К реформе теплоснабжения: с учетом стратегических интересов
В рамках Недели российского бизнеса 18 марта в Москве состоялась межотраслевая конференция «Реформа теплоснабжения с учетом стратегических интересов инвесторов и государства». Мероприятие прошло при организационной поддержке комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, комиссии РСПП по ЖКХ, НП «Совет производителей энергии» и юридической фирмы Vegas Lex. На конференции, в частности, выступили председатель комиссии РСПП по вопросам ЖКХ Александр Чуваев, заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам РФ Сергей Зинченко, советник министра экономического развития РФ Павел Шпилевой, генеральный директор Сибирской генерирующей компании Михаил Кузнецов, начальник департамента координации энергосбытовой и операционной деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» Василий Зубакин, генеральный директор ОАО «ТГК-2» Андрей Королев, президент НП «Российское теплоснабжение» Виктор Семенов. Участники мероприятия обсудили вопросы реформы, основной целью которой является переход к новой модели рынка системы теплоснабжения из-за снижения ее надежности. Открылась конференция выступлением заместителя министра энергетики РФ Вячеслава Кравченко. Он подробно остановился на тарифообразующиех факторах системы теплоснабжения, также был затронут региональный аспект вопроса. Замминистра обратил внимание на полное отсутствие долгосрочных частных инвестиций в систему теплоснабжения, завышенные тарифы на услуги ЖКХ и соответствующее недовольство потребителей, необходимость модернизации мощностей, также неэффективность расходования бюджетных средств в данной сфере. Собравшиеся обсудили возможные модели рынка, которые, вероятно, способны решить существующие проблемы. Таковыми, по мнению многих экспертов, является метод альтернативной котельной. Основная суть данного метода заключается в ограничении роста тарифа наименьшей ценой, при которой окупается проект строительства котельной, замещающей теплоснабжение от источников, входящих в систему централизованного теплоснабжения. Очевидно, что только своевременная реформа теплоснабжения позволит государству перейти к решению стратегических задач, предоставив энергокомпаниям свободу в принятии экономически обоснованных решений. Этот вопрос подробно рассмотрел председатель комиссии РСПП по ЖКХ, генеральный директор ОАО «Фортум» Александр Чуваев. «Существующей ситуацией в теплоснабжении недоволен никто — ни бизнес, ни потребители, ни государство. Основным инструментом государственной политики при этом остается сдерживание тарифов в рамках системы предельных уровней и регулирования по схеме «затраты + 0%», а это путь в никуда. Необходимо менять идеологию регулирования отрасли в целом, начиная с установления справедливой цены по методу «альтернативной котельной», — заявил Александр Чуваев. «Согласно действующему принципу формирования цен на тепло максимальный тариф устанавливается для наименее эффективных источников. Таким образом, производители тепла лишены стимулов проводить модернизацию своих мощностей», — считает заместитель председателя наблюдательного совета НП «Совет производителей энергии», генеральный директор ЗАО «КЭС» Борис Вайнзихер. Тариф для населения, потребляющего 75% тепла, сдерживается государством. При этом в общей структуре потребления доля промышленности, за счет которой субсидируется население, катастрофически сократилась за последние 20 лет. Промышленные потребители отключаются от централизованного теплоснабжения, строят свои котельные, а отпуск ТЭЦ падает. Поставщики тепла живут в состоянии постоянного кассового разрыва. По данным НП «Совет производителей энергии», дебиторская задолженность перед поставщиками тепла по итогам 2013 г. составила около 200 млрд руб. Основную проблему создают финансовые посредники в лице управляющих компаний и муниципальных предприятий, генерирующие вал невозвратной задолженности. «Факторы необходимости интенсивного реформирования отрасли в условиях привычно слабой платежной дисциплины и «необкатанного» законодательства, создают предпосылки нарушения и/или диспропорционального ограничения прав участников рынка (как поставщиков ресурсов/услуг, так и потребителей), риски «отложенных» имущественных потерь», — уверен управляющий партнер юридической фирмы Vegas Lex Александр Ситников. В совокупности эти проблемы отражаются на возможностях по обновлению оборудования теплосетей. Высокая степень износа основных фондов в сфере теплоснабжения приводит к низкой эффективности работы теплоснабжающих организаций и снижает качество теплоснабжения. Накопленные неплатежи в системе составляют более 150 млрд руб. По данным Минэнерго РФ, основная часть инвестиций требуется на ремонт 68% теплосетей, изношенных на 100%. Потери тепла от источника до потребителя составляют 25-35%, при зарубежных 6-8%. Усугубляет ситуацию практическое отсутствие резервирования в сетях на ремонтный период и на случай аварий. По итогам мероприятия были еще раз консолидированы и определены основные направления реформы теплоснабжения для дальнейшего формирования стратегии по механизмам ее реализации.
Автор: По материалам пресс-службы РСПП Дата: 04.06.2014 «Федеральный строительный рынок» № 116 Рубрика: Энергетика |