«Водоканалстрой»: профессия чистой воды. Генеральный директор холдинга «Водоканалстрой» В. А. Агиян рассказывает о предприятии
– Владимир Амозаспович, в Петербурге идет реформа ГУП, в том числе коммунального сектора. Возможные последствия этой реогранизации оценивают по-разному. Лишь недавно «Водоканалстрой» был ГУП, теперь же предприятие стало акционерным обществом. Перемена в статусе помогла предприятию?
– Зная о приближении реформы, мы еще год назад приняли решение об акционировании. Дело не в том, что нас не устраивала форма ГУП. Ведь качество работы зависит не от того, какую организационную форму имеет компания, а от того, каков реальный стиль управления предприятием. Если приватизацию компании проводить «сверху», по команде, без учета специфики нашей работы, то отрицательные последствия весьма вероятны. В частности, могли бы найтись «акционеры», которые приобрели бы наше предприятие только ради сноса и последующей застройки нашей производственной площадки. Виды деятельности, которые нужны городу, но не приносят прибыли, могут быть свернуты.
Для нас приватизация, прошедшая по «управляемому» сценарию, отрицательных последствий не имела. Однако если говорить о естественных монополистах города, то возможные непродуманные действия по приватизации могут привести к самым отрицательным последствиям для горожан. Прежде всего, во многие их этих служб в последние годы вложены огромные средства – и кредиты, и внутренние инвестиции. На каких основаниях их нужно отдавать в частные руки? Это имущество города, его жителей. Являясь государственными предприятиями, службы жизнеобеспечения на данном этапе не обязаны максимизировать собственную прибыль, и поэтому могут активно развивать свои мощности, в том числе такие, которые являются стратегически важными для города, но по сути своей являются затратными проектами: вести инвестиции в качество, в инновационные направления, в экологию. Между прочим, опыт той же самой Скандинавии показывает, что развитые капиталистические страны скорее склонны учить нас экологии, чем соблюдать ее сами: по ряду экологических наработок Петербург опережает многие зарубежные города. Также в настоящее время «естественные монополии» в состоянии вести активную социальную политику. Смогут ли они сохранить эти преимущества в частном статусе? Нет, потому что менеджмент компании будет вынужден заботиться о прибыли акционеров, а не о городе. Поэтому, на мой взгляд, акционирование должно вестись лишь там, где оно необходимо.
– Владимир Амозаспович, за последние два года «Водоканалстрой» сделал большой рывок по объемам и спектру выполняемых работ. Какие работы компания ведет в настоящее время?
– Основные виды нашей деятельности – капремонт водопроводных сетей: замена на полиэтиленовые трубы, применение бестраншейных методов, обследование и очистка трубопроводов. Также это устройство стальных «футляров» для коммуникаций методом прокола под железной или автомобильными дорогами, строительство коллекторов и водоводов из железобетонных труб, резервуаров из монолитного железобетона, задачи по армированию конструкций, подводно-технические работы любой степени сложности, изготовление арматуры и фитингов, проектные работы. Есть еще целый ряд задач, которые решаются предприятиями холдинга.
Из новых изделий, производящихся в холдинге, могу отметить развитие затворной арматуры, фитингов. Раньше мы делали только силуминовые изделия, сейчас освоили работу со сталью и чугуном. Задействовано несколько технологических операций: литье, механическая обработка, прессование, сборка. В месяц реализуем порядка 650 дисковых поворотных затворов, но изделия пользуются большим спросом в регионах, и мы хотим выходить на существенное повышение объемов. Хороший потенциал у этих изделий не только в коммунальном, но и промышленном секторе. Затворы с защитным покрытием нашли свое применение на предприятиях водоснабжения и канализации, энергетики, химической, металлургической и легкой промышленности. Нашими партнерами стали такие предприятия, как ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», РАО «ЕЭС России», ГУП «ТЭК Санкт – Петербурга», «Мосводо-канал», «Мостеплоэнерго».
Сейчас многие из наших технологий, вместе с информацией о потенциале нашей компании, мы представляем на международных выставках. В скором будущем предстоит поездка нашего стенда на выставку в Германию, которая будет одновременно проходить в Лейпциге и Ганновере. На таких выставках, кроме представления возможностей холдинга, наши специалисты активно знакомятся с зарубежным оборудованием для микротоннелирования, техникой для бурения и проходки, оборудованием для производства полиэтиленовых труб. Посещаем зарубежные строительные площадки, где перенимаем опыт организации труда рабочих и техники.
– Развитие новых видов деятельности, вероятно, связано с приобретением нового оборудования. Какие технологии были приняты в работу за последнее время?
– Одно из наших последних приобретений – так называемый «водный мастер» — Watermaster Classic II. Это многофункциональный землесос, оснащенный экскаваторной стрелой, имеющий гибкую систему балансировки и транспортировки по воде и суше. Возможность установки разновидного вспомогательного и дополнительного оборудования значительно расширяет спектр задач, решаемых в воде и по береговой линии. Презентацию этой машины мы провели в 2002 году на Шинкарском пруде, который входит в гидросистему, питающую фонтаны Петродворца. Машина может применяться для очистки дна водоемов, забивания деревянных и металлических свай, шпунта, укладки трубопроводов. В нашем городе, разумеется, такое оборудование не будет стоять без дела – например, оно пригодится при реконструкции набережных.
Сейчас, используя опыт горной и нефтегазовой отраслей, расширяем направление горизонтально-направленного бурения. Приобретаются современные средства диагностики, в частности – так называемый комплекс «Георадар». Теперь мы имеем возможность провести обнаружение валунов и других труднопроходимых объектов на глубине до 8 м.
Одна из новых технологий, недавно освоенных нами – ремонт сетей с помощью цементно-песчаной изоляции. На мой взгляд, это один из наиболее перспективных подходов, позволяющий экономить средства и гарантирующий качество в течение десятилетий. Мы не должны торопиться с повсеместным использованием пластика – ведь еще нигде нет опыта его эксплуатации в течение обещанных гарантией пятидесяти лет. Присматриваемся к интересным наработкам нефтегазового комплекса – стеклопластиковым трубам, которые потенциально могут использоваться для нужд водоснабжения.
– Владимир Амозаспович, какие объекты, выполненные предприятиями «Водоканалстроя», Вы могли бы отметить как наиболее интересные?
– Это направления по строительству бетонных монолитных резервуаров, развитие работ по проходке тоннелей. Что касается резервуаров, то практика показала: бетон является более надежным материалом, чем металл. С годами бетон только набирает прочность. Если говорить о резервуарах для нефтепродуктов – потенциальной области работы холдинга – то бетон существенно снижает пожароопасность конструкции. Наш крупный объект резервуарного строительства – резервуары чистой воды «косой группы». Это емкости из монолитного железобетона объемом более 40 тыс. куб.м. Резервуары оборудованы грязевыми и переливными трубопроводами 400 и 500 мм, фильтрами-поглотителями, осуществляется автоматизация технологических процессов. Уникальностью сооружений является то, что нам пришлось работать на месте резервуара 1903 года. Потребовалось построить новое емкостное сооружение площадью 2 га в монолитном варианте и при этом сохранить существующие деревянные сваи – ростверки, не допуская соприкосновения воздуха с деревом. Впервые мы задействовали метод фрезерования бетонного днища дорожной техникой, исключив работу отбойными молотками на всей площади. Для этого объекта была приобретена опалубка «Мева», позволяющая производить полный комплекс монолитных работ в короткие сроки. Также мы использовали современные изолирующие материалы, которые в свою очередь приводят к улучшению качества и увеличению срока эксплуатации сооружения. Работы велись круглосуточно, по скользящему графику. зимой бетонирование велось с электропрогревом и теплогенераторами с устройством «парников».
Начат крупный проект по восстановлению подвальных помещений Петроградского района Петербурга. В короткий срок отремонтировано свыше 12 тыс. кв. м подвалов. Теперь в сухих подвальных помещениях располагаются все виды инженерных коммуникаций доступных для обслуживания.
Планируем расширение работ, связанных с развитием метро. Более того, мы с метростроевцами работаем буквально бок о бок: при строительстве подземного гаража у Большого Гостиного Двора уникальность объекта заключалась в том, что объект находился при непосредственной близости к наклонному ходу метрополитена. На тоннельных работах специализируется входящее в холдинг предприятие «СТИС», основная задача которого – строительство и ремонт тоннельных канализационных коллекторов. Мы можем вести проходку тоннелей диаметром от 1,5 до 8,5 метров, сооружение железобетонных конструкций в подземных выработках, вести строительство вертикальных горных выработок, реконструкцию подземных сооружений.
– Какова в целом проблема кадров?
– Сейчас к нам на производство пришли многие ребята из вузов. Это хорошие специалисты, они отлично владеют компьютерными технологиями, ориентированы на личный успех. Была ли раньше ситуация, чтобы студенты уже с третьего-четвертого курса просились на производство? Сейчас таких я встречаю немало. Мой курс – дать молодежи возможность и карьерного, и финансового роста, создать такие условия, когда все зависит от личных возможностей. Что касается рабочих, то здесь ситуация сложнее. По крайней мере я убедился, что молодых рабочих нужно брать только отслуживших в армии, иначе работы не получается. Служба дисциплинирует, заставляет взглянуть на жизнь по-новому.
Автор: Беседовал Алексей Комольцев Дата: 12.11.2003 «Федеральный строительный рынок» № 1 Рубрика: ***
| |
«« назад