Публикации »

ВСМ от Москвы до Казани: стройка всё ближе

О решении построить первую в России ВСМ Москва — Казань Владимир Путин объявил на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения 27 мая 2013 г. Инвестиции в мегапроект составят более 1 трлн руб. Реализация его (2014-2018 гг.) поручена ОАО «Скоростные магистрали», дочерней структуре ОАО «РЖД». Начало года ознаменовалось несколькими событиями, проясняющими судьбу проекта.

В 2013 г., в соответствии с поручением Правительства РФ, по заказу ОАО «РЖД» было разработано обоснование инвестиций строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ) Москва — Адлер и Москва — Екатеринбург, проходящих по территории 17 субъектов РФ. Работы проведены с привлечением 40 ведущих российских и зарубежных научных строительных организаций. Их результаты позволяют сделать вывод об окупаемости и эффективности проектов ВСМ как для государства и инвесторов, так и для ОАО «РЖД».

Определен также пилотный проект, на котором будут реализовываться высокоскоростные технологии: участок Москва — Казань трассы Москва — Екатеринбург. Такой приоритет выбран с учетом укрепления межрегиональных связей и потребности развития регионов. Сетевой план-график по реализации проекта согласован в установленном порядке всеми заинтересованными министерствами и ведомствами РФ.

Протяженность участка ВСМ Москва — Казань составит около 770 км, скорость движения поездов на нем будет достигать 400 км/ч, на трассе будут организованы остановки через каждые 50-70 км. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа, при этом от Нижнего Новгорода до Чебоксар время движения составит 1 час, до Казани — 1,5 часа. Ежегодный пассажиропоток на линии оценивается в 10,5 млн человек к 2020 г.

В ОАО «РЖД» создан проектный офис инвестиционного проекта «Строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань», основной целью которого является обеспечение процессов управления проектом и информационно-аналитическая поддержка его реализации, уточняет Rzd.ru.

На предварительном road-show

4 марта в Москве состоялось предварительное road-show проекта строительства пилотного участка высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, сообщает Rzd.ru. В мероприятии приняли участие представители более чем 150 компаний, в том числе транснациональных промышленных и строительных корпораций (DB International, Siemens, Hyundai, Mitsubishi Electric, Vinci, Bombardier и др.). Финансовые организации были представлены делегатами от Европейского банка реконструкции и развития, Deutsche Bank, Сбербанка, Евразийского банка развития, ВТБ, Газпромбанка и др.

Специалисты ОАО «Скоростные магистрали», а также независимые консультанты представили потенциальным инвесторам и участникам организационно-правовую и финансовую модели проекта, рассказали об особенностях проектирования и строительства ВСМ.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин подчеркнул, что это первый крупный инфраструктурный проект в железнодорожной отрасли в России, реализуемый на основе государственно-частного партнерства. Впервые в современном железнодорожном строительстве будет применен механизм концессии, который должен способствовать эффективности взаимодействия всех ее участников. Он также добавил, что на сегодняшний день проект прошел существенную экспертизу с точки зрения эффективности его реализации для государства.

«Мы поддерживаем проект, понимаем его вклад не только в организацию транспортного сообщения и повышение транспортной доступности, но и в целом в общее экономическое развитие страны», — сказал заместитель министра транспорта Алексей Цыденов.

Как уточняет пресс-служба ОАО «РЖД», специальная часть мероприятия состояла из двух параллельных сессий, посвященных строительно-техническим и инвестиционно-правовым аспектам реализации проекта. На них были освещены такие вопросы, как предполагаемые объемы заказов, материалов и ресурсов, локализация производств и технологии строительства, квалификационные требования, которые будут предъявляться к проектным и строительным организациям, механизм концессии и правовая основа проекта, концессионный конкурс, организация возвратности инвестиций и привлеченных средств, ожидаемые условия финансирования.

Основываясь на этой информации, представители бизнеса будут принимать решение о создании концессий и участии в проекте ВСМ. На начало марта уже оформилось 10 консорциумов, готовых продолжать переговоры о его совместной реализации.

Обсуждение в Общественной палате

12 марта состоялось совместное заседание президиума Российской академии транспорта и Общественной палаты РФ с участием представителей Федерального Собрания РФ, независимые экспертов, представителей научного сообщества, российских и международных машиностроительных предприятий, бизнес-сообщества.

«Результаты обсуждения на сайте Общественной палаты проекта ВСМ Москва — Казань показывают значительный общественный интерес к данной проблематике, — сказал руководитель рабочей группы по структурной модернизации экономики и инфраструктурным национальным проектам Общественной палаты РФ Владимир Белозеров. — Большинством участников дискуссии осознается необходимость создания крупных инфраструктурных проектов, часть из них имеют личную потребность в высокоскоростном сообщении по указанному и другим направлениям, значительная часть участников рассчитывает на дальнейшее развитие высокоскоростного сообщения в стране».

Александр Мишарин от лица РЖД в своем выступлении отметил: «Создание высокоскоростных магистралей — это принципиально новый шаг не только в развитии отечественной железнодорожной сети, который сыграет определяющую роль в стимулировании экономической и деловой активности, но это и шаг к повышению связанности регионов, созданию новых рабочих мест, внедрению высоких технологий. В сочетании с пригородным движением мы создаем интегрированную транспортную систему, представляющую максимально эффективную услугу по перевозке пассажиров в стране».

Выступавший также напомнил, что в Европейской части России живет более 100 млн человек, а вот транспортная система у нас отличается от западной части Европы и в первую очередь отсутствием высокоскоростного движения.

На заседании отмечалось, что проект находится в высокой степени готовности. За прошедший год была завершена разработка обоснования инвестиций, получено положительное заключение на него Главгосэкспертизы России и проведен аудит независимого эксперта PricewaterhouseCoopers. Также подготовлена конкурсная документация на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации для строительства ВСМ Москва — Казань. Разработана финансовая модель реализации проекта, параметры которой были выверены ведущими финансовыми экспертами-консультантами (при участии Ленгипротранса, Центра стратегических разработок и PricewaterhouseCoopers); подготовлен инвестиционный меморандум и предварительная инвестиционная декларация проекта.

«ВСМ должна стать основой для принципиально новой мультимодальной транспортной системы объединяющей железнодорожный, авиационный и автотранспорт, — подчеркнул Александр Мишарин. — Объединение состоится как на физическом уровне строительства единых пассажирских транспортно-пересадочных терминалов, так и на информационном: взаимная интеграция информационных систем управления перевозками и продажами услуг. Синергетическим эффектом от объединения всех видов транспорта должна стать уникальная среда, позволяющая создать и предложить населению самые передовые услуги в отрасли: это возможность путешествовать на нескольких видах транспорта по единому проездному документу».

Предполагается, что будут достигнуты такие важные для железнодорожной отрасли эффекты, как смещение значительной части пассажирских перевозок на отдельные высокоскоростные и скоростные линии, высвобождение существующей инфраструктуры для пригородного и местного пассажирского сообщения, перевозок контейнерных и других видов грузов.

По итогам слушаний в рекомендациях Общественной палаты отмечается, что для дальнейшей реализации проекта ВСМ Москва — Казань необходима корректировка действующей правовой основы проекта. Отправной точкой должен стать указ Президента РФ «О развитии высокоскоростного железнодорожного движения в России», который нормативно закрепит перечень поручений по подготовке и реализации проекта ВСМ, определит перечень наиболее значимых параметров проекта и предусмотрены источники финансирования работ по проектированию магистрали. В случае принятия положительного решения Правительством РФ о финансировании проекта ОАО «РЖД» уже в 2014 г. рекомендовано приступить к началу проектных изысканий и разработке документации.

В рамках Недели российского бизнеса

Rzd.ru также сообщает, что вопросы создания интегрированной сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России рассматривались 18 марта на круглом столе, организованном комиссией Российского союза промышленников и предпринимателей по транспорту и транспортной инфраструктуре. Мероприятие состоялось в рамках Недели российского бизнеса. В нем приняли участие первый вице-президент ОАО “РЖД” Александр Мишарин, президент РСПП Александр Шохин, представители Федерального Собрания, органов исполнительной власти и крупного бизнеса.

Александр Мишарин напомнил, что для реализации проекта выбрана организационно-правовая схема с использованием механизма концессии как одного из наиболее эффективных механизмов ГЧП. Также была разработана финансовая модель, подготовлен инвестиционный меморандум и предварительная инвестиционная декларация, которые представлены в государственные органы. В настоящий момент основной задачей является организация инженерных изысканий и разработки проектной документации.

«Вопрос, связанный с формированием высокоскоростного движения в России, — это вопрос выживания для многих промышленных предприятий и очень значительной части научных учреждений, — сказал вице-президент фонда «Центр стратегических разработок» Владимир Косой. — Дело в том, что ВСМ — не с точки зрения потребителя, а с точки зрения тех, кто будет задействован в проекте, — прежде всего, проект наукоемкий, материалоемкий, проект, который даст работу сотням российских предприятий».

Значимость проекта для развития производственных мощностей российских металлургических компаний отметили председатель совета директоров «ЕвразГрупп С. А.» Александр Абрамов и руководитель направления по работе с естественными монополиями ОАО «Северсталь» Сергей Нарышкин. Они подтвердили готовность российских металлургов обеспечить ВСМ рельсами нового поколения (повышенной прямолинейности и точности изготовления профиля), колесами, рельсовыми скреплениями и другой продукцией, производимой в России и не уступающей мировым аналогам.

Мультипликативный эффект на этапе эксплуатации ВСМ, по предварительным оценкам, сгенерирует бюджетный эффект в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за период 2019-2030 гг. в размере 2,3 трлн руб., что более чем вдвое превышает полную стоимость реализации проекта. В первые годы эксплуатации магистрали также произойдет значительный рост валовых региональных продуктов (ВРП). К 2025 г. рост ВРП составит 38% по Владимирской области и 39% по Нижегородской, а к 2030 г. — 58% и 76% соответственно. Все расчеты по экономическим эффектам подтверждены Министерством экономического развития РФ.

Автор: Борис Самохвалов
Дата: 04.06.2014
«Федеральный строительный рынок» № 116
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад