Публикации »

На страже чистоты: на суше и на море

Когда-то римляне были непобедимы, в том числе и потому, что их крепости выдерживали длительную осаду. Причина — грамотная организация водоснабжения и утилизации отходов жизнедеятельности. Именно римские крепости прославились первыми «ватерклозетами», позволявшими стражникам не покидать свой пост надолго. В Европе оценили жизненную важность канализации после эпидемий чумы в Париже. В конце XVIII века треть населения Москвы погибла от этой болезни в связи с отсутствием организованной системы отвода нечистот. Сегодня канализация является важнейшим элементом инфраструктуры Сочи, требуя пристального внимания и реконструкции. Именно современная система водоснабжения и отвода стоков сделает южную столицу России городом XXΙ века.

Этапы развития городского очищения

Канализация Сочи в привычном для нас виде сформировалась в советские годы. В начале 30-х годов прошлого столетия началось строительство системы канализации города, и в 1936 г. завершилось строительством главной насосной станции и очистных сооружений, расположенных у морпорта.

К 1940-1941 гг. была построена коллекторная сеть различного диаметра, протяженностью около 31 км, и три канализационные насосные станции. Последующее развитие система получила в 50-60-е годы, когда были построены коллекторные сети и напорные трубопроводы, протяженностью около 28 км, и ряд насосных станций. В 70-80-е выполнено расширение канализационной сети, охватывающее новые районы застройки Центрального района с реконструкцией Навагинских ОС и т. д.

В связи с тем, что существующая система канализации практически исчерпала свои возможности по приему дополнительного количества стоков, вследствие чего возникли антисанитарные условия в центре города, было принято решение о реконструкции сети канализации путем строительства магистральных тоннельных коллекторов по основным направлениям с целью разгрузки самотечных коллекторов от внешних расходов и ликвидации насосных станций подкачки, расположенных в курортной и жилой застройке.

К настоящему

В настоящее время работы по улучшению, усовершенствованию системы канализации усиленно продолжаются. Выполняется краевая целевая программа «Обеспечение строительства г. Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта 2008-2013 гг.». Одним из результатов этой целенаправленной работы является уникальный экологический проект ОСК Бзугу, включающий в себя:

  • строительство подающего самотечного канализационного коллектора от шахты, расположенной у городского стадиона до очистных сооружений;
  • реконструкцию и расширение очистных сооружений, в том числе строительство насосной станции на площадке ОСК; при этом для возможности реконструкции с обеспечением бесперебойной работы существующих очистных предусмотрено строительство в два этапа;
  • строительство отводящего самотечного тоннельного коллектора от ОСК с выходом в море и устройством глубоководного выпуска.

В результате производительность очистных сооружений, по отношению к существующим, возрастает в 3,5 раза. В институте работу над данным проектом возглавили главные инженеры проектов А. В. Шангареев и К. Ю. Павлович. На сегодня она успешно завершена.

Тонкие технологии (специфика работы)

Многие работы, выполненные при строительстве, без преувеличения, можно назвать уникальными.

Строительство комплекса осуществлялось в непростых климатических и геологических условиях, поэтому при проектировании были учтены все возможные природные и географические нюансы. Это стало причиной использования передовых методов строительства, многие из которых в данных условиях (условие высокогорье, сейсмика, оползни и т. п.) применены впервые.

Так, например, проходка тоннелей под коллектор осуществлялась методом микротоннелирования, применение этого способа дало колоссальный мультипликативный эффект.

Во-первых, удалось не только сократить сроки и объемы организационно-технических согласований перед началом строительства, но и вести само строительство без остановки движения поездов на суше, так как трасса тоннелей прошла под железной дорогой Сочи — Москва, и на море, не нарушая маневровой акватории в любое время года и в любых климатических условиях.

Во-вторых, исчезла необходимость проведения дноуглубительных, подводно-технических, водолазных и берегоукрепительных работ, устройства шахтного ствола для приема щитового комплекса, так как МПТК впервые в России вышел в море самостоятельно. На эти работы пришлось бы как минимум 50% стоимости реализации проекта — следовательно, возросла его экономическая эффективность.

В-третьих, использование метода значительно снизило риск возникновения аварийных ситуаций на объекте, так как глубина залегания и способ проходки обеспечивают надежность проходки (таким образом прошли под Курортным проспектом, стадионом им. Славы Метревели, железнодорожной линией) и защиту трубы от механических повреждений, что гарантирует длительную сохранность коллектора в рабочем состоянии.

В-четвертых, данный метод обеспечивает минимальный отвод территорий для строительной площадки, механизированную технологию проходки без присутствия людей в шахтах и штольнях, мобильность передислокации комплекса ТПМК. Полная его автономность дает возможность исключить необходимость в использовании внешних источников энергии, что также положительным образом сказывается на капитализации проекта.

Другой пример— использование при проходке системы Jackcontrol. Это система контроля состояния рабочей трубы, а также мониторинга и управления рабочим давлением при проталкивании. Представляет собой контур передачи давления, который функционирует по принципу сообщающихся сосудов, — гидравлический стык.

Гидравлический стык обеспечивает шестикратное уменьшение сил, действующих в поперечном направлении относительно оси трубы. Одновременно он представляет собой прочный, даже в подземных условиях, надежный измерительный инструмент, с помощью которого можно сделать вывод о состоянии и напряжение в трубах. Перед появлением повреждения с помощью данного инструмента может быть обнаружено повышенное напряжение трубы и переданы соответствующие команды-импульсы на силовой привод.

После проходки гидравлические стыки остаются в качестве соединительной муфты с исключительной герметичностью в радиальном направлении, обеспечивая герметизацию посредством нагнетания материала, способного к набуханию при поступлении воды.

Технико-экономические преимущества системы Jackcontrol:

  • большие усилия при проталкивании;
  • меньшие радиусы кривых участков трассы;
  • наблюдение в режиме реального времени хода проходки;
  • минимальный риск повреждения;
  • эффективный контроль качества.

Еще один уникальный объект КНС — это мощная насосная станция, сблокированная с трансформаторной подстанцией и наземным комплексом.

Подземная часть насосной станции — это шахта круглого очертания глубиной свыше 40 м и диаметром в 20 м, выполненная из буросекущих свай и внутренней железобетонной рубашки. В задачу этой станции входит поднятие и распределение сточных вод на очистные сооружения.

И, наконец, сам комплекс очистных сооружений, технология работы которого принята по безотходной системе. В работу ОСК заложен весь накопившийся на сегодняшний день в мире опыт. «ФСР» уже рассказывал об этом ранее, но хочется еще раз подчеркнуть, что после обработки эффективность очистки сточных вод в результате реализации проекта составит, по различным веществам, от 82 до 96%, а осадок преобразуется в товарный гранулят, который может использоваться в многочисленных направлениях.

Экология в действии

Строительство комплекса ОСК «Бзугу» является крупнейшим экологическим проектом города и всего региона Черного моря. Ежегодно гигантский объем сточных вод попадает в подающий коллектор, а по нему через насосную станцию на очистных сооружениях «Бзугу», и Сочи возвращает в Черное море уже очищенную воду.

Коллектор — это комплекс сложнейших инженерных сооружений. Два основных тоннеля проложены под землей на глубине от 20 до 35 м, каждый длиной 2 км, и сбросной тоннель, с выходом в море на расстояние от берега 2 км, с рассеивающим оголовком на конце, длина которого определена с учетом выполнения требований «Санитарных правил и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения».

Оба основных тоннеля пройдены при помощи ТПМК, уже сам термин «микротоннелирование» свидетельствует о наименьшем техногенном воздействии на природный ландшафт. Специалисты института с уверенностью утверждают, что подобная проходка не нарушает экосистему региона, не влияет на флору и фауну, на размывы берегов и не наносит ущерба сельскохозяйственным угодьям и лесным насаждениям.

Строительство данного комплекса очистных сооружений — это пример минимизации воздействия на окружающую среду.

Начиная с определения размера санитарно-защитной зоны, учитывающей газоочистку и шумозащитные мероприятия, в проекте предусмотрены:

  • использование малошумного технологического оборудования и вентагрегатов с низкими уровнями шума;
  • наличие автоматизированной системы контроля и управления технологическими процессами; наличие технологической схемы перераспределения потоков вод в случае возникновения аварийной ситуации на узле очистки; дублирование оборудования;
  • проведение экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при эксплуатации объекта: инструментальные замеры уровней загрязнения атмосферы, уровней шума, количества очищаемых и сбрасываемых вод;
  • контроль за соблюдением НДС (норматив допустимого сброса), в частности установка приборов контроля качества воды и устройств автоматического управления, обеспечивающих требуемую степень очистки.

В связи с плотной застройкой в районе размещения ОСК и расположением объекта в границах курорта предусмотрено устройство защитных перекрытий емкостей песколовок, первичных отстойников, илоуплотнителей, сбор и газоочистка дурнопахнущих газов, выделяемых от сооружениями очистки сточных вод и обработки осадка.

В 2013 г., ставшем в России Годом охраны окружающей среды, завершается строительство объекта, и в следующем году ОСК будут введены в эксплуатацию.

Водоканал г. Сочи выйдет на уровень мировых технологических, экологических и организационных стандартов, и город в этом смысле встанет в один ряд с такими крупнейшими мегаполисами России, как Москва и Санкт-Петербург.

Поздравляем всех принявших участие в проектировании и строительстве ОСК с успешным завершением этой важной работы.

196105 Санкт-Петербург,Кузнецовская, 52, кор. 1
Тел. +7(812) 373-41-42, факс +7(812) 373-39-95
E-mail: lgip@lgip.spb.ru
www.lgip.spb.ru

 

Автор: по материалам редакции
Дата: 26.12.2013
«Федеральный строительный рынок» № 114
Рубрика: Материалы и технологии




«« назад