Российский алюминиевый рынок: парадокс примиримых противоречий
Ситуация на российском рынке первичного алюминия пародоксальна: алюминиевая промышленность России также развивается по большей части не благодаря, а вопреки! Сравнительно низкий спрос на внутреннем рынке, падение (ниже отметки $1300 за тонну) мировых цен на алюминий, значительное удорожание грузоперевозок, экспортные пошлины — эти наиболее значимые депрессивные факторы, казалось бы, непременно должны были сказаться если не на темпах производства в отрасли, то, во всяком случае, на планах основных металлургических гигантов расширить деятельность. Однако, как показала практика, одно из другого отнюдь не вытекает. Несмотря на негативную рыночную обстановку, инвесторы от металлургии разрабатывают и начинают осуществлять проекты строительства новых крупных объектов полного цикла производства первичного алюминия. Попытаемся разобраться, чем вызван этот парадокс.
Вначале представим участников российского алюминиевого рынка. Эта отрасль промышленности имеет в настоящее время три «точки притяжения».
Первая — компания «Русский алюминий» («Русал») — крупнейший по объемам производства металлургический холдинг, ежегодно выпускающий до 3 млн. т первичного алюминия в год. Начав свое формирование в середине 2000 г., сегодня холдинг объединяет свыше десяти профильных предприятий, среди которых Красноярский, Братский, Новокузнецкий, Саянский алюминиевые заводы, а также объединенная компания «Сибирский алюминий» и «Ачинский глиноземный комбинат». Эти гиганты производят 70% российского и почти 10% мирового алюминия. В год холдинг имеет финансовый оборот до $4 млрд.
Вторым по значимости является компания «Сибирско-Уральский алюминий» («СУАЛ»-холдинг). Свое начало она берет в 1996 г. и в настоящее время объединяет 19 предприятий, в том числе: Кандалакшский, Уральский, Иркутский, Богословский алюминиевые заводы, ОАО «Боксит Тимана», Северо-Уральский бокситовый рудник. «Суал»-холдинг выпускает около 25% российского алюминия (около 600 тыс. т).
И, наконец, третий, самый небольшой, но наиболее динамично развивающийся «центр притяжения» — группа предприятий и финансовых структур Северо-Западного региона. В первую очередь — это холдинг, контролируемый британской компанией Aimet UK Ltd через своих эмиссаров Алексея Шмаргуненко и Михаила Шлоссберга. В него входят: недавно образованное ОАО «Металлург», объединившее в себе ОАО «Волховский алюминий» и ЗАО «Пикалевский глинозем», а также «Волгоградский алюминиевый завод». Мощность этих предприятий — 150 тыс. т алюминия в год. В 2001 г. на Северо-Запад пришла еще одна независимая компания — ЗАО «Сосновоборский алюминиевый завод». Ее учредитель и единственный инвестор американская Alutech планирует построить к 2004 г. в Ленинградской области производство мощностью 60 тыс. т алюминия в год и к 2007 г. довести этот объем до 300 тыс. т. Общая стоимость проекта — свыше $600 млн.
Так выглядит картина распределения собственности на алюминиевом рынке России. После массовой скупки производств крупнейшими холдингами в 2000 г. к настоящему времени их владельцы «насытились» имеющимися мощностями, осуществив практически 100%-ный передел. Начиная с 1993 г. российский алюминиевый рынок пережил два очень важных процесса, которым аналитики присвоили громкое название «алюминиевая война». Объединение предприятий в крупнейшие холдинги – «Суал» и «Русал» — стало следствием естественного способа поглощения слабого более сильным.
При таком раскладе развитие бизнеса возможно лишь по одному пути — строительство новых алюминиевых производств, разумеется, в том случае, если это экономически целесообразно.
Что же происходит в действительности? В начале ноября 2001 г. руководители крупнейших алюминиевых предприятий России (Братского, Кандалакшского, Волгоградского, Саянского и др.) направляют в адрес премьер-министра Михаила Касьянова письмо с просьбой о государственной поддержке отрасли. Мотивация очевидна — падение мировых цен на алюминий. Просьба промышленников состоит в отмене 5%-ного экспортного налога и снижении тарифов на железнодорожные перевозки. Первый пункт понять можно — до 80% отечественного алюминия отправляется на экспорт; поддержка рентабельности предприятий при падении внешних цен на продукцию с помощью снижения или отмены определенных сборов — естественная общемировая практика. Второй же пункт более чем спорен. Фактически он означает желание руководства алюминиевых холдингов переложить свои издержки на другую отрасль. Руководители металлургических производств утверждают, что находятся на грани рентабельности и готовятся к частичному сворачиванию производства для предупреждения крупных убытков. Так, «Суал»-холдинг предупреждает о возможности сокращения производства на 60%.
Но на этом кризисном фоне разворачиваются и события несколько иного характера. ЗАО «Сосновоборский алюминиевый завод» в это самое время проходит обоснование инвестиций для строительства нового предприятия. «Суал»-холдинг заявляет о своем намерении вложить $33 млн. в развитие Средне-Тиманского бокситового месторождения. А за две недели до опубликования письма Касьянову, 17 октября, руководство ОАО «Металлург» (кстати, также подписавшее обращение) сообщает о рассмотрении нового проекта увеличения производства металла на «Волховском алюминии» в три раза, с 20 до 60 тыс. тонн в год. По словам генерального директора «Металлурга» Михаила Шлоссберга, данный проект направлен как раз на увеличение рентабельности предприятия. Помимо этого, для пополнения сырьевой базы и замещения мощностей сворачивающего производство предприятия «Бокситогорский глинозем» руководство ОАО «Металлург» приняло решение о создании технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта «Пикалево-2». То есть, по сути, о расширении «Пикалевского глинозема». Все эти решения нашли поддержку во властных структурах. Так, по словам губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, создание «Пикалево-2» является очень важным проектом для экономики региона. Экс-президент Республики Коми Юрий Спиридонов назвал разработку Тиманских месторождений одним из основных факторов экономической стабильности субъекта федерации.
Чем же объясняется подобная непоследовательность руководителей алюминиевых предприятий: с одной стороны — заявления о возможном сокращении производства, но в то же время — выделение инвестиций для его расширения.
Действительно, сегодняшнее реальное положение дел в алюминиевой отрасли вполне отвечает такой непоследовательности. Кризис в металлургическом производстве мирно уживается с развитием отдельных производств и всего комплекса в целом. Так, за 2001 г. предприятия «Суал»-холдинга, несмотря на все негативные факторы, увеличили производство первичного алюминия на 3,4%. Да и общий рост в металлургической отрасли составил не менее 3%.
Здесь в первую очередь надо учесть мировую тенденцию развития алюминиевых предприятий. После значительного падения цен на цветные металлы в середине 2001 г. и последующей депрессии на металлургическом рынке должен был произойти определенный подъем. Об этом свидетельствуют исследования многих международных экспертных компаний и, в частности, авторитетной Metal Bulletin. Так, по мнению аналитиков, тенденция к снижению цен на алюминий была обусловлена большими закупками первичного металла в первой половине 2001 г., что привело к последующему превалированию предложения над спросом. Потребитель к середине 2001 г. был насыщен алюминием. Но в то же время, исходя из анализа предыдущих перепадов на рынке, можно было прогнозировать динамику роста по прошествии 4—5 месяцев. На естественный ход событий в экономике повлияла трагедия, случившаяся в Нью-Йорке 11 сентября. Крупнейшие авиастроительные компании США и Европы, представляющие собой весомый сегмент потребителей на алюминиевом рынке, в связи с аннулированием некоторыми авиатранспортными корпорациями заказов на постройку новых единиц техники вынуждены были резко сократить плановые объемы производства. К тому же это происходило на фоне общего экономического спада.
Россию же эти факторы затронули в гораздо меньшей степени. Несмотря на неизбежные потери в плане получения прибыли от продажи алюминия в зарубежные страны, отечественные металлурги («Суал»-холдинг, «Русал», группа компаний Aimet UK Ltd) находятся в несколько более выгодном положении, в отличие от своих зарубежных коллег. Возрождение оборонной промышленности и других видов производства позволяет рассчитывать на увеличение доли поставок алюминия на внутренний рынок. Если сегодня доля закупок российскими промышленниками данного цветного металла составляет лишь 20% от общего объема производства, то уже к концу 2002 г., по мнению аналитиков, этот коэффициент будет равен 27—30%.
Так, по мнению министра промышленности России Ильи Клебанова, увеличение числа заказов в сфере военно-промышленного комплекса (ВПК), а также в таких областях, как судостроение, тяжелое машиностроение, уже в ближайшие несколько лет позволяет рассчитывать на существенное развитие сопредельных отраслей – черной и цветной металлургии, электроэнергетики.
В развитие темы данной зависимости стоит учесть и весьма жесткую «спайку» между алюминиевой и энергетической промышленностью. Производство цветных металлов занимает одно из первых мест по объемам потребления электрической энергии. Соответственно, исторически сложилась ситуация, в которой практически все алюминиевые заводы располагались близ крупнейших энергообразующих предприятий (ГЭС, ГРЭС, АЭС). Сегодня же при планируемом расширении производства первичного алюминия на уже существующих объектах и при введении новых самостоятельных мощностей встает вопрос об их обеспечении энергией. С одной стороны, увеличение алюминиевого производства должно повлечь за собой соответствен-ное расширение энергетической базы, однако, как показывает практика, в нынешних условиях последний фактор, как правило, существенно запаздывает. В качестве примера здесь можно привести неосуществленный план строительства Всеволожского алюминиевого завода на площадке предприятия «Русский дизель» в Ленинградской области. Одной из главных причин, не давших построить завод, стала неопределенность в отношении энергообеспечения. Находящаяся в относительной близости новая Северо-Западная ТЭЦ не смогла «потянуть» требуемую мощность, проводить же отдельную линию от Ленинградской атомной электростанции (ЛАЭС) было слишком накладно. В этой связи больше повезло строящемуся Сосновоборскому алюминиевому заводу, руководство которого смогло договориться с ЛАЭС о планируемых поставках энергии. Определяющую роль тут опять же сыграла близость запланированного объекта к энергетическому гиганту. Таким образом, в дальнейшем развитии отрасли цветной металлургии производители алюминия, скорее всего, будут использовать принцип «Магомета и горы». Если нынешнее состояние электроэнергетики не позволяет существенно расширять производственные мощности, металлурги, при благоприятном состоянии рынка и грамотной инвестиционной политике, будут стремиться к созданию собственных энергогенерирующих компаний, по примеру стран Западной Европы. Надо отметить, что такое экономическое слияние отраслей – дело отнюдь не близкого будущего.
Нельзя не сказать и еще об одном весомом факторе развития российского рынка цветных металлов — закупках изделий из алюминия предприятиями легкой промышленности. Так, в настоящее время до 30% производимого в России алюминия идет на производство потребительской упаковочной тары. Заводы-поставщики цветного металла провели грамотную маркетинговую и рекламную политику по продвижению на российский рынок напитков в алюминиевых банках — пива, коктейлей, лимонадов. И спрос по данной позиции неуклонно растет. По словам генерального директора крупнейшей в Европе пивоваренной компании «Балтика» Таймураза Боллоева, сегодня наблюдается значительный рост потребления продукции, производимой пивным заводом именно в алюминиевой упаковке. В ближайший год удельный вес такой упаковки может достигнуть 50% от общего числа выпускаемой в России пивной продукции.
Но, безусловно, основным движителем развития отечественного алюминиевого производства на фоне неблагоприятной ценовой ситуации является прогноз состояния рынка цветных металлов на ближайшие полгода. Согласно данным консалтинговой фирмы CRU International, к середине 2002 г. стоимость первичного алюминия должна выйти на уровень примерно $1750 за тонну. Даже если столь оптимистичный прогноз не сбудется, то в любом случае, по свидетельству аналитиков, рыночная кривая цен в ближайшее время поползет вверх.
Поэтому сокращение объемов производства в данной ситуации, несмотря на временное депрессивное состояние рынка, для российского производителя алюминия было бы весьма рискованным шагом, хотя бы уже потому, что в случае изменения конъюнктуры восстановление производства потребует весьма значительных временных сроков. А это непременно скажется на конкурентоспособности производства. Поэтому и заявления о возможном сворачивании алюминелитейных мощностей надо рассматривать с большой поправкой на их PR-эффект. Используя сложившуюся ситуацию, алюминиевые магнаты, надо думать, еще не раз будут предпринимать попытки лоббирования своих интересов во властных структурах. Ведь снижение объемов производства в такой отрасли неизбежно приведет к ощутимому уменьшению налоговых поступлений в государственную казну.
В целом же столь длительное депрессивное состояние мирового алюминиевого рынка имеет и свои положительные стороны для российской экономики. Сократив экспорт цветного металла, отечественные промышленники вынуждены обратить большее внимание на внутренний рынок, что, как показано выше, сегодня уже и происходит. И к моменту значительного повышения цен на алюминий крупнейшие российские металлургические холдинги придут, имея уже гораздо больший уровень продаж в России. Что, в свою очередь, будет стимулировать экспорт не алюминия-сырца в чистом виде, но металла, прошедшего определенную производственную профильную обработку.
Начиная с 1993 г. российский алюминиевый рынок пережил два очень важных процесса, которым аналитики присвоили громкое название «алюминиевая война». Объединение предприятий в крупнейшие холдинги – «Суал» и «Русал» — стало следствием естественного способа поглощения слабого более сильным.
Cегодняшнее реальное положение дел в алюминиевой отрасли парадаксально. Кризис в металлургическом производстве мирно уживается с развитием отдельных производств и всего комплекса в целом.
По мнению министра промышленности России Ильи Клебанова, увеличение числа заказов в сфере военно-промышленного комплекса (ВПК), а также в таких областях, как судостроение, тяжелое машиностроение, уже в ближайшие несколько лет позволяет рассчитывать на существенное развитие сопредельных отраслей – черной и цветной металлургии, электроэнергетики.
Нельзя не сказать и еще об одном весомом факторе развития российского рынка цветных металлов — закупках изделий из алюминия предприятиями легкой промышленности. Так, в настоящее время до 30% производимого в России алюминия идет на производство потребительской упаковочной тары.
Согласно данным консалтинговой фирмы CRU International, к середине 2002 г. стоимость первичного алюминия должна выйти на уровень примерно $1750 за тонну. Даже если столь оптимистичный прогноз не сбудется, то в любом случае, по свидетельству аналитиков, рыночная кривая цен в ближайшее время поползет вверх.
Автор: Материал подготовил Дмитрий Шигаев Дата: 12.11.2002 «Федеральный строительный рынок» № 18 Рубрика: ***
| |
«« назад