Публикации »

Завод с большими перспективами

— Прежде всего подчеркну, что на предприятии я работаю недавно. До этого был исполнительным директором Чагодощинского стекольного завода, который входит в холдинг заводов «Степан Разин». Поработал коммерческим директором на Гатчинском заводе спиртных напитков. Сейчас параллельно с работой на производстве заканчиваю третий курс Северо-Западной академии муниципального и государственного управления при Президенте Российской Федерации по специальности «Управленческий менеджмент». Таким образом, я и производственник, и профессиональный управленец, а на предприятие направлен для увеличения объемов производства и освоения новых востребованных видов продукции, технического переоснащения, создания деловых связей. — Что бы вы могли рассказать о предприятии? — В сороковых годах на этой территории был организован растворный узел для производства дорожных плит, которые использовались при строительстве кольцевой дороги военного назначения вокруг Ленинграда. Затем предприятие переросло в завод по выпуску ЖБИ. Весь завод находился в структуре 11 Управления строительства Спецстроя СССР. Основная часть продукции, особенно до 70 гг., выпускалась для нужд оборонного строительства. Это ЖБИ для дорожного строительства, а также сваи, шахты, диафрагмы, перегородки, серия ЖБИ для промышленных зданий. Продукция расходилась по всей стране. С использованием наших изделий построены многие оборонные институты и предприятия «оборонки». Когда начались преобразования в экономике, 11-е Управление строительства начало осваивать общий коммерческий рынок. Тогда завод приступил к изготовлению ЖБИ для нужд коммерческого строительства. В частности, наши изделия использовались на таких объектах, как расчетно-кассовый центр Центробанка на Южном шоссе в Петербурге, при строительстве корпусов фабрик Филипп Моррис, конвейера Форд во Всеволожске, ряда объектов в Псковской области. К сожалению, в конце 90-х годов в 11-ом Управлении начались структурные изменения, которые заставили нас идти своим путем. Отпали многие старые связи. Ситуация осложнилась настолько, что в 2000 г. мы вышли из системы Спецстроя РФ и площадка была выставлена на продажу. В конце прошлого года собственником этой площадки стал холдинг «Техноспецсталь», и перед руководством холдинга возникла дилемма — что делать: восстанавливать имеющееся производство или использовать производственные площади для новой деятельности. Хотя для «Техноспецстали» производство ЖБИ — тема новая, было принято решение поднять производство. К счастью, в настоящее время наблюдается явный рост производства благодаря усилиям как сохраненной части коллектива, так и новых кадров, пришедших на предприятие. Таким образом, сейчас мы имеем хорошее промышленное «пятно» с развитой инфраструктурой. Рядом автомобильная трасса, железнодорожная ветка. Имеются своя скважина, мазутная котельная. Мы участвуем в работе по строительству газопровода — отвода к нашей территории, поэтому в течение года будет решен вопрос газификации. Сохранилось большое крановое хозяйство. Оборудование, разумеется, имеет определенный износ, но остается в работоспособном состоянии. Сохранен коллектив производственников, несмотря на то, что задолженность по зарплате в трудное время составляла 7—8 месяцев. — Завод имеет военную родословную. На Ваш взгляд, это помогает или мешает вписаться в новую специфику рынка? — Безусловно, помогает. Прежде всего потому, что в военной промышленности на очень высоком и профессиональном уровне велось планирование производства. Конечно, мы ушли от многих старых канонов, но положительный опыт прошлого крушить нецелесообразно. Не только у завода, но и у всей страны планового развития не было: дефолты, кризисы путали карты, и это отражалось на промышленности. Что касается кадров, то военные достаточно хорошо вписываются в рыночную схему, причем находят работу в управленческих структурах. Они легко обучаются, дисциплинированны: вероятно, опыт службы дает какие-то деловые характеристики, и часто это незаменимые менеджеры среднего звена. Военному не надо говорить, как делать, надо сказать, что делать. Ведь беда наших систем управления в том, что обязанности любят расписывать «по полочкам»: где взять, куда отнести, как положить. Конечно, сейчас требования к менеджменту возросли — требуются принципиально новая скорость, качество и вариативность мышления. Вырабатываем стратегию развития завода, решаем кадровые вопросы, финансирование. Безусловно, проблема в том, что при выходе завода из состава Спецстроя РФ оборвались сложившиеся десятилетиями связи: и поставки сырья, и сбыт продукции. Сейчас наша задача — преодолеть этот «вакуум», на что имеются хорошие перспективы. Во-первых, после 1998 г. продукция из-за рубежа стала дороже, чем внутри страны. В результате поток импорта снизился, начала развиваться отечественная промышленность. Возникла потребность в промышленном строительстве. Неудивительно, что сейчас в промышленно развитых центрах мы наблюдаем строительный бум или признаки его приближения. — Андрей Вячеславович, какие направления развития Вы сейчас видите перед предприятием? — Перед нами две задачи. Первая — продолжать и развивать выпуск ЖБИ. Вторая — эффективно использовать имеющиеся площади, сооружения и инфраструктуру. Что касается первой задачи, то мы прежде всего должны продолжать выпуск конкурентоспособной продукции на имеющемся оборудовании и оставшихся оснастках. Сейчас мы можем производить сваи, детали для шахт лифтов, перегородки, перекрытия, фундаментные блоки. Практически это все, что используется для массового строительства. Кроме того, мы способны выпускать типовые ЖБИ для мостостроения и дорожного строительства — фермы, дорожные и мостовые плиты. Специфическая продукция завода — сваи, потому что у нас имеется открытый полигон, позволяющий производить от 30 до 40 штук свай в сутки. Для развития этого направления закупаем дополнительное оборудование по сваям, чтобы увеличить объем выпуска. Основное развитие производства я связываю с каркасной технологией. Как показывает зарубежный опыт, именно с нею связано будущее и промышленного, и гражданского строительства. Задача будет решена успешно, если мы освоим выпуск максимально полного комплекта ЖБИ, причем этот комплект будет взаимосвязанным, с типовыми решениями, проектами, сертификатами. Решить эту проблему можно, пожалуй, только одним способом — радикальным перевооружением завода, переходом на западное оборудование. В настоящее время мы ведем активные переговоры по поставке комплексного завода. Прорабатываем также направление по выпуску основных сопутствующих материалов: кирпича, пено- и газобетона. Вероятное направление дальнейшего развития — создание вертикально интегрированной структуры: на первых порах собственного ДСК, затем, возможно, девелоперской организации. Тогда мы сможем осваивать проекты в комплексе: выбрав «пятно» застройки, начинать выпуск железобетонных и других строительных изделий. К такой работе сейчас проявляет интерес «Балтонэксимбанк», давний партнер холдинга, который может обеспечивать выпуск жилищных сертификатов. Вероятное направление этой работы — строительство на территории Ленобласти, в первую очередь в курортных зонах, малоэтажных зданий гражданского назначения. Другое направление нашего перспективного рынка — промышленное строительство, обеспечение складывающейся тенденции к «выселению» промзон из Петербурга и престижных пригородов. Также это строительство многоуровневых паркингов: данное направление сейчас развивается в Москве, а затем будет актуально практически для всех районов Петербурга. — Каковы другие возможные направления по развитию бизнеса на территории завода? — Что касается второй задачи — эффективного использования площадей, — то у нас остаются еще 3 цеха. В одном из них оборудована площадка для БЕЛазов, и холдинг готовит базу для предпродажной подготовки и тюнинга, развития бизнеса по реэкспорту этих машин. Два других огромных по площади цеха сейчас не используются. Еще одно направление работы, также ведущееся холдингом, — производство оборудования для водоочистки (это направление ведет «Техноспецсталь-Эко»). Таким образом, есть все основания надеяться, что из завода ЖБИ мы сможем создать мощный производственный комплекс. Мы готовы также сотрудничать и ищем контакты среди предпринимателей по использованию остальных площадей. С учетом энергообеспеченности площадки это может быть стекольное, минватное, керамическое производство. — Андрей Вячеславович, новое оборудование — это новые кадры. Каким образом будет решаться проблема персонала? — В этом отношении наше преимущество — находящаяся рядом Гатчина, город со 100 тыс. населения. В городе избыток квалифицированных инженеров, потому что на территории Гатчины находится ряд заводов, выпускавших приборы, военную продукцию. Инженерный состав этих предприятий весьма сильный и вполне трудоспособный, поэтому у нас есть огромный потенциал. Что касается перспектив на 10—15 лет, то в последние годы в Гатчине открыто несколько филиалов вузов, которые готовят и экономистов, и инженеров. Нам потребуется выстраивать отношения с организациями системы профессионального образования, организовывать практики, специальные программы с прицелом под наше производство. — Андрей Вячеславович, редакция благодарит Вас за интересную беседу и надеется, что публикация заинтересует инвесторов в развитии вашего, безусловно, перспективного производства. ОАО «Завод железобетонных изделий №1» 188360 Ленинградская обл., Гатчинский р-н, пос. Войсковицы Тел.: (271) 224-90

Автор: по материалам редакции
Дата: 12.11.2002
«Федеральный строительный рынок» № 18
Рубрика: ***




«« назад