Публикации »

МАГИСТРАЛЬ "БЕЛКОМУР": АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПУТЬ

НОВЫЕ РЕЛЬСЫ ДЛЯ БОЛЬШОГО БИЗНЕСА Повышение роли субъектов Российской Федерации в развитии экономики страны, расширение сферы внешней торговли приводят к наращиванию процессов территориальной и структурной трансформации транспортно-экономических связей. В качестве одного из путей совершенствования транспортной инфраструктуры Европейского Севера России рассматривается строительство новой железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Пермь общей протяженностью 1311 км. Совершенствование транспортной системы страны обусловлено, в частности, тем, что на Севере Европейской части России существенно повысилась роль транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом в сопредельные государства по международным транспортным коридорам. В 1994 г. по решению правительства были разработаны Генеральная схема развития железнодорожной сети Европейского Севера России и план строительства в данном регионе ряда железных дорог, обеспечивающих ускорение социально-экономического развития субъектов Российской Федерации за счет освоения имеющихся здесь крупных природных ресурсов, а также прямого соединения этой части страны с промышленно развитыми регионами Урала и Сибири. С вводом в строй магистрали Архангельск-Сыктывкар-Пермь, имеющей стратегическое значение для России, появляется возможность организации транзитных перевозок грузов по международному транспортному коридору "Север - Юг". При этом обеспечивается сокращение пробегов на выходах из регионов Сибири и Урала к Архангельску и Мурманску. Кроме того, по окончании строительства участка железной дороги Ледмозеро - Кочкома, которое ведется в настоящее время в Карелии, обеспечивается выход транзитных грузопотоков в Финляндию, а через ее порты и на Балтику. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Новая магистраль будет строиться и функционировать как негосударственное коммерческое акционерное предприятие, находящееся в собственности ОАО-МК "Белкомур". В сентябре 1995 г. в Сыктывкаре прошло учредительное собрание, на котором было законодательно закреплено решение об образовании Открытого акционерного общества - Межрегиональной Компании "Белкомур" (ОАО-МК "Белкомур"), а в сентябре 1996г. компания "Белкомур" с уставным капиталом 32,5 млрд. рублей решением главы администрации г. Сыктывкар была зарегистрирована как юридическое лицо. Учредителями компании выступили Правительства Архангельской и Пермской областей, Правительство Республики Коми и Коми-Пермяцкого автономного округа, а также ряд крупных акционерных компаний и банков этих регионов: ПО "Воркутауголь", АО "Интауголь", АО "Шахта Варгашорская", АО "Комиэнерго", АО "Архангельский морской торговый порт", АО "Северное морское пароходство", АО "Фонд реализации программы развития экономики Республики Коми", АКБ "Архангельскпромстройбанк", АО "Гражданстрой-заказчик", Научный центр Уральского отделения РАН в Республике Коми, Ассоциация "Северо-Запад", АО "Ленгипротранс", АО "Уралгипротранс", Экономический комитет по программам развития Уральского региона, АО "Темпдорстрой", АО "Мостоотряд-7". В феврале 1996 г. Постановлением Правительства России № 90 "О мерах по улучшению использования производственного и природного потенциала Республики Коми" был определен порядок государственной поддержки и участия в строительстве железнодорожного участка Вендинга - Карпогоры в рамках программы развития экономики Республики Коми. Президент Российской Федерации Указом от 25 мая 1996 г. № 777 поручил Министерству экономики и Министерству финансов Российской Федерации обеспечить поддержку строительства на коммерческой основе участков железной дороги направления Архангельск - Пермь за счет средств, выделяемых из Федерального бюджета на финансирование инвестиционных проектов в размере 40 % сметной стоимости проекта, а также рассмотреть предложения по предоставлению инвестиционного налогового кредита акционерному обществу "Белкомур" на весь период строительства с учетом эффективности разработанного проекта. Этим же Указом МПС РФ поручено осуществить реконструкцию действующих участков Архангельск - Карпогоры и Микунь - Вендинга со станциями примыкания. При этом МПС выступило с предложением о последующей передаче указанных участков на баланс "Белкомура". Для привлечения к участию в проекте отечественных и иностранных инвесторов в дополнение к пакету Федеральных законов 11 января 1995 г. в Республике Коми принят Закон "О привлечении инвестиций в экономику Республики Коми", определяющий правовые, экономические и социальные условия привлечения капитала российских и иностранных юридических и физических лиц, кредитов иностранных государств. Также Закон направлен на защиту прав инвестора. Одним из направлений финансирования предполагается передача в концессию ОАО-МК "Белкомур" лесных ресурсов в зоне тяготения будущей магистрали. В этой связи институт "Ураллеспроект" разрабатывает концепцию освоения лесных ресурсов, которыми богат район прохождения трассы. Такую же работу выполняет лесоустроительная экспедиция Архангельска и аналогичная организация в Республике Коми. Предполагаемый объем лесосырьевых запасов составит от 90 до 120 млн. м3. Кроме этого, будет рассмотрен еще ряд направлений: o передача в концессию ОАО-МК "Белкомур" других месторождений полезных ископаемых; o создание совместно с Правительствами Архангельской и Пермской областей, Республики Коми и Коми-Пермяцкого автономного округа залогового фонда под привлекаемые инвестиции и создание наибольшего благоприятствования и налоговых льгот в пределах компетенции Правительств заинтересованных регионов. Для оценки значения новой магистрали был проведен ряд совещаний и конференций с участием производителей и потребителей продукции, с привлечением общественых неправительственных организаций: Ассоциации "Северо-Запад", Ассоциации областей и республик Уральского региона. Создание новой магистрали, в том числе строительство железнодорожной линии Вендинга - Карпогоры, а также реконструкцию существующей сети железных дорог намечено провести с привлечением предприятий транспортного строительства России, в зоне влияния которых находятся проектируемые участки, а именно: Управления "Севтрансстрой" (г. Архангельск), "Печорстрой" (Республика Коми), "Уралстрой" (г. Пермь). Эти организации имеют богатый опыт строительства железных дорог в районах Крайнего Севера, подготовленный персонал руководящих работников и рабочих, а также необходимую материально-техническую базу. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Прогноз перевозок по новой железнодорожной линии выполнен на основе разработок и программ социально-экономического развития территориальных формирований, а также отраслевых хозяйственных структур в зоне тяготения этой линии, получивших одобрение на уровне субъектов Федерации и компетентных государственных органов. Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что формируемая новая магистраль будет практически грузовой с преобладанием транзитных перевозок. Для организации пассажирских перевозок достаточно использовать в сутки пару поездов местного сообщения между Сыктывкаром и Архангельском. Грузовые перевозки в соответствии с технико-экономическим обоснованием были определены в объемах (на север/на юг): 2000 г. - 9,2/ 0,5 млн. т; 2005 г. - 17,6/4,4 млн. т; 2010 г. - 17,6/4,4 млн. т; 2015 г. - 23,9/8,3 млн. т. Однако в процессе дальнейшей работы по южному звену магистрали (Пермь - Кудымкар - Сыктывкар) Институтом "Уралгипротранс" размер транзитных перевозок для северного звена (Сыктывкар - Микунь - Вендинга - Карпогоры - Архангельск) был уточнен в соответствии с изменившейся программой перспективного развития районов Урала, что привело к "сдвижке" темпов роста железнодорожных перевозок примерно на пять лет. Таким образом, по рекомендуемому к расчетам прогнозу перевозок, которому присвоено условное название "оптимистический вариант", их объемы (на север/на юг) составят: 2001 г. - 1,2/0,1 млн. т; 2003 г. - 9,6/0,6 млн. т; 2005г. - 14,1/2,0 млн. т; 2010 г. - 16,0/5,1 млн. т; 2015г. - 17,7/5,7 млн. т; 2020 г. и последующие - 23,9/8,3 млн. т. Проведенный анализ показал, что в первые два года потоки образуются в основном местными грузами (преимущественно лес). В 2003-2005 гг. прогнозируется интенсивное переключение перевозок с действующих направлений, а затем планомерный рост перевозок по мере развития производительных сил в тяготеющих регионах. В составе грузопотоков этого направления уголь будет составлять 5-8 млн. т, нефтегрузы 1,5-5 млн. т, лес 1,2-3,5 млн. т. В целях проверки устойчивости решений, полученных применительно к "оптимистическому варианту", были сформированы два дополнительных варианта прогноза: умеренный, отражающий возможные замедления с наращиванием производства, и пессимистический, который может быть реализован в случае неблагоприятной ситуации с перспективами социально-экономического развития. Разработанная в 1994 г. генеральная схема развития железных дорог Европейского Севера России, содержащая в своем составе необходимые технико-экономические обоснования (ТЭО), рассмотрена и поддержана Правительством Республики Коми, администрациями Архангельской и Пермской областей, Коми-Пермяцкого автономного округа, Ассоциацией экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона, а также Правительством России. Концепция создания железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Пермь общей протяженностью 1252 км была одобрена на совещании у министра путей сообщения Российской Федерации в октябре 1995 г. В качестве пер-воочередного звена будущей магистрали определена железнодорожная линия Архангельск - Сыктывкар протяженностью 672 км, для формирования которой предусмотрено строительство недостающего участка Карпогоры - Вендинга протяженностью 215 км. Он соединит действующие тупиковые железнодорожные линии Архангельск - Карпогоры и Микунь - Вендинга и создаст новый спрямляющий выход из Республики Коми в Архангельский морской порт, а также на Кольский полуостров и в Финляндию (порты "Оулу" и "Коккола"). Этот выход важен для Республики Коми в части совершенствования межрегиональных и внешнеторговых связей, а также для Архангельской области в части освоения ее лесопромышленных ресурсов и коренного улучшения условий транспортного обслуживания населенных районов вдоль реки Пинега. По этому участку технико-экономическое обоснование (ТЭО) разработано АО "Ленгипротранс" с участием Института "Гипротранстэи" в части оценки потребностей в перевозках ("Экономические изыскания") и АО "Нордэко" в части экологического обоснования. В увязке с проектировками ТЭО, согласно действующим положениям, разработан "бизнес-план строительства железнодорожной линии Карпогоры - Вендинга" (исполнитель ЗАО "Интеринвестпроект" Международного фонда содействия приватизации и иностранным инвестициям). Материалы ТЭО имеют все необходимые разрешительные согласования местных административных и надзорных органов. ТЭО рассмотрено и одобрено экспертизой МПС Российской Федерации и рассмотрено в Главгос-экспертизе России, экологической экспертизе Госкомприроды России, экспертизе Минэкономики РФ. Кроме того, компания "Белкомур" разработала и подготовила всю необходимую документацию в соответствии с мировыми стандартами. В 1998 г. компания приступила к выполнению подготовительных работ. В северном направлении в ноябре 1999 г. начаты строительные работы по укладке железнодорожного полотна с двух сторон навстречу друг другу. Реализация этого проекта позволит существенно повысить конкурентоспособность добываемой и производимой на территории Республики Коми продукции за счет сокращения пробега на 420 км в сторону Архангельска и на 820 км в сторону Среднего Урала, а также даст возможность другим регионам значительно снизить транспортные издержки. Основу перевозок по новой меридиональной железнодорожной линии составят коксующиеся и энергетические угли, лес и пиломатериалы, нефтепродукты, бокситовые, марганцевые, хромитовые руды, строительные материалы и технологическое оборудование. Создание новой магистрали, в том числе строительство железнодорожной линии Вендинга - Карпогоры, а также реконструкцию существующей сети железных дорог намечено провести с привлечением предприятий транспортного строительства России, в зоне влияния которых находятся проектируемые участки, а именно - Управления Севтрансстрой (г. Архангельск), Печорстрой (Республика Коми), Уралстрой (г. Пермь). Эти организации имеют богатый опыт строительства железных дорог в районах Крайнего Севера, подготовленный персонал руководящих работников и рабочих, а также необходимую материально-техническую базу.

Автор: Герман НИКОЛАЕВ, вице-президент
Дата: 12.11.2002
«Федеральный строительный рынок» № 19
Рубрика: ***




«« назад