Принципы построения систем диспетчеризации жилых зданий по современным требованиям
В наше время диспетчеризация, основанная на совершенных методах управления и контроля, с применением новейших средств связи, автоматики, телемеханики и цифровой техники, стала одним из важнейших средств управления в производственной деятельности такой социально значимой отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство. В нашей стране еще в 60-70-х годах была разработана концепция создания систем диспетчерского контроля, предусматривающая автоматизированный контроль и управление инженерными сооружениями жилых зданий с использованием различных каналов связи. При этом системы по территориальному принципу обработки информации подразделяются на локальные и централизованные системы с объединенными диспетчерскими службами. Локальные системы диспетчерского контроля применяются для контроля состояния инженерного оборудования в пределах одного дома (или нескольких рядом стоящих) с выводом информации на пост дежурного администратора (консьержа). В новом инвестиционном строительстве Санкт-Петербурга в настоящее время в большинстве жилых зданий в проектах на диспетчеризацию закладывается локальные системы. Это очень удобно и выгодно застройщику, поскольку не требуется какого-либо согласования и затрат как на стадии проектирования, так и при сдаче здания в эксплуатацию с недорогой локальной системой диспетчеризации. Но в последующем жители дома вынуждены оплачивать работу штата консьержей, нести дополнительные затраты на их специализированное обучение, либо отказаться от этих затрат и оплатить установку централизованной системы. Централизованные системы диспетчерского контроля предназначены для сбора информации о состоянии инженерного оборудования на единые районные службы города. Следует отметить, что затраты на прием и обработку аварийных сигналов диспетчером объединенных диспетчерских служб (ОДС) для плательщиков на порядки меньше оплаты индивидуального консьержа. Стоит отметить, что на сегодняшний день в Санкт-Петербурге оборудование диспетчерского контроля, осуществляющее, в первую очередь, контроль за работой лифтов (как оборудования с повышенной эксплуатационной опасностью), можно разделить на системы, разработанные в 70-80-х годах, которые обеспечивают мониторинг ориентировочно 15% многоэтажных зданий города (аппаратура «Нева», «Ладога», «Координатор», ПДЛ) и системы нового поколения. Последние представлены в СПб, в основном, аппаратурой диспетчерского контроля семейства «Ресурс» (производитель НИИКБ «ТРС», Санкт-Петербург) и аппаратурой «Кристалл» (производитель НПФ «Вектор», Санкт-Петербург). Применяемые современные диспетчерские комплексы должны полностью обеспечивать нормативные требования к принципам их построения, объемы оснащения автоматизированных систем управления и диспетчеризации (АСУД) при мониторинге инженерной инфраструктуры жилых зданий и обладать соответствующими техническими возможностями. На диспетчерские пульты (ДП) жилищно-коммунальных служб с объектов поступают сообщения обо всех чрезвычайных и аварийных случаях, а также текущих неисправностях, происходящих в инженерной инфраструктуре жилого фонда. При этом диспетчеризация в ЖКХ предусматривает прием и обработку весьма большого объема информации, который в настоящее время нормируется требованиями ряда ГОСТов, сводов правил и технических регламентов. Основные требования к системам АСУД изложены в сводах правил СП31-110-2003, СП 134.13330.2012, ВСН 60-89, СНиП 31-01-2003, ПУЭ, Постановлении Правительства РФ от 15.05.2013 г. №416 и ряде других, которые необходимо учитывать при проектировании, построении и модернизации систем диспетчеризации объектов ЖКХ. Однако необходимо выделить требования к всеобщей обязательной диспетчеризации лифтов, которая является не только надежной основой их безопасной эксплуатации, но и высокоэффективным методом увеличения их жизненного ресурса на фоне высокой культуры предоставления этой коммунальной услуги. Эти нормативы определяются в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 011/2011«Безопасность лифтов», который вступил в силу с 15 февраля 2013 г., В ТР ТС 011/2011 отмечается: «1. Для обеспечения безопасности лифта должны выполняться следующие общие требования: 4. Для обеспечения безопасности лифта, предназначенного для подключения к устройству диспетчерского контроля, должны выполняться следующие специальные требования: ГОСТ Р 53780-2010 также определяет: «5. Требования безопасности и/или защитные меры к электрическим лифтам. 5.5.3.16. Крыша кабины и кабина, предназначенные для размещения людей, должны быть обеспечены средствами для подключения к двусторонней переговорной связи с помещением для обслуживающего персонала. ГОСТ Р 52624-2006 предусматривает: Г.4. Машинное помещение лифта, обычно располагающееся в местах, удаленных от путей перемещения людей, создает возможность для вандалов в течение длительного времени пытаться проникнуть в машинное помещение. Для защиты машинного помещения от проникновения вандалов должны быть приняты следующие меры: обеспечение повышенной прочности двери машинного помещения, оборудование машинного помещения сигнализацией о проникновении посторонних лиц». Также в оборудовании АСУД необходимо предусматривать возможность выполнения, сопутствующих диспетчеризации лифтов, следующих требований ГОСТ Р 52382-2010: «5.7. Система связи лифта для пожарных. 5.7.1. Кабина лифта для пожарных должна быть оборудована средствами для подключения к системе двусторонней переговорной связи и обеспечения связи в режиме «Перевозка пожарных подразделений» (фаза 2) между диспетчерским пунктом или центральным пультом управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ), если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом. Следует отметить, что в соответствии с Приказами Росстандарта от 06.03.2014 г. утвержден ряд новых стандартов в сфере безопасности лифтов (ГОСТ Р 55963…55969-2014 и др.), которые будут опубликованы и вступят в силу в 2014 г., однако их нормативы не приведут к существенным изменениям требований к диспетчерским системам ныне действующих документов. В Санкт-Петербурге порядок построения систем диспетчеризации жилых зданий определяется при получении застройщиком технических условий (ТУ) либо на построение вновь создаваемый ДП с подключением к нему, либо ТУ на подключение к действующему муниципальному централизованному ДП ОДС. Подготовка ТУ нормируется Положением о ЖК и рядом других документов. Но в Санкт-Петербурге отсутствует Положение об ОДС, определяющее порядок планирования и проектирования сетей диспетчеризации с последующим контролем их построения. Наличие такого Положения позволит упростить получение ТУ, а также проконтролировать исполнение ТУ как на этапе проектирования, так и этапе построения и ввода в эксплуатацию систем диспетчеризации инженерных сооружений жилых зданий. Предприятие «Научно-исследователь-ское и инженерно-конструкторское бюро «Телевидение, радио, связь» (НИИКБ «ТРС»), созданное 1990 г. группой инициативных сотрудников тогда еще Ленинградского электротехнического института связи им. М. А. Бонч-Бруевича, используя многолетние разработки института в области построения систем передачи данных и автоматического управления, более 20 лет активно участвует в разработке оборудования информационных технологий ЖКХ и создании документальной нормативной базы не только Санкт-Петербурга, но и Российской Федерации. Аппаратура модификаций диспетчерского комплекса семейства «Ресурс» установлена на доброй половине лифтов Санкт-Петербурга, большую часть которого НИИКБ «ТРС» и обслуживает. Специалисты НИИКБ «ТРС» готовы найти оптимальное по требуемой функциональности решение любых задач в области диспетчеризации. Силами НИИКБ «ТРС» могут быть также установлены устройства видеонаблюдения, домофоны и любые другие слаботочные системы. ООО «НИИКБ «ТРС»
и в соответствующих этому регламенту ГОСТ Р 53780-2010, ГОСТ Р 52382-2010 и ГОСТ Р 52624-2006.
5.5.3.17. При верхнем расположении машинного помещения между машинным помещением и кабиной и (или) крышей кабины, машинным помещением и нижней этажной площадкой или приямком, а при нижнем расположении машинного помещения между машинным помещением и кабиной, машинным и блочным помещениями должна быть предусмотрена ремонтная телефонная или другая двусторонняя связь. При отсутствии машинного помещения такая связь предусматривается между местом установки устройства управления и кабиной, приямком (нижней этажной площадкой) и блочным помещением.
5.5.3.21. Система управления лифта, предназначенная для подключения к устройству диспетчерского контроля, должна предусматривать возможность снятия сигнала с целью передачи от лифта к устройству диспетчерского контроля информации:
а) о срабатывании электрических цепей безопасности;
б) о несанкционированном открывании дверей шахты в режиме «нормальной работы»;
в) об открытии дверей (крышки), закрывающих устройства, предназначенные для проведения эвакуации людей из кабины, а также проведения динамических испытаний на лифте без машинного помещения».
«Приложение Г.
5.7.2. Переговорная связь из кабины лифта должна осуществляться без применения телефонных трубок».
191014 Санкт-Петербург, ул. Жуковского, 20, лит. А, пом. 3-Н
Тел.: (812) 640-86-76, факс: (812) 640-86-78
E-mail: trs@sut.ru, trs.sut.ru
Автор: Александр Пурий, технический руководитель НИИКБ «ТРС» Дата: 04.06.2014 «Федеральный строительный рынок» № 116 Рубрика: Жилищно-коммунальное хозяйство |