РЕСТАВРАТОР И. Л. СОКОЛОВ: ПРИЯТНО В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ ПРИКОСНУТЬСЯ К ИСТОРИИ
— Игорь Львович, известный поэт сказал: «Слава, слава героям! Впрочем, довольно им воздано дани. Давайте поговорим о...» — так вот, наш первый вопрос: какие участки город, вероятно, не успеет привести в парадное состояние?
— Не знаю, чьи в этом просчеты, но особенно печалит ситуация с Адмиралтейством. Это объект не просто центральный, он — один из символов города. А на других объектах ощущается гонка, спешка, которая мешает профессиональной работе. Мы все понимаем, что не сделать эти работы нельзя, но люди поставлены в очень жесткие рамки... Не все выбранные подрядчики смогли «раскрутить» объекты за счет собственных оборотных средств — ведь бюджетные платежи поступают «волнами», не постоянно.
— Многие объекты реставраторов не дождались. Нет ли у Вас опасения, что юбилей пройдет, а «реставрационный» бюджет города останется без денег, и реставрационную отрасль ждет застой?
— Конечно, реставрационные работы должны быть продолжены, и хочется думать, что после юбилея финансирование будет стабильным. Сейчас в городе действует много реставрационных компаний, и если город и страна не обеспечат нас заказами, то многие фирмы «останутся у разбитого корыта».
— Игорь Львович, Вы коснулись важной проблемы: на рынок пришло много новых компаний. Но все ли реставраторы профессионально подготовлены в достаточной степени?
— Да, проблема такая стоит. Есть компании, непонятно как
получившие лицензию, которые никто не знает. Эти «реставраторы», даже руководители компаний, зачастую не имеют представления о специфике реставрационных работ, но очень часто именно они вдруг выигрывают тендер, из-за того что критерии отбора сформулированы «топорным методом». Например, значимым фактором остается стоимость предложения, поэтому можно выиграть за счет демпинга. Не учитывается целый ряд факторов: история, квалификация, опыт компании, реально, а не на бумаге работающие кадры. Ведь для весьма многих объектов это недопустимо — например, на объектах, связанных с музыкальной культурой, может быть непоправимо искажена акустика залов.
Возвращаясь к вопросу о кадрах. В принципе, реставраторов в городе пока достаточно — в подавляющем большинстве это кадры с большим опытом, вышедшие из объединения «Реставратор». Мы все знаем друг друга. Но меня очень беспокоит, что молодое поколение пока в отрасль не подтянулось, и этот процесс идет болезненно. Молодежь не хочет работать в реставрации, хотя есть специальности очень высоко оплачиваемые... Сейчас к решению проблемы подключается Союз реставраторов, учреждаются стипендии в Реставрационном колледже. Будем надеяться, что это даст положительные результаты.
— Каким образом предполагаете решать кадровую проблему?
— Взаимодействуя с реставрационным колледжем. Приходится заранее отслеживать талантливых и перспективных ребят, по окончании — забирать к нам. Нужно возрождать систему курсов повышения квалификации, создавать комиссии по аттестации, повышению разрядности.
Есть другая проблема — это передача конкретных, сугубо профессиональных навыков. Дело в том, что в реставрации большую роль играют профессиональные династии — например, позолотчиков, лепщиков, специалистов по живописи, искусственному мрамору. Но сейчас, например, рынок начал активно развиваться, и оказалось, что ему не хватает, в частности, профессиональных позолотчиков. Кто-то успел их получить, кто-то нет — а работу сдавать надо, поэтому идет снижение качества работ.
— Каким образом решить проблему недобросовестности заказчиков при проведении тендеров на реставрационные работы?
— Тендеры, безусловно, проводить нужно. Другой вопрос, что нужно вести контроль за «чистоплотностью» участников рынка. В этом может помочь Союз реставраторов, факт вступления в который сам по себе является критерием профессионального уровня компании. Ведь принимаются к нам не все — некоторым отказывают, потому что в Союзе реставраторов принят «кодекс чести». Мы ведем игру по одним правилам, придерживаемся правил цивилизованного поведения...
В идеальном варианте при проведении тендера на реставрационные работы должен присутствовать представитель Союза, например Олег Бритов. Но здесь есть проблема — в Петербурге проведением тендеров занято примерно 25 организаций. Мало того, что в этом случае трудно обеспечить присутствие представителя Союза, реставраторы зачастую не могут охватить вниманием все имеющиеся предложения. В результате рынок и заказчик проигрывают. Наверное, вся информация должна быть централизована КГИОПом, потому что с этим комитетом взаимодействуют все реставраторы.
— Реставрация — работа поисковая, сродни археологии или первооткрывательству. Были ли в ходе последних работ сделаны какие-то интересные находки?
— Скорее элементы, чем находки в целом... Из непетербургских открытий: при выполнении одного из заказов в Швейцарии был обнаружен паркет, который по возрасту старше Петербурга!
Интересная находка была сделана в Николаевском дворце (на площади Труда). Это домовая церковь, в которой недавно возобновились службы. Живопись и иконы находились просто в страшном состоянии. Так вот, под этой церковью было открыто небольшое помещение гротовой церкви, в которой очень много живописи и позолоты. Пожалуй, именно этот объект хотелось бы восстановить в первую очередь. Отец Николай, настоятель, трудится и, как может, сохраняет имеющееся, но без спонсоров восстановить помещения будет трудно. Сейчас в первую очередь нужно произвести укрепление живописи, и хотя бы техническую реставрацию.
Еще один из объектов, на котором бы хотелось поработать — здание на улице Восстания, 45, старинный особняк с прекрасными интерьерами. Под слоями краски сохранилась позолота, живопись. Прекрасно сохранилась парадная лестница.
Запомнилось и открытие, которое мы сделали в Кунсткамере. Когда мы вскрыли штукатурку, то обнаружили сводчатое перекрытие, сложенное в эпоху Петра. Приятно в буквальном смысле прикоснуться к истории, к тому времени.
Автор: Беседовал Алексей ВЛАДИМИРОВ Дата: 12.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 3 Рубрика: ***
| |
«« назад