...СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНЫМ И СПОКОЙНЫМ
— Сергей Михайлович, многие промышленные здания стали неотъемлемой частью городской среды. Можно ли использовать этот фонд?
— Начну с примера, который встретил в США, в штате Колорадо. В курортном городке Дюранго был автопарк. Его «сократили», остались стены и крыша старинного цеха, где-то 500 кв. м. Тогда американцы поставили в здании несколько мини-пивоварен, варят и продают пиво, сортов 20-30. На закуску дают арахис, а шелуху от него можно бросать прямо под ноги, и пол усеян толстым слоем сухой шелухи... Простая идея, от посетителей отбоя нет, и почти нет затрат на реконструкцию здания. Пройдем по городу: на каждой десятой улице найдется здание, которое может быть использовано для нужд торговли, складов, как культурный и развлекательный центр. Недавно я был на Красном Треугольнике: знаменитый фасад производственного корпуса вполне может быть сохранен для города. И хотя потребуются затраты на рекультивацию территории и экологическую очистку помещений, это будет дешевле полного сноса и нового строительства.
Промышленные производства из города надо выводить. В городе не место металлургии, химическому производству. Я много лет прожил на Матиссовом острове, рядом с промзоной. Дети в нашем доме засыпали под мерное раскачивание всего дома из-за какого-то заводского молота, находящегося почти за стенкой…. Вполне можно «уплотнить» верфи — технологии в судостроении изменились, и сейчас не требуется столько производственных площадей. Ведь Петербург город морской, но ближе чем в Солнечном или Комарово к морю не подойти, а территории «морского фасада» — отличное место для жилой застройки.
— Как неагрессивно включать в центр города торговые комплексы, в том числе небольшие торговые предприятия?
— У нас много резервных возможностей. В частности, недостаточно используется дворовое пространство, и вполне возможна программа по переустройству «колодцев» в атриумы. Лучше пусть в дворовом пространстве возникнет торговля, чем остается «мерзость запустения». Здесь не надо выдумывать велосипед. Съездите в Париж, господа чиновники при власти, не будьте туристами, походите по парижским дворикам и вам все станет понятно. Да, впрочем, и так понятно. Без реформы жилищно-коммунального хозяйства не обойтись. Дворик без хозяина — это наш дворик, дворик с хозяином — это парижский дворик.
— Сергей Михайлович, вспомним и о другом резерве площадей — подвальных пространствах. Готовы ли строители возрождать подвалы?
— Вопрос о подвалах также актуален, потому что раньше стояла очередь желающих вложить средства в обустройство подвалов, а теперь вдруг наступило затишье. В городе есть много уникальных подвалов, в которых высота потолка составляет до 5 метров. Почему они до сих пор стоят без хозяев? Думаю, что проблема также в законодательстве: подвал не может быть передан в собственность, вкладывать же деньги не в «свое» люди не торопятся.
Петербургские строители успешно занимаются обустройством подвалов, хотя нужно учесть, что геологические и гидрологические условия в городе просто «запредельны». В большинстве подвалов нарушена гидроизоляция, туда проникает вода. Современные технологии позволяют с этим бороться, хотя требуются значительные затраты. Наша компания приводила в порядок подвал здания недалеко от Аничкова моста. Работа была непростой: в подвал поступали канализационные стоки, протекали трубы. Мы сделали гидроизоляцию, провели каналы для отведения грунтовой воды. Сейчас в помещении находится один из самых интересных ресторанов. Имеется успешный опыт по реконструкции подвалов на Садовой линии Большого Гостиного двора.
— Что пожелаете на ближайшие 300 лет Петербургу?
— Петербург должен быть красив и чист. Такой город сможет сделать человека свободным и спокойным. Свобода не дается без усилий. «Только свободный ответствен, только ответственный свободен», — эти бы слова Н. Бердяева да в уши нашим властям: законодательной и исполнительной.
Автор: по материалам редакции Дата: 12.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 3 Рубрика: ***
| |
«« назад