадка. Когда поддерживается то, что есть, в том состоянии, которое есть, то результат «молчалив»: зритель не получает праздника. Но у нас праздник, безусловно, будет. По отношению к нашему театру налицо совершенно другой подход — были предоставлены замечательные финансовые возможности. Средства, которые получил театр, были потрачены не зря, и результат проделанной работы сразу виден — только пока для узкого круга людей, которые видят обновленные интерьеры ежедневно. В мае, когда театр откроется, праздник состоится для всех, и я уверен, это станет большим событием.
— Частая проблема с распределением бюджетных или околобюджетных заказов — это проблема распределения заказов на тендерах…
— Естественно, эта система должна будет развиваться и совершенствоваться. Обсуждать, хороша она или не хороша, это все равно, что обсуждать тот рынок, который определился в настоящее время в России. Эта система должна развиваться вместе с рынком, и чем больше будет компаний, чем больше будет брендов, которые пользуются хорошей репутацией, тем устойчивей будет система тендеров и конкурсов.
— Наши склады находятся вне театра. Если можно было бы перенести их куда-нибудь ближе, было бы очень здорово, сэкономило бы нам средства, добавило динамики нашему театральному процессу. Однако нам грех жаловаться…
— На Ваш взгляд, необходим ли поиск дополнительных источников финансирования организаций культуры — в части, касающейся реставрации и реконструкции?
— Это очень большой и сложный вопрос. Конечно, нужно предоставить возможность такого финансирования для наших спонсоров, потенциальных меценатов. Однако возникает вопрос о том, как не допустить махинаций с налогами под видом благотворительности. Безусловно, необходимо мудрое законодательное решение этого вопроса. Что касается бюджетного финансирования — оно есть, и по отношению к нашему театру оно достаточно велико.
— Уверены ли Вы в будущем объектов культуры, находящихся в престижных зданиях? Ведь их можно считать экономически неэффективными по сравнению, например, с торговыми центрами и т.п.
— Смотря как считать. Конечно, если на территорию театра поставить «одноруких бандитов», то доход будет безусловно выше, чем денежная прибыль, которую приносит театр. Однако невозможно забыть о том, что Петербург — культурная столица России, а театр — лицо нашего города, которое мы представляем петербуржцам и гостям. Это наша гордость, это — тоже доход. И я думаю, что если его подсчитать, он окажется гораздо больше, чем прибыль от торговых точек.
— Оправдан ли отчасти штурмовой подход к решению наболевших проблем города? Не лучше ли было провести работы более размеренно?
— Вы знаете, меня тоже привлекают долгосрочные программы, но я не знаю, как рождалась эта идея и как она воплощалась в жизнь. И я не исключаю, что, может быть, на тот момент другой возможности не было.
— Ваши пожелания Петербургу на ближайшие триста лет…
— Здоровья и покоя. Я очень люблю свой город, и я бы хотел, чтобы мы, горожане, соответствовали бы тому высокому культурному уровню, который ставит перед нами трехсотлетняя история Петербурга. Буквально, я бы хотел чистоты в нашем городе…
ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ТЕАТРА АЛЛА ТАГОРОВНА
— Хочется, чтоб город был красивым, он этого заслуживает. Каждое здание уникально.
Здание как человек — его надо лечить вовремя, вкладывать в него что-то и получать такую красоту, которую мы сейчас видим. Единственное, что меня огорчает, это необходимость после окончания реставрационных работ поддерживать наш театр на том же высоком уровне —
а это все большие деньги.
Я считаю, что актерский коллектив к ремонту отнесся с пониманием. И сложившееся взаимопонимание очень важно: актерский состав понимал проблемы строителей, а строители бережно относились к тому, что им доверили. И от этого получился, наверное, такой результат, что мы сейчас видим.
В театре была проделана большая работа. Валентина Григорьевна Кириллович, генеральный директор компании «Левкас» — действительно надежный подрядчик и очень достойный руководитель. Я считаю, что женщины в некоторых ситуациях лучше видят перспективу. Очень хорошо работать с человеком, который понимает проблему и видит немножко дальше… Зал находился в очень тяжелой ситуации, и я считаю, что «Левкас» как генподрядчик отлично справился с реставрацией…
ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИИ ИВАН ИВАНОВИЧ КРАСКО
— Я бы хотел, чтобы жители Петербурга были истинными петербуржцами. Это вечное желание — и не на триста лет. Навсегда. Дело в том, что театр — это не только развлекательное, но и воспитательное учреждение. Я очень люблю одно выражение Станиславского: «Научить нельзя, научиться можно». Поэтому все зависит от каждого человека. Очень важно понять, к чему стремится человек, к чему у него лежит душа. Если это определится, то он может стать счастливым и всю оставшуюся жизнь будет петербуржцем и интеллигентом, независимо от профессии, от рода работы.
— Насколько, на Ваш взгляд, город подготовлен к юбилейным торжествам?
— Петербург неповторим — взгляните, например, на панораму Невы от Медного Всадника — такой красоты действительно нигде нет. Наша беда только в том, что, на мой взгляд, в преддверии праздника взялись за слишком многое. Не обязательно затевать ремонт всей квартиры сразу — можно сделать по одной комнате, и ремонт не будет напоминать пожар. Смольный собор в лесах — я думаю, что уж такие то объекты могли бы привести в порядок. Некоторые места, наверное, можно было бы не так уж подновлять и изменять.
— Традиционный зрительский вопрос: каковы творческие планы театра?
— Если говорить о том репертуаре, который идет сейчас, то один спектакль подготовлен как раз к трехсотлетию города — это последняя пьеса Григория Горина «Шут Балакирев»: действующие лица в нем — это Петр, Екатерина и первый губернатор — Меньшиков. К маю готовятся и другие премьеры. У меня есть надежда, что сейчас для театра заканчивается период скитаний и эстетических поисков. Я очень надеюсь, что в прекрасном обновленном здании не будет места сомнительным и поверхностным постановкам, и прекрасные традиции театра, традиции Веры Федоровны Комиссаржевской и Рубена Семеновича Агамерзяна будут продолжены.
— Легче ли будет работать в отремонтированном помещении?
— Конечно, да. Хоть некоторые шутят, что зритель теперь больше будет любоваться на стены и потолок, чем смотреть на сцену, в возрожденном зале будет играть приятно.
Автор: Материал подготовила Анастасия ЧИЧАГОВА Дата: 12.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 3 Рубрика: ***
| |
«« назад