Публикации »

Георгий Полтавченко о петербургских достижениях и перспективах

«В экономике такого огромного мегаполиса, как Санкт-Петербург, естественно, все отрасли важны. Но строительная отрасль относится к числу наиважнейших. От того, насколько успешно она развивается, зависит не только социальное «самочувствие» города, выполнение наших социальных обязательств перед горожанами, но и динамика роста других ключевых отраслей», — подчеркнул губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, выступая на XI Съезде строителей с докладом по итогам года.

Жилищная политика

Георгий Полтавченко сообщил, что в 2013 г. в Северной столице планировалось ввести в эксплуатацию не менее 2,4 млн кв. м жилья и, не дожидаясь окончания календарного года, уже можно сказать: этот план успешно выполнен. В следующем году Петербург должен вплотную подойти к отметке в 2,5 млн кв. м.

«Сегодня застройщики делают ставку не только на жилищное строительство, но вкладывают свои силы и ресурсы в строительство социально-значимых, культурных объектов, — отметил губернатор. — Ведь мало обеспечить петербуржцев хорошим жильем. Оно должно быть органично встроено в современную комфортную городскую среду со всей сопутствующей инфраструктурой, соответствующей стандартам XXI века».

По словам Георгия Полтавченко, на сегодня в городе утверждены 67 проектов планировок территорий, включая 44 проекта комплексного освоения бывших промышленных зон и 23 проекта развития застроенных территорий. Это дает возможность построить 36,3 млн кв. м жилья. Среди самых крупных проектов — «Северная Долина», «Юнтолово», «Новая Ижора», «Славянка», «Балтийская жемчужина» и др. Заявлены к реализации и находятся в стадии разработки документации еще как минимум 83 проекта планировки территорий с объемом строительства жилья в 26 млн кв. м жилья. Среди них — город-спутник «Южный», «Большой Пушкин», «Новый Пушкин», «Новый Берег», «Муринский квартал», «Ново-Сергиево», «Ручьи», «Цветной город», «Планетоград».

«Чрезвычайно актуальный вопрос — обеспечение инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой осваиваемых территорий Петербурга, — продолжил губернатор. — Город просто не в состоянии взять на себя одновременную подготовку всех территорий. Городскому бюджету такая задача, скорее всего, будет посильна только в долгосрочной перспективе. И здесь есть два варианта развития событий. Первый — приостановить реализацию проектов, которые не обеспечены бюджетными ресурсами для создания инфраструктуры. Второй — принять достаточно непопулярное решение и предложить инвесторам осуществлять действительно комплексную застройку. На мой взгляд, второй вариант, при всей его жесткости, гораздо лучше отражает реальную действительность. Тем более что на федеральном уровне сегодня уже рассматриваются предложения по инфраструктурным сборам и налоговым льготам для тех строительных компаний, которые возводят социальные объекты за свой счет. Не дожидаясь, пока эти изменения будут окончательно закреплены в федеральном законодательстве, город совместно с компаниями-инвесторами определился с механизмами строительства и передачи в собственность Санкт-Петербурга социальных объектов».

При этом, по словам губернатора, власть ни в коей мере не отказывается от ранее взятых социальных обязательств. В соответствии с Адресной инвестиционной программой в этом году построено 5 школ. Достраиваются 7 детских садов, 3 поликлиники для взрослых.

«Какие-то социальные объекты мы будем создавать по схеме государственно-частного партнерства, — уточнил Георгий Полтавченко. — Тем более, что у нас есть немалый опыт такой совместной с бизнесом работы. Но в каждом конкретном случае такая схема должна быть хорошо продуманной и хорошо рассчитанной. Иначе ГЧП в «социалке» может привести к еще большему накоплению отложенных государственных бюджетных обязательств».

Губернатор также обратил внимание на то, что петербургский строительный развивается в близком соседстве с Ленинградской областью. Сейчас вблизи города на территории Ленобласти возводится, по меньшей мере, 20 крупных жилых комплексов. Масштабное строительство ведется в Кудрово и в Мурино, в числе растущих на глазах жилых массивов — «Осиновая Роща», «Новое Девяткино», «Новый Оккервиль». Эти жилые комплексы, несмотря на то, что находятся на территории соседнего субъекта Федерации, рассчитаны преимущественно на петербургский спрос. Заявленные объемы жилищного строительства на территориях, прилегающих к Петербургу, составляют не менее 16 млн кв. м.

Соответственно, общий объем жилищного строительства в петербургской агломерации (Санкт-Петербург и прилегающие районы Ленобласти) на период до 2025 г. составит порядка 80 млн кв. м, что рассчитано примерно на 2-2,5 млн человек.

«Это большой задел для работы строителей. Но это и колоссальная нагрузка на бюджеты обоих регионов по созданию современной инфраструктуры жилых кварталов», — сказал губернатор.

Георгий Полтавченко также подчеркнул, что государственная жилищная политика становится все более социально ориентированной. При этом ежегодная потребность обеспечения жильем льготных категорий граждан в Санкт-Петербурге составляет не менее 500 тыс. кв. м. И здесь встает острая проблема — отсутствие инженерно подготовленных территорий для жилищного строительства, участков застройки в собственности города.

«Комитетом по строительству сформирован перечень земельных участков для бюджетного строительства общей площадью около 2 млн кв. м на период до 2021 г., — сообщил градоначальник. — Но этого явно недостаточно. И мы приняли решение целый ряд участков по утвержденным сегодня проектам планировки отдать на торги под строительство жилья. Другую часть мы сохраним для городских нужд».

Не первый год также проводится совместная с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства работа по вовлечению в оборот федеральных земель. Сейчас в наличии два «пятна» общей площадью 340 га. На федеральном уровне сегодня решается вопрос об аукционах по предоставлению земельных участков Фонда РЖС по так называемой голландской схеме, которые проводятся на понижение цены. Еще одним инструментом создания государственного жилищного фонда, по сдовам губернатора, может стать включение в инвестиционные условия обязательств по передаче квартир в собственность города.

Масштабная реновация: от центра до окраин

«Отдельно остановлюсь на приоритетной, двуединой задаче сохранения и развития исторического центра, — продолжил Георгий Полтавченко. — Наш центр — это не только красивые и бесценные памятники архитектуры, это живой организм со своим уникальным ландшафтом, со своими застарелыми проблемами, прежде всего — с инженерией. И, самое главное, — это люди, которые живут далеко не в самых комфортных условиях».

Главную общую задачу губернатор СПб обозначил как «сохранение объектов культурного наследия с одновременным ремонтом или реконструкцией зданий, всей инженерной и дорожной инфраструктуры, а также благоустройством кварталов».

Градоначальник уточнил, что почти половина зданий в центре Санкт-Петербурга имеют износ от 20 до 40%, многие находятся в аварийном состоянии, а 80% процентов сетей водоснабжения и водоотведения служат более 40 лет. Поэтому, учитывая возможности бюджета города, из 7 наиболее нуждающихся в реновации территорий центра выбраны для начала только две — «Конюшенную» и «Северную Коломну — Новую Голландию».

«Хочу особо отметить, что столь масштабную задачу ни в городе, ни в стране в таких объемах и в таких условиях до сих пор никто не решал, — подчеркнул Георгий Полтавченко. — На пилотных территориях мы должны наработать новые алгоритмы, выверить каждый последующий шаг. Прежде всего, в обеспечении четкого взаимодействия всех участников процесса — собственников, государства, общественных, градозащитных организаций. При этом никто не снимает с нас ответственности за строгое соблюдение положений Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО».

В частности, программа нацелена на улучшение жилищных условий очередников, большая часть которых проживает в коммунальных квартирах. При этом нет речи «о провозглашении тотальной аварийности зданий и принудительном выселении из центра». Очередникам и собственникам будет предложена возможность временного переезда в созданный маневренный жилой фонд как в центре, так и в других районах города. Если кто-либо по доброй воле выкажет желание постоянно «прописаться» во временном жилище, такая возможность ему будет предоставлена. Остальные вернутся в старое жилье после его капремонта.

Губернатор сообщил, что для законодательного обеспечения реализации проекта, совершенствования региональных градостроительных норм в городском парламенте создана совместная рабочая группа, в которую вошли представители исполнительной и законодательной ветви власти, ведущие эксперты. В частности, этой группе предстоит разрешить противоречия, из-за которых действие градостроительных регламентов в зонах охраны частично отменил Верховный суд России. Предстоит уточнить режимы охраны с учетом границ исторического поселения и границ объекта всемирного наследия, определить четкие правила действий инвесторов и застройщиков.

Георгий Полтавченко также отметил, что вообще, в отличие от многих других регионов России, в Северной столице сегодня полностью сформирована градостроительная законодательная база. Принят Закон «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге». Утверждены Правила землепользования и застройки. У города есть свой генеральный план, в который, учитывая потребности сегодняшнего дня, готовятся серьезные изменения.

Еще одним внушительным резервом в использовании потенциала петербургского строительного комплекса, в создании нормальных жилищных условий для горожан градоначальник назвал реконструкцию так называемых хрущевок. В рамках программы «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурга», принятой в виде закона в 2008 г., городом заключены инвестиционные договоры с компаниями «Воин-В» и «СПб Реновация» на развитие 23 территорий в 9 районах города. Первые успехи — это расселение 5 домов первых массовых серий в Колпино и начало строительства многоквартирных домов в Красносельском районе для расселения соседних хрущевок. На очереди реновация кварталов в Кировском, Выборгском, Курортном и других районах города.

Проекты развития транспортной инфраструктуры

Первым среди проектов по развитию транспортной инфраструктуры, которые успешно реализуются, Георгий Полтавченко назвал Транспортный обход центра города. Реализация этого проекта обещает значительно улучшить ситуацию, увести транспортные потоки из исторической части мегаполиса и перераспределить их среди других районов. В этом году завершено строительство развязки на Пироговской набережной, набережных Обводного канала от Днепропетровской улицы до Атаманского моста. Строится развязка на пересечении проспекта Обуховской Обороны и набережной Обводного канала, тоннель на Синопской набережной. Продолжается строительство Западного скоростного диаметра. В этом году открыто движение на Северном участке, что позволило значительно улучшить транспортное сообщение с Курортным районом, обеспечить выход на федеральную трассу «Скандинавия». Активно идут работы по строительству самого сложного, центрального участка ЗСД. Его планируется завершить к концу 2016 г.

«Мы уделяем большое внимание развитию общественного транспорта, — также отметил губернатор. — В первую очередь, метрополитена, как наиболее массового и удобного для горожан. И здесь метростроители — наши главные союзники. В ноябре этого года был открыт вестибюль станции «Спасская». В первом полугодии 2015 г. запланирован ввод в эксплуатацию второго выхода станции «Спортивная». Рассматриваются варианты продления Юго-Западной линии метрополитена со строительством транспортно-пересадочного узла и депо «Юго-Западная». В процессе обсуждения создание новых видов общественного транспорта, которые смогут обеспечить полноценную работу нового терминала аэропорта «Пулково». Речь идет, в том числе, о продлении ветки метро и запуске скоростного трамвая — Аэроэкспресса».

По словам Георгия Полтавченко, финансирование строительства метрополитена значительно увеличилось. На ближайшие три года, начиная со следующего, его объем составит более 70 млрд руб. До 2020 г. планируется построить как минимум 12 новых станций.

Автор: Игорь ПАВЛОВ по материалам www.stroysoyuz.ru
Дата: 26.12.2013
«Федеральный строительный рынок» № 114
Рубрика: Промышленное и гражданское строительство




«« назад