Информационная открытость СРО: в ногу со временем
Федеральный закон об информационной открытости СРО стал реальностью, вступив в силу. Какое влияние он может оказать на развитие института саморегулирования и иные аспекты экономики страны? Сегодня, в век информационных технологий, государство должно создавать и развивать новые возможности для доступа к информации и обмена ею с бизнесом и обществом. Как отметил Президент РФ Владимир Путин, во всех развитых странах все шире применяется концепция «Открытое правительство», которая основана на вовлечении граждан в текущую работу институтов власти. Также в России набирает обороты система «Электронное правительство» (e-government), созданная с целью повышения эффективности и прозрачности работы государственного аппарата. По оценкам экспертов, единообразность, открытость и оперативность размещения информации на официальных сайтах СРО увеличит прозрачность института саморегулирования. Существенно повлияют на деятельность СРО и установленные законопроектом сроки размещения информации. Так, в течение пяти дней изменения о составе членов и другая немаловажная информация должна найти отражение на официальном сайте саморегулируемой организации. Неисполнение данного требования, в соответствии с законом, может повлечь применение штрафных санкций. Федеральный закон № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций» установил единые требования к ведению реестра членов СРО, а также перечень сведений, находящихся в открытом или ограниченном доступе. Через год после опубликования закона вступят в силу нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию предоставляемой информации. Информоткрытость и ФКС Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» будет регулировать отношения по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и заменит пресловутый 94-ФЗ. Федеральный закон от 07.06.2013 № 113-ФЗ ««О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций» применяется к отношениям, связанным с требованием подробного информирования саморегулируемыми организациями о своих членах, в частности об их квалификации, а в некоторых случаях о своей финансовой состоятельности посредством размещения информации в сети Интернет. Хоть прямых отсылочных норм друг на друга данные законы не содержат, их комплексное применение и дальнейшее развитие должно способствовать становлению более прозрачных закупочных процедур для госнужд. При этом, как указывают эксперты, будущее за электронными способами проведения торгов. В рамках федеральной контрактной системы (ФКС) должны развиваться формы электронных закупок и, по мере освоения технологий заказчиками всех уровней, должен увеличиваться их объем. Но аукционы сами по себе, обычные или электронные, нельзя считать главным инструментом размещения заказа. Аукцион — самая негибкая из процедур, когда оценка происходит пусть по самому объективному, но единственному критерию — цене. В проекте закона форма электронных аукционов остается, сохраняется и порядок определения перечня товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только через аукционы. Актуален и вопрос демпинга, поэтому закон предусматривает создание центра ценовой информации, осуществляющего постоянное исследование рыночной конъюнктуры. Этот центр должен дать заказчику инструмент не только определения начальной цены контракта, но и выявления заявок с аномально низкой ценой. В случае подачи подобной заявки есть предложения наделить заказчика правом ее отклонить по специальной процедуре. Решение об отклонении будет публиковаться заказчиком на официальном сайте о размещении заказа. Одним из инструментов для решения этой важной задачи, по мнению экспертов, может стать доступная и популярная электронная площадка, объединяющая в едином информационном пространстве всех участников строительства. Другие действенные инструменты еще предстоит определить. На сегодняшний день госзаказчик, как в рамках 94-го закона, так и в рамках ФКС, должен анализировать информацию лишь на основании документов, полученных от самого претендента на выполнение той или иной работы. Именно эти аспекты должны стать предметом заботы строительных СРО. В качестве первого шага специалисты предлагают повысить ответственность каждого за свой конкретный участок работы. Стандарты открытости Как полагают эксперты, после вступления в действие закона в области информационной открытости необходима разработка общего стандарта саморегулируемых организаций. «Целью разработки стандарта является установление единого подхода к раскрытию информации СРО, а именно — к составу, способам, форме и порядку опубликования документов и сведений, подлежащих раскрытию в соответствии с требованиями действующего законодательства и требованиями стандарта, — поясняет председатель комитета НОСТРОЙ по информационной политике, руководитель рабочей группы по разработке предложений в области информационной открытости деятельности СРО, их национальных объединений и органов надзора за деятельностью СРО при совете ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской деятельности Артур Трапицын. — При этом под раскрытием информации в стандарте необходимо понимать обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение». Сегодня в этом направлении уже сделаны первые шаги. По оценке Артура Трапицына, информационной открытости СРО будет также способствовать создание единого реестра членов саморегулируемых организаций. Ведение такого реестра предусматривается как единая точка раскрытия информации, что обеспечит полноту, своевременность и оперативность, как раскрытия информации, так и получения такой информации потребителями различных категорий, включая государственных и муниципальных заказчиков
Автор: Дмитрий Иванов Дата: 05.12.2013 «Федеральный строительный рынок» № 113 Рубрика: Отраслевая реформа |