Публикации »

Проектировщики видят новые векторы развития системы СРО

Проходившая 30 октября в Санкт-Петербурге окружная конференция членов Национального объединения проектировщиков (НОП) по СЗФО показала: развитие системы СРО продолжается, ведется поиск решений, ответов на злободневные вопросы.

Президент НОП Михаил Посохин в своем выступлении подчеркнул: одна из идей саморегулирования на этапе его становления заключалась в том, что как национальное объединение, так и саморегулируемые организации должны принимать участие в решении профессиональных вопросов, связанных с проектным сообществом.

— Однако сегодня мы фактически являемся лишь консультантами, — сетовал Михаил Посохин. — К нам, конечно, обращаются, потому что не могут не обратиться к профессионалам. И мы пишем свои рекомендации. А дальше их либо принимают Минрегион или Минэкономразвития, либо не принимают. Мы выступаем за то, чтобы законодательно закрепить участие как национального объединения, так и местных организаций в деятельности тех органов, которые реализуют властные функции и где принимаются окончательные решения — это в первую очередь Госдума, Аппарат правительства РФ и Аппарат Президента РФ».

Глава НОП также высказался за принятие консолидированных решений по реформированию действующей системы саморегулирования и предложил выступить с инициативой по изменению двух основных для строительной сферы федеральных закона — 315-ФЗ и Градостроительного кодекса РФ:

— Необходимо потребовать, чтобы профессионалы принимали непосредственное участие в решении вопросов своей сферы. И законодатели должны принимать во внимание наше мнение. Следующим важным вопросом для нас является ведение национальным объединением реестра СРО и принятие участия в решении вопроса при присваивании статуса СРО на законодательном уровне.

По мнению выступавшего, национальные объединения должны получить полномочия по операционному ведению реестра СРО, который будет содержать информацию как о саморегулируемых организациях, так и об их членах. При этом, по словам Михаила Посохина, «мы можем быть как самостоятельными операторами этого реестра, так и вести его совместно с Ростехнадзором — это ведомство с функцией ведения реестра СРО сейчас не справляется».

Руководитель аппарата НОП Антон Мороз указал, что постоянная законотворческая работа является одним из приоритетных направлений нацобъединения и в плане совершенствования системы саморегулирования предполагается внести изменения в ряд законов, которые должны быть приняты до 1 января 2014 г. Этот срок, по словам Антона Мороза, дан на совершенствование законодательства, «работу над ошибками».

Председатель комитета по совершенствованию тендерных процедур и инновационной деятельности НОП Сергей Чижов в докладе «Федеральная контрактная система как механизм развития экономики регионов» критически проанализировал положения ФЗ-94, вскрыв связанные с ним проблемы. Как отметил выступавший, для того чтобы новый закон заработал с нового года в полную силу, уже сегодня нужно организовывать отработку механизмов эффективного взаимодействия в рамках новых правовых реалий. Для совершенствования правовых механизмов в дополнение к новому 44-ФЗ вносятся изменения в закон № 135 «О защите конкуренции».

Член совета НОП, председатель комитета по технологическому проектированию объектов производственного назначения Игорь Мещерин в докладе «Основные направления совершенствования деятельности главных инженеров проекта (ГИП)» также отметил тревожную ситуацию, при которой правительственные документы принимаются без участия сообщества проектировщиков, и предложил законодательно оформить статус ГИПов, вернуть утраченный престиж профессии инженера, более тщательно интегрироваться в меняющуюся бизнес-среду и учитывать опыт зарубежных коллег в становлении индустрии инжиниринга.

По его оценке, инжиниринг на 80–90% состоит из проектных работ: подготовка совместно с заказчиком технического задания, прединвестиционные исследования, разработка проектной документации и рабочей документации. Оставшиеся 10–20% — это функции проектировщика по реализации проекта. Сюда входят: сбор исходных данных и обследования, авторский надзор, выбор оборудования, подготовка технологических регламентов, участие в пуско-наладочных работах, подготовка документации, ввод в эксплуатацию, обучение персонала заказчика. Практически все проектные организации, входящие в состав НОП, в той или иной форме выполняют указанные инжиниринговые работы, отметил Игорь Мещерин. Он также выразил обеспокоенность ситуацией, когда ряд функций, которые по классической схеме входили в компетенцию сферы ответственности проектанта-инженера, либо искусственно изъяты и переданы третьим лицам, либо полномочия проектанта значительно сокращены. В результате проектные организации утрачивают квалификацию для выполнения полного комплекса работ. Между тем, из-за неточности определений создается почва для возникновения конфликта интересов между проектными и инжиниринговыми компаниями.

Автор: Константин Багряный
Дата: 05.12.2013
«Федеральный строительный рынок» № 113
Рубрика: Отраслевая реформа




«« назад