Кто инвестирует в дорожную отрасль?
6 декабря в рамках «Транспортной недели» состоялся круглый стол на тему «Инвестиции в дорожной отрасли». Мероприятие проходило в формате панельной дискуссии, модератором которой выступил заместитель председателя правления по инвестиционной политике и корпоративному развитию Государственной компании «Автодор» Александр Носов. Открывая мероприятие, модератор отметил, что инвестиции стали основным лейтмотивом «Транспортной недели»-2013, и, что отрадно, именно автодорожная отрасль является лидером в реализации проектов государственно-частного партнерства. Заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров в своем выступлении сделал акцент на значительном потенциале российской дорожной отрасли. «Мы уже имеем один реализованный проект ГЧП — новую скоростную дорогу в обход Одинцово, — сказал замминистра. — В России созданы механизмы предоставления гарантий инвесторам для их участия в долгосрочных проектах по строительству и эксплуатации автомобильных дорог, а развитие федеральной автодорожной инфраструктуры по-прежнему остается приоритетным для государства». Председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах в своем выступлении обозначил перспективы развития рынка частных инвестиций в дорожной отрасли. Он напомнил собравшимся, что стратегической целью государственной компании является создание к 2030 г. опорной сети скоростных автодорог протяженностью 12 тыс. км. Исходя из программы деятельности «Автодора», перспективная емкость рынка строительно-монтажных работ оценивается около 130 млрд руб. в год, а в следующие пять лет объемы аналогичных капвложений удвоятся. Сергей Кельбах также отметил ряд ключевых задач по формированию рынка ГЧП в России. К ним, в частности, относятся снижение удельной стоимости затрат, максимальная проработка механизмов управления рисками в таких проектах, как формирование новых механизмов привлечения долгосрочных финансовых ресурсов, в том числе средств пенсионных фондов и страховых компаний, а также ряд других системных мер, внедрять которые необходимо совместными усилиями государства и профессионального сообщества. В этой связи важным является создание национальной ассоциации инвесторов и операторов дорожной отрасли, учредительное заседание которой прошло накануне в рамках «Транспортной недели». «В ближайшее время мы приступим к организационным процедурам по созданию ассоциации», — заявил Сергей Кельбах. Он также сообщил, что стратегия перехода к контрактам жизненного цикла уже дает результаты: «Это видно по числу участников, которые приходят к нам на конкурсы». Одной из важнейших задач глава «Автодора» также назвал формирование инструментов страхования концессионных соглашений. Руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт рассказал о старте двух наиболее крупных проектов, реализуемых дорожным ведомством с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Это так называемый «проект 12-тонников» (создание и эксплуатация системы взимания платы с большегрузных автомобилей массой свыше 12 тонн, наносящих ущерб федеральным дорогам) и строительство с последующей эксплуатацией автодорожного мостового перехода через реку Лену в районе Якутска. «Ключевые инструменты реализации государственно-частного партнерства – это создание концессии с прямым сбором платы и концессии с эксплуатационными платежами. Механизмы концессии с эксплуатационными платежами представлены в проектах, запущенных Росавтодором в этом году, — пояснил Роман Старовойт. — А в целом главные направления применения ГЧП в дорожной отрасли мы видим в строительстве новых и реконструкции существующих участков федеральных трасс, а также в приведении федеральной дорожной сети к стопроцентно нормативному состоянию». Своими взглядами на актуальное состояние инвестиций в дорожную отрасль в рамках круглого стола поделились представители инвестиционного сообщества, а также региональных органов государственного управления, строительных компаний и кредитных организаций. Директор российских проектов VINCI Concessions Кристиан Эртебис поделился с присутствующими опытом реализации первого в России федерального концессионного проекта с участием иностранного инвестора. Постоянный заместитель посла Германии в России Георг Биргелен осветил вопросы инвестиционной политики и приоритетов правительства в развитии транспортной инфраструктуры своей страны, а также различные аспекты российско-германского сотрудничества. Руководитель сектора устойчивого развития Всемирного банка Хуан Навас-Сабатер представил глобальный взгляд на развитие института ГЧП в России, а министр транспорта Республики Татарстан Ленар Сафин и министр транспорта Республики Удмуртия Олег Гарин рассказали об опыте и проблемах реализации региональных ГЧП-проектов.
Автор: По материалам Mintrans.ru Дата: 26.12.2013 «Федеральный строительный рынок» № 114 Рубрика: Транспортное строительство |