Б. Г. ГРИШКО: НАШ ГОРОД — УНИКАЛЬНЫЙ ЦВЕТОК НА ПЛАНЕТЕ
— Трехсотлетие Петербурга, безусловно, знаменательная дата, но на самом деле — это очень маленький возраст для столичного города, это юность.
От других столь же юных городов — своих современников Петербург отличается тем, что он, во-первых, создавался по единому плану. И благодаря тому, что этот план исходил от высшей силы имперского государства — царя Петра, он помимо функционально-необходимых черт получил заряд художественно сформированных амбиций. И эти амбиции, как показала жизнь, оказались важнее многих функциональных моментов. Во-вторых, город как единая среда сформировался в пределах одного архитектурного подхода. Стилистика деталей, объемно-планировочные решения в чем-то может быть и разнились, но основные градостроительные принципы сформировались в самом начале и в дальнейшем до XX в. не переживали кардинальной ломки архитектурных взглядов и традиций.
— Как, на Ваш взгляд, в настоящее время развивается архитектурный процесс в Петербурге?
— Мне откровенно нравится то, что можно назвать строительным бумом. Он больше всего касается строительства жилья с долевым участием: найдена та юридическая форма, которая позволяет делать бизнес на строительстве жилья — самой востребованной ниши.
Мне кажется, что в Петербурге начинает складываться очень интересная по структуре композиционная связка старых и новых районов. И если мы разумно обойдемся с промышленным поясом города, сформировавшимся в конце XIX в., то может получиться органичное врастание центра в ту застройку, фоном которой служит достаточно безликая архитектура 60—70 гг. Модернизируя ее, мы можем создать действительно новый цельный образ города, в котором не будет такого резкого разграничения между изумительным, духовно возвышенным центром и спальными районами, в которых можно заблудиться. И тогда возникнет постепенное снижение творчес-кого посыла центра и перехода его сначала к более элегантному и взвешенному образу городской среды преобразованного промышленного пояса, а потом к крещендо из высотных домов окраин.
Меня тревожит тенденция создания больших конгломераций жилья из низкорослой застройки таун-хаузами: в большинстве своем современный город в северных условиях должен быть высотным — он не может распыляться и разбазаривать землю. Впрочем, логика развития пространства показывает, что должны сочетаться самые разные подходы к этажности и композиции городской среды: как невозможно из одних небоскребов город собрать, так и невозможно окружить его кольцом таун-хаузов.
— Грозит ли Петербургу «культурная» экспансия традиций западной архитектуры вместе с приходом инвестиционных средств?
— Как мне кажется, пока в Петербурге существует тот культурный слой архитекторов, что сейчас управляет процессом и участвует в нем, экспансии чуждой культуры в город не будет. Во всяком случае, попытка с Мариинским театром и с Новой Голландией была сделана, и она встретила активное сопротивление. И, кроме того, здесь дело не только в архитекторах. Сами горожане очень трепетно относятся к городу, и их отношение просто не позволит сделать в городе что-то явно диссонирующее.
Одновременно надо помнить о том, что если Петербург сделать музеем под открытым небом, то он начнет стареть и умирать. Он должен жить, развиваться, должны появляться новые постройки и в историческом центре (обязательно на конкурсной основе!).
Нужно признаться, что иногда раздражающей является попытка навязать мнение о невозможности нового строительства, новых редакций городской среды. К сожалению, не всегда понятна негативная позиция горожан, живущих в окружающей будущую постройку зоне. Иногда она просто непоследовательна и эгоистична. Процесс застройки просто невозможно остановить, как саму жизнь!
— Необходимость генерального плана, его состояние на сегодняшний день.
— Сейчас над генеральным планом Петербурга работают лучшие специалисты России, а может быть и мира. Однако в любой работе возможны недочеты, не до конца продуманные и взвешенные решения, не всегда абсолютно достоверны исходные данные, на основании которых принимаются решения. Поэтому, наверное, генеральный план нужно сделать документом, имеющим силу, равную закону, но в то же время иметь институт отступления от него в необходимых случаях.
Дело в том, что для того чтобы построить дом, надо не только его придумать — нужно иметь ограничивающие творчество условия. Чем больше таких условий, тем неожиданнее результат. И поэтому генеральный план, несущий систему подобных ограничений, генеральный план, намечающий направления развития и основные градостроительные цели и устремления ближайших десятилетий, просто необходим.
— Судьба «промзон» Петербурга: какую функциональную нагрузку может нести наследие промышленной архитектуры города?
— Безусловно, производства надо выводить за пределы города. И в то же время необходимо помнить о том, что промышленный пояс Петербурга несет в себе заряд не всегда оцененной, но очень интересной архитектуры рубежа XIX XX вв. Мир знает уже такие исходы промышленности из растущих городов Америки, Европы: промышленные здания приспосабливались под ателье, художественные, архитектурные мастерские, под жилые цели, под бизнес-центры, под катки с круглогодичным ледовым покрытием. Мы знаем множество примеров, когда вокзалы превращались в музеи, в концертные залы. Поэтому вовсе необязательно безоговорочно разрушать промзону, конечно, надо выбирать ценное наследие, его использовать, а какие-то действительно уродливые здания уничтожать и формировать на их пятнах новую достойную застройку. Надо помнить, что эта зона богата ресурсами и инженерной инфраструктурой.
Мастерская имеет опыт проектирования официально-делового и торгового центра путем реинновации бывшей промплощадки НПО «Позитрон» на углу пр. Медиков и ул. Профессора Попова. Однако работы не были продолжены из-за отсутствия средств у заказчика.
— Борис Григорьевич, что удалось и что не удалось сделать Вам к трехсотлетию Петербурга?
— Сделано много, и сейчас в мастерской идут 6 крупных объектов: жилых и торговых комплексов. Так что мы сейчас востребованы — и это хорошо.
Что не удалось сделать — мастерской в 2001—2002 гг. по просьбе ректората была разработана концепция реконструкции комплекса зданий Государственной Академии театрального искусства. На основании этой концепции предложили реконструировать учебный театр, создать современные условия для обучения студентов театрального вуза; отреставрировать галерею, проходящую во внутреннем дворе, и зимний сад. На месте разрушенного каретного сарая выстроить декорационные мастерские и над ними сделать аудитории. В концепцию входит также реконструкция пятиэтажного здания. Работа была согласована в установленном порядке.
Потом произошла чехарда с оформлением государственного заказчика: часть объектов федерального уровня были отделены от муниципального, и академия попала в федеральный список, государственным заказчиком по которому выступает Северо-Западная дирекция Госстроя. Пока оформлялись документы, время было упущено, так что к 300-летнему юбилею города Академия театрального искусства, к сожалению, не получит обновленных аудиторий.
— Ваше поздравление Петербургу…
— Наш город — это совершенно уникальный цветок на планете, и удивительный сплав западной культуры и восточного духа.
Сама профессия заставляет нас трепетно относиться к городской среде, духу города. И мне хотелось бы, как говорил Мао Цзе Дун, чтоб в нашем городе «цвело сто цветов». Пусть будет самая разно-
образная архитектура, но стилистически выдержанная, и пусть в ней отразится дух города, в котором мы живем.
Автор: Беседовала Анастасия ЧИЧАГОВА Дата: 12.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 3 Рубрика: ***
| |
«« назад