Публикации »

Большой Париж: основу создает транспортная инфраструктура

Одним из ключевых событий в рамках деловой программы, организованной для российских журналистов, приглашенных международной выставкой BATIMAT 2013 (Франция), стала презентация проекта «Большой Париж», направленного, прежде всего, на масштабное развитие транспортной инфраструктуры региона Иль-де-Франс. Протяженность единой сети ускоренного рельсового транспорта столицы и пригородов к 2030 г. увеличится на 200 км — практически на сегодняшнюю длину линий Парижского метрополитена.

Проектом «Большой Париж» в России активно стали интересоваться почти сразу после его появления, поскольку возникла идея создания Новой (Большой) Москвы. Например, главный экономист Корпорации Большого Парижа Жан-Клод Праже был приглашен на экономическую конференцию «Леонтьевские чтения — 2013», на которой заявил, что речь идет о самом значительном проекте, реализуемом как во Франции, так и в Европе в целом за последние полвека.

Интересно, что французами в развитии агломерации мегаполиса сделан именно железнодорожный акцент. В России о подобном сегодня пока задумываются, опять же, только в Москве, хотя транспортные проблемы остро стоят и в других городах-миллионниках.

В рамках BATIMAT 2013 презентацию проекта провел директор канцелярии Корпорации Большого Парижа Александр Миссоф. Он сообщил, что корпорация является государственной организацией, которая создана специальным законом в 2010 г., чтобы содействовать развитию системы общественного транспорта в регионе Иль-де-Франс, т. е. в Париже и его пригородах. К компетенции корпорации также относятся смежные вопросы, относящиеся к городскому благоустройству, хотя в целом проект «Большой Париж» значительно шире, включает в себя жилищное строительство и т. д.

«Большой Париж — это градостроительный, социальный и экономический проект национального значения, который объединяет большие стратегические территории региона Иль-де-Франс. Этот проект основывается на базе создания транспортной сети для пассажирских перевозок», —указывается в презентации.

Население региона Иль-де-Франс, включая Большой Париж, составляет 11,8 млн, или 19% жителей европейской части Франции. Территория — 12 тыс. кв. км (80% занимают сельскохозяйственные угодья, лесные хозяйства и природные заповедники). Административно-территориальные образования: 1 регион, 8 департаментов (включая Париж), 1281 коммуна (городские и т. д. поселения).

Глобальность проекта характеризуется прежде всего исключительным объемом инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры: 32 млрд евро, из них 23,5 млрд на транспортную сеть Большого Парижа. В том числе, открытость столичного региона международному рынку повысится благодаря созданию системы прямого сообщения с аэропортами и вокзалами посредством высокоскоростных поездов TGV.

Характеристики создаваемой сети: строительство 200 км линий рельсового транспорта и 72 вокзалов (генподрядчик — Корпорация Большого Парижа); создание пересадочного сообщения с существующим линиями трамвая, метро, пригородных электропоездов и регионального экспресса RER, с вокзалами TGV, с аэропортами Руасси, Орли и Ле Бурже; коммерческая скорость поездов —60 км/ч, максимальная скорость — 110 км/ч, сокращенный интервал между поездами — от 85 секунд.

«Сам по себе Париж по территории в 20 раз меньше, чем сегодняшняя Москва, — уточнил Александр Миссоф. — И плотность населения в нем так высока, что дальше город может развиваться только в пригороды. И сейчас существует некий дисбаланс между самим Парижем, который, конечно, очень сильно экономически развит, и остальным регионом, где множество муниципальных образований, которые сами по себе не имеют никаких экономических шансов брать на себя такие проекты. Этот дисбаланс и был отражен в том развитии транспорта, которое происходило до сих пор».

Метро, разумеется, изначально строилось в черте города. В 70-х годах в пригородах начала активно развиваться сеть ускоренных электричек (RER), линии которых все пересекаются в центре Парижа. Соответственно, чтобы добраться из одного пригорода в другой, все равно надо проехать через центр столицы. И городское благоустройство выстраивалось вдоль этих линий, мало затрагивая остальные территории.

Для справки: сегодня RER насчитывает 257 станций (из них 33 в границах Парижа), длина линий — 587 км, в том числе 76,5 км под землей. Ежедневно системой пользуются в среднем 1,8 млн пассажиров.

«Проект «Большой Париж» — это идея создать многополярный регион, где несколько центров развития, — сказал Александр Миссоф. — Показанные на карте 200 км новых линий почти равны протяженности всех линий метро современного Парижа. Причем в основном они не затронут центр столицы, будут построены вокруг».

Проводились специальные исследования, какие части Иль-де-Франса должны быть связаны между собой, чтобы усилить их развитие и повысить уровень их идентичности. Суть же проекта, по словам Александра Миссофа, в том, чтобы из любой «узловой» точки региона за 15-20 минут можно было доехать «до самых главных точек». Важно также, что в результате диалога с местной властью население получит и долгожданную кольцевую линию электричек. Она, делая круг по пригородам, будет пересекаться со всеми транспортными линиями, которые ведут в центр, но позволит ездить из пригорода в пригород и минуя Париж.

На территориях, получивших хорошую транспортную доступность, станут развиваться инновационно-промышленные и научные кластеры, появятся новые культурные центры.

«Например, размер государственных инвестиций в «красную» линию, идущую на север, составляет около 3 млрд евро, — комментировал Александр Миссоф. — Но частные инвесторы настолько заинтересовались проектом, что размер инвестиций уже составил 8 млрд евро. Это строительство и жилых кварталов, и центров досуга, и других объектов инфраструктуры. Государственные инвестиции, вкладываемые в развитие какой-либо территории, во Франции привлекают мощные частные инвестиции».

Докладчик также уточнил, что параметры проекта «Большой Париж» «превосходят те нужды, которые существуют сейчас», т. е. рассчитаны на долгосрочную перспективу, «на опережение». Например, можно будет увеличить и среднюю скорость движения поездов, и количество вагонов в составах.

«Транспортное развитие лежит в основе современного экономического и социального развития, — подчеркнул Александр Миссоф. — Проект предусматривает также, в том числе, ежегодное строительство 65 тыс. квартир. В Париже и регионе очень серьезный кризис с жильем. Сейчас около 300 тыс. человек стоят в очереди на получение социального жилья. Чтобы ситуация не ухудшалась, ежегодно надо строить 35 тыс. квартир, сейчас еле удается построить 30 тыс.».

В общеэкономических показателях рост благосостояния региона с реализацией проекта «Большой Париж» оценивается примерно в 80 млрд евро.

Автор: Сергей Александров
Дата: 05.12.2013
«Федеральный строительный рынок» № 113
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад