Сергей Алпатов: «Создать комфортную среду проживания»
Сегодня одним из показателей высокого уровня развития страны является комплексное развитие подземного пространства, особенно если речь идет о мегаполисах. О ситуации в Северной столице России рассказывает генеральный директор СРО НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов», президент НП «Российское общество по внедрению бестраншейных технологий», заместитель председателя Комитета по освоению подземного пространства НОСТРОЙ (и петербуржец) Сергей АЛПАТОВ. — Сергей Николаевич, известны ли у нас проекты, включающие в себя комплексное освоение подземного пространства мегаполисов? Какие факторы тормозят развитие этого направления? — На сегодняшний день в Санкт-Петербурге вопросам долгосрочного градостроительного планирования не уделяется должного внимания. План подземной урбанизации отсутствует в принципе, а без этого документа говорить о реализации проектов комплексного освоения подземного пространства невозможно. Частными инвесторами ведется хаотичная застройка подземных территорий, в основном под парковки, что в дальнейшем не позволит осуществлять необходимые городу инфраструктурные проекты, так как наиболее «удобные» подземные участки будут заняты. Метростроение развивается крайне низкими темпами, при этом власти города не спешат принимать меры для кардинального изменения ситуации. Для того чтобы подземное строительство в Северной столице развивалось в соответствии с существующими мировыми стандартами, необходимо создание системы долгосрочного планирования, рассчитанной на перспективу от 15 до 50 лет. Уже сейчас следует заниматься зонированием подземных территорий, вносить корректировки в существующую законодательную базу, чтобы в будущем инвесторам было выгодно вкладываться в проекты комплексного освоения подземного пространства. Низкая информированность руководителей, принимающих решения, и широкой общественности о возможностях подземного строительства поддерживает существующие стереотипы о непомерной стоимости подземных сооружений и невозможности создания в них комфортной среды. Создать комфортную среду проживания для людей, сохранив при этом самобытность Санкт-Петербурга, реально только при условии комплексного освоения подземного пространства. Очевидно, что решение обозначенных выше проблем возможно лишь при наличии политической воли и государственной поддержки. — Много ли известно примеров, когда развитие метростроения, открытие станций в новых районах влечет за собой комплексный девелопмент городских территорий? — Безусловно, наличие станции метрополитена в шаговой доступности повышает инвестиционную привлекательность земельного участка и ведет к увеличению стоимости квадратного метра жилой или коммерческой недвижимости. Однако, учитывая сроки строительства станций метрополитена в нашем городе (к примеру, станция «Международная» строилась более 25 лет), говорить о комплексном девелопменте наземных и подземных городских территорий невозможно. — Как Вы оцениваете перспективы развития подземной транспортной инфраструктуры? — Строительство подземных транспортных магистралей крайне важно для Санкт-Петербурга. Во-первых, в городе должны строиться тоннели, но не точечно, а в комплексе взаимосвязанных между собой подземных сооружений транспортной инфраструктуры, обеспечивающих сообщение между городскими районами. Во-вторых, остро стоит проблема развития метрополитена. В-третьих, требуется сооружение подземных комплексных пересадочных узлов. Еще во времена СССР прорабатывались проекты, когда все железные дороги в городе уводились под землю, а горожане из метро могли сразу попасть в здание подземного вокзала и пересесть на любой вид общественного транспорта. Подобные решения, традиционные для крупнейших мегаполисов мира, в Санкт-Петербурге не используются и, насколько мне известно, в ближайшем будущем не планируются. — Что предлагают подземные строители для развития коммунальной инфраструктуры? — Перенос технических объектов под землю позволит высвободить значительные территории в исторической части города. На месте существующих трансформаторных подстанций, выходящих на поверхность и не украшающих городской ландшафт, могли бы разместиться зеленые насаждения, зоны отдыха, детские площадки. Прокладка инженерных коммуникаций в коллекторах позволит существенно улучшить условия их эксплуатации и ремонта, снизить объемы работ, проводимых открытым способом с нарушением дорожного покрытия. В этом смысле размещение инженерных коммуникаций под землей — это весьма важный шаг к созданию безопасных и комфортных условий проживания граждан в мегаполисах. — Насколько значима роль современных материалов и технологий в подземном строительстве? — Инженерные изыскания, проектирование и строительство подземных объектов — высокотехнологичные отрасли, в которых применяются новейшие научно-технические достижения. Современные технологии позволяют сооружать подземные объекты любого назначения в сложнейших инженерно-геологических условиях. Применение тоннелепроходческих механизированных комплексов и высокоточной железобетонной обделки позволяют существенно сокращать сроки строительства тоннелей и наклонных ходов, обеспечивая качество и безопасность возводимых объектов, а также — фактически нулевые осадки уровня дневной поверхности, что особенно важно при строительстве подземных объектов в исторической части города.
Автор: Беседовал Вадим Богданов Дата: 04.06.2014 «Федеральный строительный рынок» № 116 Рубрика: Промышленное и гражданское строительство |