Публикации »

Национальная безопасность: перекуем мечи на подъемные краны?

...лишь бы не было войны Войны, вооруженные конфликты и террористические акты несут огромную угрозу безопасности страны — существенно большую, чем природные и техногенные катастрофы. При накопленных запасах оружия массового поражения особенно опасны войны между развитыми государствами. Однако и внегосударственные образования, используя даже незначительную часть этого запаса и отработанные способы применения обычных средств поражения, могут сделать такое, что войдет в историю как очередная трагедия с массовыми жертвами... Причины возникновения и способы ведения войн должны быть изучены заново. Эта необходимость вызвана тем, что при двухполярной конфронтации социалистического и капиталистического лагерей (до распада Варшавского договора) силы конфликтующих сторон в военно-техническом отношении были примерно равны. В значительной мере эти силы были уравновешены оружием массового поражения и межконтинентальными средствами его доставки: угроза гарантированного взаимного уничтожения удерживала стороны от прямой военной конфронтации. Однако после окончания Второй мировой войны «социалистический лагерь» и «запад» неоднократно участвовали в локальных войнах и организованных ими внутренних вооруженных конфликтах в государствах третьего мира практически на всех континентах. Именно в этих конфликтах и локальных войнах были отшлифованы теория и практика террористических действий, применяемых одним государством против другого. Именно поставки оружия, боеприпасов, продовольствия, предоставление кредитов, необходимых для ведения локальных войн, а также огромные внутренние расходы на оборону и прямое участие в войнах обескровили отечественную экономику. В этом контексте следует отметить, что «социалистический лагерь» неизбежно должен был проиграть затяжную холодную войну западу по причине существенно меньшего суммарного промышленного потенциала и меньшей эффективности управления национальными экономиками. Уже сейчас развитые страны контролируют до 80% производства промышленной продукции, до 90% финансового оборота и 95% мирового информационного рынка. В случаях возникновения межгосударственных конфликтных ситуаций эти страны имеют неоспоримые преимущества в информационном и экономическом воздействии на оппонента. Кроме того, абсолютное военно-техническое превосходство развитых стран, убедительно продемонстрированное в ходе нескольких последних войн (Кувейт, Ирак, Югославия), доказало, что прямой военный конфликт с этими странами невозможен. В результате, из-за бесперспективности прямой военной конфронтации с блоком развитых стран, а также со странами, обладающими ОМП и межконтинентальными средствами его доставки, необычайно широкий размах приобрели террористические (специальные военные) методы разрешения конфликтных ситуаций. Разница состоит только в том, что на территории России (существенно более слабой в военно-техническом отношении страны) развернута и поддерживается уже несколько лет террористическая «повстанческая» война, а в США осуществлены террористические действия, однозначно воспринятые как начало войны, только 11 сентября 2001 г. Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги В современных условиях развитые страны мира имеют интегрированную экономику и объединенные единым командованием вооруженные силы. В случае перехода конфликта в военную фазу вооруженные силы этих стран используют суммарный военно-промышленный потенциал всех развитых стран. В результате развитые страны оказались в военно-техническом отношении существенно сильнее, чем любая другая страна или союз развивающихся и тем более отсталых стран (в особенности при условии отсутствия у них ОМП). Наивно полагать, что благоприятные условия, созданные для международной торговли, сельскохозяйственного и промышленного производства не пошли на пользу нелегальному «бизнесу» — работорговле, производству наркотиков, рэкету в масштабах крупных промышленных предприятий и т.д. Более того, эта часть «бизнеса» имеет заметные преимущества перед легальным. Действительно, огромные средства, потраченные на создание инфраструктуры легального бизнеса, были выделены из его оборота, а нелегальный «бизнес» мог концентрировать средства и расширять оборот уже на всем готовом. Поскольку в применении силовых методов «убеждения» представители преступного бизнеса не имеют ограничений, то его интеграция должна обгонять процесс глобализации легального сектора мировой экономики. Масштаб преступного «бизнеса» оценить можно даже только по тому, что далеко не в самой богатой стране, в России, различных наркотиков ежегодно реализуется на сумму, эквивалентную $1 миллиарду. Между процитированным выше высказыванием, практикой Наполеона и формулировкой теоретика войн Клаузевица: «Война — продолжение политики государства...», — нет противоречия. При наличии денег можно купить дом? А остров? А целое государство? Можно ли в современных условиях, при наличии значительных финансовых средств, в одном или нескольких развивающихся или отсталых государствах добиться положения, при котором официальная власть «не замечает» промышленного производства и переработки наркотиков, а «армии» и «полиции» этих государств охраняют плантации? Следовательно, на театрах террористических войн должны были появиться государства, представляющие интересы транснационального преступного «бизнеса». Для подобного рода «промышленного» производства в подкупленном (или захваченном военными) государстве нужен не только достаточно благоприятный климат, но и слабая государственная власть, низкий уровень жизни населения, отсутствие национальной промышленности. Большинство этих «полезных» для покупки государства свойств является результатом длительных внутренних или межгосударственных войн или создается в результате неэффективного управления страной тоталитарным режимом, для которого проблемы собственной экономики менее важны, чем религиозные, классовые, этнические и т.п. проблемы. Какой смысл говорить о войне цивилизаций или о грядущей мировой войне «богатого севера» с «бедным югом»? В любом случае для организации и ведения войны (даже террористической) против развитых стран необходимы огромные промышленные, военно-технические, в том числе финансовые ресурсы. Могут ли такие ресурсы быть накоплены в бедных странах? Другое дело, что «бедные», «южные», «религиозные» и т.д. страны играют написанные для них роли в международном разделении «труда» нелегального «бизнеса» и исполняют приказы тех, кто способен оплатить их услуги. Можно утверждать, что вслед за глобализацией национальных экономик в современном мире произошла глобализация межгосударственных конфликтов, в том смысле, что в каждом из межгосударственных конфликтов объективно присутствуют (или тем более являются их сутью) интересы развитых стран мира (интересы транснациональных компаний и групп). Безопасность: век нынешний и век минувший Направленность внутренней и внешней политики Президента России В.В.Путина, Правительства России не вызывает сомнения — необходимо отойти от крайне опасного положения, в котором Россия останется ареной борьбы транснациональных групп легального и нелегального бизнеса. Не случайно в «Концепции национальной безопасности РФ» признано ключевой, основополагающей угрозой для национальной безопасности России «состояние отечественной экономики». Из этого документа следует, что для России закончилось не только идеологическое и военное, но и экономическое противостояние западным странам, при этом указано: «резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества». Кроме того, борьба с «международным терроризмом и наркобизнесом» признана общей объективной проблемой не только для России, но и для других государств, вслед за проблемой «противодействия распространению ОМП». В современном мире существенно изменились не только формы и способы военных действий, но и способы разрешения конфликтов в целом. Военный аспект безопасности для государства не единственный. В спектре возможных насильственных действий, применяемых в рамках разрешения конфликта, в том числе и против России — информационные, политические, дипломатические, экономические демарши и только затем (в случаях, когда конфликт не удалось разрешить соответствующими мерами), переход к военным действиям. Таким образом, основными факторами, которые сдерживают насильственные действия против развивающегося государства, имеющего ОМП и межконтинентальные средства его доставки, являются: · стабильный рост экономического потенциала за годы, предшествующие конфликту, наличие значительных запасов эксплуатируемых в данный момент природных ресурсов, поступающих на экспорт, и текущий объем экспорта; · значительная площадь территории и выгодное географическое положение относительно основных мировых транспортных коммуникаций; · явно выраженная направленность внутренней и внешней политики на увеличение интеграции в мировую экономику и обеспечение безопасного транспортирования транзитных грузов через свою территорию. Факторами, обусловливающими обострение насильственных действий, являются: · попытки распространения ОМП в третьи страны и особенно межконтинентальных средств его доставки; · наличие авторитарного режима, действия которого невозможно предсказать на логическом уровне, поощрение на государственном уровне террористических действий против развитых стран или граждан этих стран на национальной территории, постоянное ведение пограничных войн, грозящих экологическими последствиями; · стабильное снижение экономического потенциала, неэффективное управление экономикой страны, стремление к внешней изоляции, предпринимаемые попытки выправить экономическое положение государства за счет других стран (в т.ч. введение дискриминационных пошлин на импорт, налогов за транспортировку транзитных грузов, ограничений на вывоз значимо важных для международной экономики природных ресурсов и т.д.); · политическая нестабильность, особенно наличие внутренних вооруженных конфликтов, поощрение на государственном уровне очевидно преступных видов деятельности (производство и сбыт наркотиков, похищение людей с целью получения выкупа, работорговля и т.д.; · невыполнение обязательств государства по выплате внешнего долга, предпринимаемые попытки конфискации собственности граждан иностранных государств. Как видно, часть факторов (собственно, все экономические) имеют альтернативный характер. В этом смысле альтернативным будет и направление возможного движения: в сторону интеграции в мировую экономику или в сторону изоляции. При этом очевидно, что двигаться по пути развития в одиночку не может ни одно государство. Изолированное от общего движения самостоятельное развитие может сводиться только к захвату в результате локальных войн сопредельных территорий отсталых государств, и лишь в случае, если это не затрагивает интересов развитых стран. Понятно, что для России, в силу ее географического положения, размеров территории и оставшегося после всех реформ военного потенциала, такой путь также невозможен. В этом контексте немедленная реакция нашего Президента на события 11 сентября и его телефонный звонок главе США «Мы — с Вами!» была вполне прогнозируемой. А если проанализировать внутреннюю политику государства, начиная с 1993-1994 годов, то становится очевидным: выбор был сделан задолго до сентябрьской трагедии. Более того, выбрать в свое время можно было или настоящий курс «на запад», или «афганский» путь, на котором неизбежны дальнейшая дезинтеграция страны, внутренние вооруженные конфликты, полная остановка промышленности, массовая миграция населения в соседние страны (естественно, в западные и за океан), планомерный переход к преступным видам «бизнеса» и т.д. Перекуем мечи на подъемные краны? Возможные действия в рамках традиционного для СССР подхода к государственной безопасности, но примененные к современной России — укрепление границ, увеличение военной мощи, приближение военной угрозы к национальным границам развитых стран, запрет на перемещение иностранных граждан по национальной территории и т.д. — невозможен. От этих мер эффект будет только отрицательный – преступные группировки (в т.ч. террористов, наркокурьеров) удержать не удастся, а удар по национальной экономике будет ощутимым, если не сокрушительным. Анализ основных факторов, способных снизить интенсивность возможных насильственных действий против России, показывает: практически все строительные проекты, реализуемые в настоящее время и финансируемые из государственного бюджета или из бюджетов компаний, находящихся в силу различных обстоятельств под контролем государства, имеют стратегическое для национальной безопасности значение. В контексте современного подхода к национальной безопасности транспортное строительство имеет смысл не в плане «переброски войск» на случай войны, а в контексте создания транспортных коридоров для своих и иностранных грузов. Строительство морских портов ведется уже не для «обеспечения присутствия ВМФ в Мировом океане», а для создания благоприятных условий мировой торговли. Пример – активность объединенных усилий Министерства транспорта и Министерства путей сообщения РФ в создании интермодальных коридоров с целью обеспечения транзита грузов. Развитие электроэнергетики мы наблюдаем не в плане «удовлетворения потребностей оборонно-промышленного комплекса», а для покрытия потребностей отечественной промышленности и для экспорта. Развитие газо- и нефтедобывающих предприятий, строительство международных трубопроводных систем в буквальном смысле провязывает экономику всех участвующих в этих проектах стран. Сотрудничество спецслужб, военные поставки Северному альянсу, пропуск гуманитарных грузов в зону конфликта через национальную территорию и т.д., как видно, на фоне многомиллиардных, многолетних, связывающих страны и континенты строек, являются вспомогательными действиями, поскольку основу нашей безопасности составляют не военные меры, а то, на сколько Россия приблизится к развитым странам. Прежде всего в части развития своей собственной национальной экономики, ее интеграции в мировую экономику. Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми. Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны… Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Доктрина национальной безопасности РФ

Автор: В.Л.Давыдов, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра Министерства обороны РФ
Дата: 12.11.2002
«Федеральный строительный рынок» № 18
Рубрика: ***




«« назад