Публикации »

Формируется ядро экологически ответственного бизнеса

По сравнению с промышленно развитыми странами Россия находится в начале пути формирования «зеленой экономики». О текущей эколого-экономической ситуации, практике внедрения экостандартов, технологий и решений, позволяющих снижать нагрузку бизнеса на окружающую среду и предоставлять обществу экологически безопасные товары и услуги, шла речь на Всероссийской практической конференции экологически ответственного бизнеса, организованной 26 ноября в Москве Экологическим союзом Санкт-Петербурга (оператор российской экомаркировки «Листок жизни»).

Конференция, проведенная в партнерстве с компаниями «ТехноНиколь», Isover и Amway, стала для бизнеса площадкой по обмену практическим экологическим опытом. В мероприятии приняли участие более 60 руководителей и специалистов крупных компаний: государственная корпорация «Олимпстрой», Splat, «Таркетт», «Профайн РУС», ГК «ОптиКом», Samsung, Knauf, «Тиккурила», «Юнилевер» и др. Участниками конференции также стали представители департамента природопользования и охраны окружающей среды и департамента строительства города Москвы.

Профессиональную экологическую поддержку предоставили Программа ООН по окружающей среде (UNEP), Всемирный фонд дикой природы (WWF), Экобюро Greens, а также Институт управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева НИУ ВШЭ.

На качество жизни человека сегодня значительное и растущее влияние оказывает химическое загрязнение среды обитания. В первую очередь — воздуха, затем — воды, почв, продуктов питания, предметов потребления. Из государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году» видно, что экологическая обстановка в России в целом, и особенно в городах, неблагоприятна и продолжает ухудшаться. В 58% городов степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая. В этих городах проживают более 55 млн человек, то есть 53% городского населения России. Также крайне тревожным с точки зрения экологических рисков является направление обращения с отходами. Представленный на конференции обзор негативного изменения состояния окружающей среды и его причин в очередной раз подчеркнул необходимость отказа от опасных технологий и интенсивного внедрения ресурсооборотных технологий, пересмотра рецептур в сторону экологической безопасности, перехода от нынешних потребительских стереотипов к экологически ориентированному спросу.

По данным доклада ООН World Economic Situation and Prospects 2013, мировой рынок экологических товаров остается одним из самых динамично развивающихся: его оборот составляет от 1,4 до 3 трлн евро в год. По расчетам ООН, объем инвестиций в экологически чистые технологии к 2020 г. составит $ 600 млрд — втрое больше, чем в начале 2000-х.

Сегодня в мировой практике для развития экорынка успешно применяется система экологических рыночных инструментов — добровольная сертификация на соответствие экологическим стандартам. Обзор существующих инструментов и инициатив, их функциональности для разных участников рынка сделали Владимир Мошкало, глава Московского офиса Программы ООН по окружающей среде (UNEP), и Юлия Грачева, директор Экологического союза Санкт-Петербурга.

— В экостандартах заинтересованы разные участники экономики: правительство, которое с помощью экостандартов через систему зеленых госзакупок может выбрать экобезопасные товары и стимулировать развитие этого сегмента рынка, производители, повышающие эффективность своего производства и приобретающие конкурентные экологические преимущества, ритейл, выступающий зеленым регулятором рынка, и потребители, голосующие рублем за экологически предпочтительные товары и услуги, — отметила Юлия Грачева. — Один из серьезных, имеющих широкий диапазон оценки и при этом понятных по значению инструментов — экомаркировка (экосертификация по критериям жизненного цикла «от добычи сырья до утилизации»). Она активно используется как производителями, так и потребителями. Также апробирован ряд отраслевых экостандартов. Например, в строительстве это стандарты LEED и BREEAM. На западе сертифицируются самые разные товары: от строительных и отделочных материалов до шампуней. В России тоже существует апробированный на международном уровне инструмент оценки экологической безопасности производства и свойств продукции — это единственная в России программа добровольной экосертификации по жизненному циклу международного уровня «Листок жизни».

Эксперты подчеркнули, что результат внедрения экостандарта — это не просто подтверждение соответствия его требованиям на момент выдачи сертификата, но и обеспечение соответствия и плановое экосовершенствование всех этапов производства в процессе всего срока обладания сертификатом.

Практический интерес участников конференции вызвали возможности для экопродукции, доступные в рамках нового закона Контрактной системы в сфере закупок № 44-ФЗ, который вступает в силу 1 января 2014 г. Согласно закону, одними из критериев оценки конкурсной заявки являются экологические характеристики объекта закупки и стоимость его жизненного цикла. В развитых странах экологические критерии давно являются обязательным требованием законов, регулирующих государственные закупки. В новом российском законе они пока носят рекомендательный характер.

О перспективах для экоответственных производителей рассказала Ирина Кузнецова, научный руководитель Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева НИУ ВШЭ:

— Сейчас государственные закупки — это тот потенциал, который формирует рынок. В России закупки для государственных нужд уже давно перевалили за 5 трлн руб. (больше 11% ВВП), в ЕС это 2 трлн евро (19% ВВП). Таким образом, государство способно подтолкнуть рынок к производству экологически безопасной продукции. На всех конкурсных государственных закупках с 2014 г. поставщики могут претендовать на указанные в законе преференции для экотоваров. При этом надо учитывать, что это касается экологичности критерия качества продукции, а не квалификации поставщика.

Большим потенциалом для экологизации российского рынка обладают мегапроекты. Возможности этого инструмента участники конференции рассмотрели на примере деятельности государственной корпорации «Олимпстрой».

Начальник отдела экологической экспертизы и сертификации ГК «Олимпстрой» Лев Авербух подчеркнул, что один из результатов работы по подготовке олимпийских объектов — повышение уровня информированности и компетентности участников рынка в области формировании системы «зеленых» закупок. В ходе проекта большое внимание уделено разработке требований к ответственным поставщикам и производителям экоматериалов. В ограниченные сроки с учетом международного опыта создана и апробирована система контроля соответствия качества поставляемых услуг требованиям корпоративного «зеленого» стандарта ГК «Олимпстрой».

В ходе апробации требований стандарта, проведенной при участии Экологического союза, выявлено, что целый ряд материалов, представленных на российском рынке, уже сегодня может соответствовать экостандартам. Требования «Олимпстроя» к поставщикам и производителям экоматериалов использованы Минприроды России при разработке предложений по критериям выбора производителей и определения экологически эффективных товаров и услуг. Эти критерии в дальнейшем будут использованы компаниями с государственным участием при формировании локальных нормативных актов, регулирующих закупки по исполнению закона № 44-ФЗ.

Председатель правления ассоциации «GreenСтрой» Дмитрий Березуцкий отметил, что решению задачи экологизации стройиндустрии могут способствовать профессиональные отраслевые экологические объединения. Например, недавно созданный кластер «Экологическое строительство».

Практикой внедрения экостандартов и технологий, минимизирующих нагрузку на окружающую среду, позволяющих выпускать экобезопасную продукцию, поделились ведущие российские производители строительных и отделочных материалов, а также производители парфюмерно-косметического рынка, компании, предоставляющие услуги в области обращения с отходами и внедряющие экостандарты в жизнедеятельность офиса. Например, небезызвестные принципы бережливости по Dao Toyota, которые представляют собой организацию безотходного и энергоэффективного производства, внедрены в корпорации «ТехноНиколь» (выпускает теплоизоляция на основе экструзионного пенополистирола). Кроме того, сегодня компания подтверждает экологичность продукции в рамках прохождения добровольной экосертификации «Листок жизни».

Компании, использующие экологический подход в основе деятельности, окупают свои инвестиции в экологизацию, повышают конкурентоспособность бизнеса и при этом сохраняют среду обитания.

— 30% чистой прибыли и 40% операционной прибыли компания «Сен-Гобен» получает за счет решений, которые способствуют сохранению первичной энергии, производству возобнавляемой энергии и сохранению экобаланса, — отмечает Виталий Борисов, руководитель отдела сертификации Isover. — Основой для нашего продукта — тепло- и звукоизоляции — является вторичное сырье, в частности стеклобой. Сегодня три четверти сырья, которое мы используем, — вторичное.

Руководитель проекта системы менеджмента качества компании Splat Светлана Копытина считает, что легче закладывать идею экологичности еще на этапе строительства производственной площадки, чем пытаться адаптировать под современные стандарты устаревшую фабрику. Еще на этапе проектирования производства в Новгородской области Splat привлекли инженера-эколога, что дало возможность создать производство, минимизирующее нагрузку на окружающую среду.

Об особенностях продвижения продукции с экомаркировкой в розничной сети рассказала директор по проектному маркетингу компании «Таркетт Рус» Марина Грозная, отметив, что существенное число людей готово платить значительно больше за экологичные товары.

Своей практикой улучшения рецептуры продукции в сторону ее экологической безопасности поделилась компания «Профайн РУС», которая в 2010 г. присоединилась к европейской инициативе Vinyl 2010. Инициатива стимулирует производителей отказываться от производства и работы с вредными и опасными веществами, которые могут содержаться в продуктах, в том числе продуктах из полимеров. Александр Артюшин, руководитель отдела объектного менеджмента и проектной подготовки компании, отметил, что, несмотря на удорожание продукта, связанное с изменением рецептуры (а стоимость стабилизаторных добавок в готовой продукции доходит до 15%), применяемая технология позволяет существенно снизить выбросы в атмосферу паров опасных и вредных веществ. При этом продукт используется в массовом строительстве, что разбивает стереотип невозможности применения более дорогих продуктов с экологическими преимуществами на массовом рынке.

Экологически ответственные услуги — еще один важный сегмент ответственного потребления. Например, в Сингапуре в рамках национальной программы сертификацию ежегодно проходят около 100 офисов. Для России экоофис — новая тенденция, ее придерживаются в основном крупные компании, которые и получают сертификат «Листок жизни. Экоофис».

Какой бы ни был бизнес, он неизбежно производит те или иные отходы, которыми нужно эффективно управлять и для обеспечения экобаланса, и для оптимизации затрат и сокращения издержек. О том, как решается этот вопрос в сфере услуг, точнее в коммерческой недвижимости (ритейл, офисы, гостиницы), рассказал Антон Кузнецов, генеральный директор компании «Сфера экологии»:

— В сфере ритейла при помощи грамотного подбора оборудования и правильно выстроенной логистики процесса раздельного сбора отходов возможно снизить общую стоимость услуги управления отходами до 100%. К процессу можно привлечь и покупателей. В офисе индивидуальные предложения и комплексность подхода позволят оптимизировать процесс утилизации, снизить стоимость этой услуги от 20 до 50% и повысить имидж компании.

По данным эксперта, емкость рынка переработки в России имеет большой потенциал. Производственные мощности переработки бумаги составляют 6,5 млн тонн в год, а фактическая загруженность — 4,5 млн тонн в год, пластика — 2,4 млн тонн в год, загруженность — 0,5 млн тонн в год, стекла — 3,3 млн тонн в год, загруженность — 0,65 млн тонн в год.

В целом организаторы конференции пришли к выводу, что сегодня уже формируется ядро экологически ответственного бизнеса, имеющего практику по производству экобезопасной продукции, ее сертификации и грамотному сбыту. Необходимо увеличивать число экологически ответственных компаний и формировать устойчивое экологически грамотное потребление. Содружество таких компаний и профессиональных экологических организаций способно мультиплицировать технологии и информацию в этой области. Необходимые для этого инструменты — система экостандартов международного уровня — уже существуют в России. При этом важно объединить усилия по продвижению программ формирования экоориентированного спроса и повышения экологической грамотности потребителей — от «больше и дешевле» к «качественнее и экологически безопаснее».

При этом требуются законодательные инициативы, способствующие ограничению процесса гринвошинга в России. В результате широкого внедрения «зеленых» стандартов сформируется эколого-экономически саморегулируемая экономика. Производство ЭБП станет выгодным для бизнеса, потребителя, государства и будет способствовать сохранению биосферы.

Автор: По материалам пресс-службы Экологического союза СПб
Дата: 26.12.2013
«Федеральный строительный рынок» № 114
Рубрика: Экология




«« назад