Публикации »

Юлия Грачева: «Учитывать «зеленые» критерии становится необходимо»

Международные исследования указывают на глобальность тенденции «зеленого» строительства. Интерес к экономии ресурсов, экологичности сырья и продукции укрепляется среди участников строительной отрасли. Успешные мировые бренды сегодня живут и развиваются в гармонии с окружающей средой, а недвижимость, построенная в соответствии с экостандартами и применением экологически безопасных материалов, позиционируется в премиум-сегменте.

Производители и ритейлеры сходятся во мнении, что на рыночную востребованность продукта начинают влиять его экологические характеристики. Вместе с этим эксперты Совета по экологическому строительству в России (RuGBC Annual report 2010) отмечают, что одним из основных препятствий для развития экостроительства в нашей стране является недостаточное количество поставщиков экологичных материалов и отсутствие у большинства из них соответствующего сертификата. Об этом мы сегодня поговорим с Юлией Грачевой, директором Экологического Союза Санкт-Петербурга — разработчика и оператора системы добровольной экологической сертификации международного уровня «Листок жизни».

— Юлия Александровна, какие факторы сегодня влияют на формирование рынка зеленого строительства, строительных и отделочных материалов в России?

— Можно выделить несколько основных факторов: мировая тенденция экологически ориентированного развития; появление на российском рынке международных программ экологической сертификации зданий — LEED и BREEAM, а также российской программы «Зеленые стандарты»; заключение западными инвесторами соглашений и меморандумов об инвестициях только в «зеленые» проекты (ICSC, ICA, Dutch GBC, World Bank, IFC), как отмечают некоторые эксперты.

Но массовое появление «зеленых» жилых и коммерческих зданий возможно только при наличии рынка экологически безопасных материалов для строительства и отделки. Формированию этого рынка способствовало появление российских национальных стандартов для разных групп строительных и отделочных материалов. Такие стандарты, признанные в мире наравне со стандартами «Европейский цветок» (страны Евросоюза), «Северный лебедь» (страны Скандинавии), «Зеленый знак» (США), были предложены программой добровольной экологической сертификации «Листок жизни». Это послужило стимулом для производителей.

Помимо усиления роли международных и отечественных экологических стандартов на российском рынке, выпуск экологически безопасных строительных и отделочных материалов стимулирует растущее желание покупателей окружать себя продукцией, безопасной для здоровья. Например, результаты исследования, проведенного компанией «Таркетт» в России, показали, что экологичность — это один из приоритетных факторов для покупателей при выборе напольного покрытия.

Наряду с этим рынок «двигают» международные производители стройматериалов, представленные в России и успешно внедряющие экологические стандарты, инвестирующие в модернизацию своего производства. Еще один новый фактор — возрастающий интерес к зеленому строительству на государственном уровне.

— Что еще может выступить в роли локомотива внедрения экостандартов на строительном рынке?

— По нашему опыту мы видим, что привлечению внимания к этой теме и внедрению экологичных стандартов на практике способствует реализация крупномасштабных проектов. Как правило, это проекты с поддержкой государства. Например, подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи. Россия взяла на себя серьезные обязательства по подтверждению высокого уровня проектирования и строительства олимпийских объектов, соответствующего требованиям международных «зеленых» стандартов, в частности требованиям стандарта BREEAM. Одной из основных составляющих «зеленых» стандартов являются материалы, используемые при строительстве.

В 2010 г. наша организация разработала и апробировала для корпоративного «зеленого» олимпийского стандарта государственной корпорации «Олимпстрой» методику экологической оценки строительных материалов, которая успешно применяется при закупках для строительства олимпийских объектов в рамках подготовки Игр-2014.

Критерии экологичности, предъявляемые ГК «Олимпстрой», позволяют оценить используемые материалы по нескольким уровням — от «высшего» до «базового». Предварительная апробация применимости критериев на реальных поставщиках показала, что порядка 15% имеющихся на рынке материалов может соответствовать требованиям. В числе этих экокритериев — использование вторичного сырья при производстве, отсутствие канцерогенных, мутагенных веществ в составе продукции, ограничение использования хлорированных соединений, внедрение на производстве системы экологического менеджмента, наличие энерго- и ресурсосберегающих технологий на производстве и др. При этом наличие у продукции экологической маркировки 1-го типа (ИСО 14024) имеет высокий приоритет и является достаточным условием соответствия требованиям экологичности поставщиков материалов для олимпийских объектов. Примером такой экомаркировки служит «Листок жизни». Он учтен в корпоративном «зеленом» стандарте «Олимпстроя». Такой подход является международной практикой и активно используется в странах Евросоюза и Азии в системе государственного заказа. Применение такого подхода во всех российских мегапроектах может стать тем самым локомотивом для развития рынка экологичных стройматериалов.

Также позитивную роль в формировании «зеленого» будущего строительной отрасли играют профессиональные площадки и сообщества, отраслевые форумы и СМИ. За последние несколько лет экологичность строительных и отделочных материалов стала чаще обсуждаться на авторитетных российских деловых форумах — ProEstate в Санкт-Петербурге, MosBuild в Москве — и отраслевых конкурсах — «Green Awards», фестивале «Зеленый проект». Во многих специализированных СМИ появились постоянные рубрики об экостроительстве. Внимание к экологическим критериям стройматериалов со стороны разных участников рынка — это знак начавшегося преобразования российского рынка стройиндустрии.

— «Зеленое строительство», «эко-дом», «зеленые технологии», «экологичное производство» – что стоит за этими определениями? Как сегодня оценивается экологичность строительных и отделочных материалов?

— На сегодняшний день в России еще бытует мнение, что экологически безопасным может считаться материал, который не выделяет токсичных и раздражающих веществ, то есть безопасен для здоровья человека в эксплуатации. Согласно международным нормам, экологически безопасными можно назвать только те материалы, которые не просто безопасны для человека, но и не оказывают негативного воздействия на окружающую среду при их производстве, эксплуатации и утилизации, то есть на протяжении всего жизненного цикла. Существенную часть вредного воздействия на наше здоровье мы получаем также от процесса производства, которое при неэкологичном подходе загрязняет воздух, воду и почву. Поэтому, если производитель выпускает качественный продукт с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и при этом использует устаревшие «вредные» технологии, то подобный продукт не может называться экологически безопасным. Именно такой подход к оценке экологичности стройматериалов принят во всем мире.

Сегодня контроль экологической безопасности материалов осуществляется на уровне государственных надзорных органов (посредством обязательной санитарно-гигиенической экспертизы), а также органами добровольной экологической сертификации. Экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы подтверждает соответствие продукта требованиям государственных стандартов по соблюдению предельно допустимых концентраций (ПДК) опасных веществ. Этот перечень на данный момент существенно усечен по сравнению с перечнем прежних ГОСТов или СанПиНов для каждого конкретного вида продукции. Например, ранее при проверке линолеума учитывались 26 показателей, а сейчас осталось всего четыре. Перечень веществ сократился, в частности, с принятием Единых требований Таможенного союза. Кроме того, введено такое понятие, как уровень допустимой миграции в воздух внутри помещений, который чаще всего оказывается выше, чем установленная ПДК (по формальдегиду — 0,01 мг/м3 вместо ПДК 0,003 мг/м3).

Государственная экспертиза проводится только по отношению к свойствам продукции и не учитывает ее жизненный цикл. Поэтому производители-лидеры проходят добровольную экосертификацию, чтобы подтвердить девелоперам, застройщикам и частным покупателям экологические преимущества своей продукции.

Например, стандартная процедура сертификации по программе «Листок жизни» включает в себя оценку продукта по расширенному списку опасных веществ, который, кроме государственных нормативов, учитывает требования международных обязательных и рекомендательных документов, международных конвенций об опасных загрязняющих веществах. Помимо этого, проводится анализ рецептуры продукта и аудит производства на соответствие требованиям российского природоохранного законодательства и международным требованиям, обозначенным в стандартах «Листка жизни». В результате того, что система «Листок жизни» вошла в Международную программу взаимного доверия и признания GENICES, российские производители, обладающие данной экомаркировкой, могут получить экомаркировку других международных программ по упрощенной схеме. Последнее помогает отечественным компаниям продвигать продукцию на мировой рынок. В методическом реестре «Листка жизни» насчитывается 14 стандартов, являющихся российским «ноу-хау» в области экологической оценки продукции на основе анализа жизненного цикла. Сегодня на отечественном рынке строительных и отделочных материалов экологическим требованиям международного уровня уже соответствует более 100 наименований продукции. В их числе гипсокартон, теплоизоляционные и звукоизоляционные материалы, напольные покрытия (линолеум, ламинат).

— Проводит ли Экологический Союз мониторинг ситуации на рынке строительной продукции и отделочных материалов? Какие экодостижения в этой отрасли вы можете выделить?

— К 2013 г. в развитии рынка экологически безопасных материалов для строительства и отделки появились существенные позитивные результаты. Наиболее оптимистичные из них — это формирование у производителей экологического сознания под влиянием рыночных факторов. Сегодня компании-лидеры рынка внедряют инновационные «зеленые» технологии производства по основным экологическим аспектам — выбросы в воздух, сбросы сточных вод и образование отходов. Особое внимание уделяется рациональному использованию природных ресурсов и технологиям рециклинга отходов, выбору качественных и экологически безопасных сырьевых компонентов и подбору рецептуры в пользу экологичности продукции. Например, на рынке уже есть бесфенольный линолеум.

Девелоперы и архитекторы стали руководствоваться экологическими критериями продукции наряду с ее качеством и дизайном. На рынке появляется спрос на инструменты по оценке экологичности продукции — системы добровольной экологической сертификации (на основе международных стандартов ISO 14024, ISO 14025). Появились новые инструменты такой оценки, например, экологическая декларация продукта (EPD), которая широко применяется на Западе.

На государственном уровне в начале 2013 г. премьер-министром Дмитрием Медведевым была обозначена необходимость учитывать «зеленые» критерии в рамках государственных закупок. Этот пункт учтен в Федеральном законе РФ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Следует отметить, что в Европе требования, предъявляемые государством к зеленой продукции, соответствуют критериям экомаркировки I типа (ISO 14024) и считаются важным рычагом «зеленой» экономики. Доля «зеленых» закупок (GPP) с 2011 по 2012 г. выросла в Европе до 55%, с 29% за аналогичный период с 2009 по 2010 г.

Со вступлением России в ВТО есть вероятность гармонизации требований к экологической безопасности продукции на государственном уровне, в то время как сейчас за этим следят органы по добровольной сертификации. Те же компании, которые уже сегодня переходят на соответствие мировым стандартам, в будущем будут испытывать меньше проблем при выходе на мировой рынок. В качестве яркого примера можно привести рынок продовольственной продукции: по европейскому законодательству вся продукция, которая позиционируется как экологичная (эко-, био-, органик), должна иметь соответствующие сертификаты.

— Какие сдерживающие факторы нам необходимо преодолеть для того, чтобы тенденция «зеленого» развития охватила больше участников рынка?

— По-прежнему остро стоят вопросы экологической осведомленности и культуры среди покупателей и производителей. Многие производители ориентированы на краткосрочную прибыль и не намерены перестраивать процесс производства, обосновывая это высокими капитальными затратами и считая достаточным соответствие продукции существующим государственным нормативам. В изменении ситуации может помочь системная государственная поддержка, в частности, в установлении приоритета экологических критериев при госзакупках. Еще одна системная проблема, также характерная для всего российского рынка в целом — гринвошинг, то есть экологичное позиционирование компании или товара или услуги без достаточных для этого оснований, что подрывает доверие потребителей и тормозит развитие отрасли. Если в этих направлениях будут положительные изменения, мы увидим на рынке больше качественных и экологически безопасных строительных и отделочных материалов.

Автор: Интервью подготовлено при содействии пресс-службы НП «Экологический Союз Санкт-Петербурга»
Дата: 05.12.2013
«Федеральный строительный рынок» № 113
Рубрика: Экология




«« назад