ХРАМЫ ПЕТЕРБУРГА: ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ И ВРЕМЯ СОБИРАТЬ
Золотые купола,
Края неба жители,
Золотые купола,
Истины хранители.
Ирина Новичкова
— В настоящее время нами проводятся большие реставрационные и ремонтные работы в церквях, соборах, зданиях исторического комплекса Александро-Невской Лавры. Приятно отметить, что городом выделены средства для Казанского кафедрального собора для проведения реставрации фасадов.
Работы по восстановлению храмов проводятся постоянно, не только к трехсотлетию города. Настоятели и старосты приводят в порядок церкви, стараются поддерживать их в надлежащем виде, проводят ремонты, привлекают средства жертвователей.
Много очень сделано. Поразительно, как за последнее время преобразились храмы нашего города. Честь и хвала настоятелям, которые занимаются этой тяжелейшей работой, находят средства, помимо всего прочего надо заниматься прокладкой теплотрасс, ремонтом водопроводной системы, инженерных коммуникаций и совершать богослужения. Все это лежит бременем, грузом на плечах тех людей, которые занимаются содержанием в порядке церковных зданий. Работы проводятся практически из собственных средств, которые Церковь зарабатывает за счет треб, продаж свечей, икон, духовной литературы и из пожертвований прихожан. Поэтому восстановление храмов ведется не теми темпами, какими бы хотелось.
— Кто выполняет реставрационные работы?
— Часто работы ведутся своими силами. Например, я являюсь старостой собора Владимирской иконы Божьей Матери. При храме создана архитектурная, иконописная, позолотная, столярная мастерские и мастерская резчиков по дереву.
Во времена, когда собор был закрыт, интерьеру здания был нанесен огромный ущерб. Уничтожен резной декор всего нижнего яруса. Из трех иконостасов сохранился только один центральный, а два боковых утрачены полностью — не осталось никаких документов и фотографий. Нам очень повезло, что сохранился центральный иконостас — доподлинно известно, что он сделан по чертежам Растрелли и когда-то располагался в Аничковом дворце.
В настоящее время мы проводим работы по реконструкции двух барочных иконостасов по собственному проекту. Так как наш собор является памятником архитектуры, работы ведутся под присмотром КГИОПа.
Также в нашем соборе были выполнены большие работы компанией «Лапин Энтерпрайз». Четыре года назад был проведен реставрационный ремонт интерьеров верхнего храма. И годом позже — реконструкция алтарного купола, который требовал полной замены. Работа была сделана качественно — все в срок, мы довольны сотрудничеством с этой фирмой. Генеральный директор Алексей Станиславович Лапин создал реставрационную компанию нового времени — с ней приятно сотрудничать. Это прекрасный молодой коллектив, который работает по-новому.
— Иван Сергеевич, ведется ли государственное финансирование работ по возрождению храмов?
— Практически нет. КГИОП выделяет какие-то средства, но, конечно, этого не достаточно для проведения больших работ: реставрации фасадов, ремонта крыш и куполов. К сожалению, громаднейшей проблемой для нас остается ремонт фасадов комплекса Александро-Невской Лавры, которая является, безусловно, духовным центром нашего города. Практически через месяц начнутся юбилейные торжества, и мне как эконому Епархии очень прискорбно, что Лавра встретит праздник в таком удручающем состоянии.
Передали нам это здание недавно — в 1995 г. Здесь раньше находился институт «Прометей», который занимался разработкой стали, сплавов из титана и других материалов. Конечно, зданию был нанесен ущерб колоссальнейший — здесь были цеха, лаборатории. Мы постепенно проводим ремонт внутри здания, сейчас завершили большой объем работы по ремонту крыш — они были в таком состоянии, что не могли выносить нагрузки снега. Однако на ремонт фасадов Митрополичьего корпуса требуются большие суммы, и мы, конечно, надеялись, что город или Министерство культуры выделит средства.
Раньше у Церкви также была недвижимость, которой она могла распоряжаться. Нашему Владимирскому собору очень много принадлежало доходных домов, подаренных купцами, которые понимали, что надо и деньги заработать, и Богу отдать свою десятину. Естественно, церковь сдавала такие дома в найм, получала средства и могла совершенно спокойно заниматься своей внутрицерковной деятельностью, благотворительностью. Сейчас нам передают объекты, здания, которые принадлежали Церкви, в бессрочное пользование — без права сдачи в аренду. Нас это ставит в очень тяжелое положение. Передают громадные здания в тяжелейшем состоянии. Если бы мы могли его сдать в аренду, то получили бы и средства для его восстановления. Я считаю, что храмы и здания должны передаваться церкви в собственность.
Другая большая проблема — после принятия нового земельного кодекса — все храмы должны заключать новый договор с земельным комитетом и платить арендную плату за пользование земельным участком. Это очередной удар по Церкви. Если бы уже все храмы были отреставрированы, но ведь нам нужно изыскивать огромные средства на ремонт: менять сгнившие крыши, купола, кресты, восстанавливать внутреннее убранство. А монастыри! Многие из них, в том числе и в нашей Ленинградской области, находятся в очень плохом состоянии. Им были переданы просто развалины.
Церкви в свое время была предоставлена эта льгота — мы не платили за землю. Но, к сожалению, новый закон ее отменил. Я считаю, что все-таки государством должна быть выработана определенная программа поддержки церкви в период становления.
— Есть ли необходимость в строительстве новых храмов?
— Безусловно, есть. Например, в огромном спальном районе ст. метро «Пионерская» всего одна церковь. Дело в том, что земля в городе стоит дорого, вокруг нее идет борьба — выгоднее построить жилой дом или какой-то развлекательный центр, который будет приносить доход, чем церковь. А строить храмы, конечно, надо.
До революции церкви строились при большой поддержке государства, а сейчас — только на пожертвования верующих, и средств, конечно, не хватает. Поэтому, к сожалению, возводятся маленькие храмы.
— Пожелания городу…
Хотелось бы, чтобы и после 300-летия восстановление и украшение нашего города не останавливалось, а только продолжалось. Продолжалась реставрация зданий, дворцов, и в том числе, конечно, храмов. Потому что здания церквей — это украшение каждого города, доминанта каждой площади, улицы. Очень приятно, что в связи с юбилеем города вся страна и, прежде всего, Москва обратила внимание на Санкт-Петербург. Обидно, что очень мало сделано. Наверное, можно было бы сделать гораздо больше.
Еще одно пожелание, чтобы в нашем городе разумно подходили к новому строительству. Включать в старую застройку новое здание нужно осторожно — чтобы не разрушить тот стиль Санкт-Петербурга, который мы сейчас имеем.
Город наш — один из самых красивых городов мира. Хотелось бы, чтобы трехсотлетие прошло, а внимание к Петербургу оставалось, и вся страна понимала, что этот город уникален.
Автор: Беседовала Анастасия ЧИЧАГОВА Дата: 12.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 3 Рубрика: ***
| |
«« назад