Публикации »

Рынок строительной техники: посткризисные тренды

Сегодня эксперты указывают на две основные составляющие роста рынка строительной техники — увеличение ее производства на территории РФ и увеличение доли импорта.

Повод для оптимизма

Отечественные производители удерживают хорошие позиции, увы, только в отдельных сегментах — таких, как бульдозеры, автогрейдеры. Иностранные бренды фактически доминируют в таких направлениях, как полноповоротные экскаваторы и экскаваторы-погрузчики, фронтальные и телескопические погрузчики. Например, доля рынка полноповоротных экскаваторов, принадлежащих отечественным производителям, составляет не более 13%. Принимая во внимание то, что почти половина производимых в России экскаваторов — это «отверточная» сборка на предприятиях зарубежных брендов (в первую очередь, Komatsu и Caterpillar), общая доля отечественного производителя в данном сегменте слишком мала, чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос. Не секрет, что российское машиностроение тяжело перенесло кризис. Сегмент строительной техники не стал исключением. Общее кризисное падение производства составило около 80%, и несмотря на третий год положительных приростов в настоящее время выпускается не более половины от докризисного уровня.

Впрочем, нынешний год дает надежду на дальнейший рост производства. Возможно, по основным видам техники (экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры) выпуск составит 6,3–6,5 тыс. машин (прирост порядка 25%). Но проблема в том, что импорта все равно будет больше. Может быть, перевес и не станет таким вопиющим, как в прошлом году, когда объем импорта превысил объем собственного производства в три раза, но в любом случае стоит ожидать дальнейшего наплыва на российский рынок зарубежной техники.

Многие говорят о сдерживающем факторе — утилизационном сборе для строительной техники, что увеличит стоимость импортных машин и, как следствие, предоставит возможность развитию российского производства.

По прогнозам экспертов Global Reach Consulting, в 2013–2015 гг. производство будет расти на 6,4–18,7% в год. Такая оценка основывается на том, что техника, которая находится сейчас на вооружении строителей, дорожников и коммунальных структур, характеризуется высоким уровнем износа. Хотя, например, Союз машиностроителей России предвидит дальнейшее снижение производства экскаваторов и башенных кранов. В январе — июне 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. падение составило: по башенным кранам — на 10,3%, по экскаваторам — на 11,6%. Снижение темпов роста производства башенных кранов объясняется тем, что половина отечественных предприятий была вынуждена прекратить выпуск продукции. Уменьшение выпуска экскаваторов связано с тем, что сократили объемы производства ГУП «Омский завод транспортного машиностроения» (на 83,1%) и ОАО «САРЭКС» (на 75,3%), остановил конвейер и Златоусский экскаваторный завод (ОАО). Вместе с тем наметился интересный тренд — аналитики полагают, что дороговизна импортной техники и комплектующих заставит подрядные компании обратить внимание на модели производства стран СНГ. Рынок строительной техники России, да и в целом СНГ, является импортозависимым.

Заграница нам поможет

Статистическая информация о соотношение импорта и производства спецтехники в РФ в 2007–2012 гг. демонстрирует возврат к докризисным объемам ввоза. Как и прежде, в Россию поступает строительная техника из разных регионов мира. На 25% импорт состоит из японских машин, еще на 20% — из китайских, примерно столько же — из корейских.

Хорошо известными и занимающими прочные позиции зарубежными игроками на рынке дорожно-строительной техники в РФ являются производители США и Китая. Новый серьезный участник рынка — Южная Корея, доля которой быстро растет в последнее время. Укрепление ее позиций легко объяснимо: это высокоразвитая индустриальная страна, а южнокорейская продукция отличается стабильно высоким качеством и разумными ценами.

«Да, действительно, корейская техника в последнее время благодаря применению новых технологий и грамотной политике южно-корейских специалистов по усилению своей научно-технической базы производства и проектирования выходит в лидеры по производству и продаже», — поясняет генеральный директор компании «Хендэ ЦМТ» (официального дилера по продаже техники и сервисному обслуживанию) Олег Ильин.

Востребованность продукции японских и американских производителей вряд ли может вызвать у кого-нибудь удивление, учитывая высокий уровень культуры производства и большое значение, придаваемое техническим инновациям. Что касается китайской дорожно-строительной техники, то сегодня нужно сказать, что, во-первых, китайские производители все время работают над повышением качества своей продукции, а во-вторых, используют в своей технике узлы, произведенные европейскими и американскими компаниями, что положительно сказывается на ее надежности и повышает привлекательность для потребителей.

Доли производителей из Великобритании (около 10% от всей зарубежной продукции) и Германии (примерно столько же) не очень большие, но достаточно значительные. Каждый из остальных экспортеров в лучшем случае укладывается в считанные единицы процентов. Что касается экспансии на российский рынок белорусских производителей, то их присутствие, конечно, заметно, но из-за дефицита статистической информации нельзя назвать точную цифру.

Зигзаги конкуренции

Несмотря на существующие проблемы развития отрасли и в целом российского рынка спецтехники, многие крупные отечественные компании по-прежнему полагают, что невозможно конкурировать с мировыми лидерами, работая только на российском рынке. Так, «Группа ГАЗ» позиционирует дивизион «Спецтехника» как глобального игрока. Согласно стратегии компании, она должна войти в топ-20 мировых производителей среди передовых универсальных компаний, а к 2016 г.
попасть в десятку лидеров.

С другой стороны, важнейшим фактором, определяющим тенденцию повышения доминирования импортеров на российском рынке спецтехники, является то, что отечественные заводы пока не могут предложить потребителю широкую продуктовую линейку необходимой техники. Отстает от спроса производство бульдозеров, не хватает катков для дорожного строительства, а также мини-погрузчиков. Ограничен и спектр типоразмеров. Например, ОАО «Тверской экскаватор», входящий в «Группу ГАЗ» и являющийся одним из лидеров среди производителей в своем сегменте, выпускает три типоразмера техники из шести представленных на рынке. В целом российские предприятия исторически развивают свою специализацию с акцентом на двух-трех видах техники с небольшим количеством модификаций.

В то же время зарубежные компании с диверсифицированным производством выходят к покупателям с полным продуктовым портфелем, в котором насчитывается от восьми до пятнадцати позиций техники всех модификаций.

По мнению экспертов, развитию долгосрочных стратегий обновления и расширения модельного ряда в разных ценовых диапазонах дилерских и сервисных сетей мешает раздробленность отрасли. Поэтому крупные российские промышленные компании, стремясь в кратчайшие сроки завоевать позиции на перспективном рынке дорожно-строительной техники, постепенно начинают претворять в жизнь процессы консолидации активов.

День грядущий

В начале 2013 г. строились предположения, что производство, находясь до сих пор на низком уровне от своего потенциала, должно набрать еще более внушительные обороты роста, однако дальнейшее развитие показало, что стоит ожидать умеренных результатов. С большой долей вероятности производство дорожной техники вырастет не более чем на 25%, то есть слабее, чем в 2011 г.

По оценкам аналитиков, хороших новостей следует ждать от сегмента экскаваторов, так как он «просел» в прошлом году, и этих машин будет не хватать. К тому же именно в этом сегменте появился новый сильный игрок — яро-славский завод Komatsu. У него хорошие перспективы, поскольку российский потребитель привык больше доверять импортным брендам. И теперь появится возможность не только покупать продукцию, выпущенную по зарубежным технологиям, но и ремонтировать ее на месте. Как поведет себя импорт, сказать сложно, поставки и так увеличиваются год от года. Разумеется, прирост импорта будет положительным и в нынешнем году. Основным элементом развития и повышения конкурентоспособности компаний по-прежнему будет цена, ремонтодоступность техники, а также качественный сервис.

Если попытаться предсказать дальнейшее развитие рынка дорожно-строительной техники, то необходимо принять во внимание, какие масштабные стройки ведутся в нашей стране или планируются на ближайшую перспективу. Наиболее активно строительство в последнее время велось и ведется в районе Сочи в связи с подготовкой к Олимпийским играм. В последующие годы ожидается значительное увеличение объемов строительства платных дорог и федеральных автотрасс в связи с подготовкой к другому важному международному спортивному мероприятию — чемпионату Европы по футболу в 2018 году. Не стоит также забывать о расширении Москвы, о планах Правительства РФ по развитию курортных зон на Северном Кавказе, об освоение новых месторождений полезных ископаемых в Сибири (что подразумевает строительство новых нефте- и газопроводов), наконец, о масштабных планах по развитию Дальнего Востока, о которых часто говорится в последнее время.

Понятно, что все эти грандиозные стройки подразумевают как строительство собственно на местах, так и совершенствование транспортной инфраструктуры в масштабе всей страны. В связи с этим перспективы рынка строительной и дорожно-строительной техники (как зарубежного, так и отечественного производства) предстают в радужном свете. Однако жизнь, как водится, может внести свои коррективы.

Автор: Дмитрий Лазарев
Дата: 16.10.2013
«Федеральный строительный рынок» № 112
Рубрика: Спецтехника




«« назад