Публикации »

«СТАРАЯ УСАДЬБА»: БЕРЕГИТЕ НАШ ГОРОД, ОН ПРЕКРАСЕН

— Компания «Старая усадьба» возникла в 1999 г., собрав в коллектив единомышленников опытных реставраторов нашего города. С тех пор мы ведем основные работы по реставрации интерьеров и предметов декоративно-прикладного искусства в Юсуповском дворце на Мойке. В уникальном памятнике архитектуры необходимы квалифицированные мастера практически всех реставрационных специальностей: позолотчики, художники, лепщики, мраморщики, резчики по дереву и по камею, маляры-альфрейщики, краснодеревщики, реставраторы по фарфору. Общей проблемой для всех реставрационных фирм является подготовка на смену «старой гвардии» молодых высокопрофессиональных мастеров. Поскольку профессии эти уникальны, требуют и таланта, и трудолюбия для многолетнего, кропотливого постижения тонкостей и секретов мастерства. — Что сделано вами к Юбилею города? — В соответствии с комплексным планом подготовки Юсуповского дворца к 300-летию Санкт-Петербурга» мы начали предъюбилейные работы еще в 2000 г. Отреставрированы 4 зала Картинной галереи, 5 изящных интерьеров в комплексе Будуаров княгини, Малый Танцевальный зал на половине молодых князей, Турецкий кабинет, Парадная лестница, Главный Парадный вестибюль. Сейчас завершаем работы в Гобеленовой гостиной и реставрацию дубовых дверей Малого парадного вестибюля. — Среди Петербургских домов Юсуповский дворец известен загадками и легендами своего исторического прошлого. Здесь в одном из тайников были найдены письма А. С. Пушкина, в подвале этого дома при таинственных обстоятельствах погиб Григорий Распутин… Приходилось ли реставраторам сталкиваться с загадочными или неожиданными для них фактами? — Безусловно. Но в первую очередь эти открытия касались профессиональных вопросов. К числу таких «открытий» можно отнести обнаруженные при сопоставлении с архивными документами и старинными рисунками авторские цвета залов Картинной галереи, или роспись под желтый сиенский мрамор, обнаруженный на стенах Турецкого кабинета под несколькими слоями масляной краски, или клейма известных французских мебельных мастерских, найденные в процессе реставрации старинного гарнитура в технике «буль». Бывали и другие открытия иногда менее приятные. Когда мы выполняли работы в Кабинете княгини, то оказалось что под стеновой панелью в несущей стене скрывается сквозная трещина. Разумеется, в результате работы она была устранена. — Какие работы хотелось бы выполнять в перспективе? — Прежде всего, еще очень много работы в самом Юсуповском дворце. Так же считаем делом чести завершить доверенную нам реставрацию иконостаса Преображенского собора Валаамского монастыря, начатую нами год назад. Ну а в перспективе, учитывая квалификацию, опыт и мастерство наших реставраторов нам хотелось бы заняться возрождением других исторических зданий нашего города. — Что пожелаете нашему городу, горожанам? — Берегите наш город, он прекрасен. После национализации, в феврале 1919 г., в Юсуповском дворце на Мойке, как и в ряде других дворянских особняков нашего города, был открыт историко-бытовой музей. Он существовал до 1925 г., когда многие произведения искусства из коллекций дома на Мойке начали передавать в гигантские музейные хранилища — Эрмитаж, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, а также в периферийные музеи, и даже на правительственные дачи и заграничные аукционы. По счастью сохранились выдающиеся в художественном отношении интерьеры Юсуповского особняка, созданные в XIX — начале XX столетий талантливыми русскими и иностранными архитекторами и художниками. Этому способствовала передача дворца в ведение ленинградской педагогической интеллигенции. Сейчас в стенах дворца открыты художественные и историко-бытовые экспозиции, в уникальных залах и гостиных, в несравненном по красоте и изяществу Домашнем Театре звучит оперная и инструментальная классическая музыка. Красота, возрожденная умелыми руками реставраторов, дарит вторую молодость старинному особняку на Мойке.

Автор: по материалам редакции
Дата: 12.11.2003
«Федеральный строительный рынок» № 3
Рубрика: ***




«« назад