Надо по крайней мере не мешать
— Виктор Павлович, каковы должны быть первоочередные меры «инженерного характера» по выводу из кризиса коммунального хозяйства?
— На мой взгляд, нам прежде всего нужно сосредоточить усилия на поддержании в работоспособном виде имеющихся мощностей централизованной системы теплоснабжения, чего сейчас совершенно не делается. На балансе у ГП «ТЭК Санкт-Петербурга» более 6 тыс. км сетей, из них самортизированных — более 1000 км. Еще в 1997—1998 гг. ГП «ТЭК Санкт-Петербурга» ежегодно перекладывало порядка 230 км сетей. С 1999 г. этот показатель упал до 39 км. Объясняют это отсутствием денег. Как следствие, те организации, что были задействованы в прокладке и реконструкции наружных сетей, рынок покинули — ушли в смежные отрасли или распались.
Я возглавлял управление энергетики и инженерии, поэтому вопросы теплоснабжения Петербурга знаю не понаслышке. Дай Бог, чтобы следующая зима не привела к масштабным авариям, подобных тем, что произошли в 1979 или 1985 гг. Любое крупное ЧП выявит такие проблемы, как отсутствие дееспособных организаций, способных справиться с крупной аварией, отсутствие резервных фондов для финансирования работ, отсутствие «стратегического резерва» материалов. Сегодняшние компании, работающие на рынке инженерных коммуникаций, поставлены в такие условия, что не имеют возможностей держать резерв материалов на складе. Как следствие — этих резервов нет.
Прежде всего, необходимо отказаться от использования энергоемкого оборудования. Именно на это нужно ориентировать бюджетные средства. Сам принцип организации систем теплоснабжения меняться в целом не должен, однако нуждается в изменениях генеральная схема теплоснабжения, которая не корректировалась с 1986 г. В свое время развитие города шло в соответствии с Генпланом, который разрабатывало Главное архитектурно-планировочное управление администрации. Параллельно с Генпланом и в тесной связке с ним разрабатывалась Схема теплоснабжения. За последнее время подходы к строительству кардинально изменились — появилась малоэтажная элитная застройка, новые высотные и малоэтажные жилые массивы. Активно развивается промышленность. Эта категория потребителей, может быть, и готова покупать энергию по полной стоимости тарифа, но потребует качественно выдерживать параметры и графики поставок. Разумеется, сейчас эти показатели предприятиями ТЭК не соблюдаются. Кроме того, системы большой энергетики очень инерционны, — если после мороза наступает оттепель, то петербуржцы открывают форточки и сбрасывают лишнее от раскаленных батарей тепло на улицу.
— Насколько актуально развитие децентрализованных источников теплоснабжения, и каковы реальные возможности для продвижения такой техники?
— Я считаю, что нужно обязательно дать свободу тем, кто может и хочет иметь собственный источник теплоснабжения. Однако чтобы реально получить разрешение на такой объект, нужно добиться разрешения в администрации. Решение принимается коллегиально, на уровне нескольких комиссий, и результатом рассмотрения заявки, как правило, является отказ. Дело в том, что ГП «ТЭК Санкт-Петербурга» и Ленэнерго не хотят терять потребителя, поэтому стараются подключить к собственным сетям как можно больше объектов. Пользуясь фактической монополией, они повышают тарифы.
Если же разрешение на строительство получено, возникает другая проблема — получение лимитов газа. Хотя городские лимиты сейчас падают, определенные резервы еще есть. Однако в силу каких-то причин, сегодня получение лимита по газу крайне затруднено — необходимо получить принципиальные согласия целого ряда инстанций, в том числе в Москве.
— На чем нужно в настоящее время сосредоточиться государству?
— Одна из важнейших проблем — стабильность заказчика. Сейчас положение в коммунальном секторе весьма нестабильно: если сегодня объемы работы могут превысить возможности строителей, то завтра, возможно, заказов не окажется ни у кого. Буду ли я в таком случае держать специалистов и резервы материалов, покупать технику, получать лицензии? Это особенно острая проблема в сетевом строительстве, где речь идет об узкой специализации строительных работ.
Также должна возникнуть осознанная государственная политика по выводу отрасли из кризиса. В области коммунального хозяйства должны работать не просто «универсальные» управленцы, а специалисты, осознающие специфику деятельности, владеющие ее инженерными аспектами. Нужно восстанавливать систему профессионального образования и переподготовки кадров: потенциал вузов пока еще не утрачен. Кадровая политика зависит в первую очередь от регионов, даже отдельные комитеты администрации по своему направлению должен иметь кадровый резерв. Назначение на руководящие должности должно осуществляться из этих резервов.
Сегодня много разговоров ведется о поддержке предприятий. Мое мнение — нам нужна не поддержка, а по крайней мере, чтобы не мешали.
Автор: по материалам редакции Дата: 12.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 1 Рубрика: ***
| |
«« назад