Публикации »

«Подземный дом» у Москвы-реки улучшит энергообеспечение

«ФСР» посетил участок кабельно-воздушной линии 220 кВ на глубине 26 м под Москвой-рекой, реконструируемый Московской объединенной электросетевой компанией (МОЭСК). Несмотря на то, что в ходе осмотра не было обнаружено предполагаемых следов библиотеки Ивана Грозного, мы убедились, что новый объект благодаря уникальности геологических и инженерно-технических условий проведения работ может претендовать на то, чтобы именоваться шедевром строительно-монтажного искусства.

Как отметили представители компании МОЭСК (ОАО), в настоящее время продолжается реконструкция кабельно-воздушной линии 220 кВ «Матвеевская — Пресня 1, 2», которая позволит обеспечить более надежное электроснабжение москвичей, прежде всего с расчетом на районы новой застройки.

Данный участок был введен в эксплуатацию более 30 лет назад, в 1982 г. Длительно допустимая нагрузка по кабельно-воздушной линии (КВЛ) 220 кВ «Матвеевская — Пресня 1, 2» составляла 460 ампер. В настоящее время пропускная способность, как линий, так и питающих центров, в данном районе Москвы технологически ограничена. Работа, которую ведет МОЭСК совместно с городской властью по раскрытию питающих центров на данном участке, направлена на увеличение пропускной способности питающих центров для удовлетворения потребностей предприятий и жилых домов в поставляемой электроэнергии. Так, после реконструкции длительно допустимая нагрузка по КВЛ возрастет более чем в 2 раза — до 1000 ампер.

Кроме того, инвестиции в реконструкцию КВЛ 220 кВ «Матвеевская — Пресня 1,2» вызваны высокой степенью морального и физического износа кабеля, кабельной арматуры, сооружений кабельной линии, а также оборудования вторичной коммутации.

Проект реконструкции кабельного участка КВЛ 220 кВ «Матвеевская — Пресня 1, 2 цепь» от переходного пункта (ПП) 203 до подстанции (ПС) «Пресня» с увеличением пропускной способности до 1000 ампер был разработан и финансируется в рамках инвестиционной программы Высоковольтных кабельных сетей (ВКС) — филиала МОЭСК. Как пояснил нашему корреспонденту заместитель директора ВКС по капитальному строительству Дмитрий Иванов, стоимость проекта реконструкции КВЛ оценивается приблизительно в 300 млн руб., а срок коммерческой окупаемости, согласно технико-экономическому обоснования инвестпрограммы, составит около 25–30 лет.

Генеральным подрядчиком по объекту выступила дочерняя компания МОЭСК — ОАО «Москабельсетьмонтаж». Проектирование реконструкции было возложено на ведущий проектный институт, осуществляющий комплексное проектирование энергосетевых объектов Москвы и Московской области, — ООО «ЦентрИнжЭнергоПроект» (ООО «ЦИЭП»), аффилированный со структурами ЗАО «Интертест».

Как отметил Дмитрий Иванов, специфика данных работ такова, что специалистов по прокладке кабеля и монтажу кабельных муфт мало, обучение и получение допуска на проведение монтажных работ в этой сфере очень дорогостоящее, рынок очень ограниченный. В связи с этим круг подрядных организаций, которые в состоянии выполнить подобные работы, очень ограничен.

Подрядные работы на участке проводились компаниями Производственно-строительная фирма «Спецмонтажкабельстрой» (ООО) и «Трансстройтоннель-99» (ЗАО). По словам заместителя главного инженера «Трансстройтоннель-99» Николая Реннерта, кабельная линия проходит по сложной трассе: пересекает реку Москву, Кутузовский проспект, улицы Кульнева, 1812 года, Дениса Давыдова, Генерала Ермолова, а также Киевское направление Московской железной дороги и Филевскую линию метрополитена.

В июле 2013 г. завершен основной этап сооружения тоннеля под Москвой-рекой в районе ММДЦ «Москва-Сити» длиной 326 м. Тоннель включает в себя наклонный (под углом в 30°) микротоннель длиной 76 м и диаметром 1,5 м с перепадом высот 33 м — под участком Филевской линии метрополитена (интересно заметить, что проходка этого тоннеля осуществлялась без перерывов движения поездов) и щитовой тоннель. Его длина составляет 222 м, внешний диаметр — 3,73 м. Тоннель выполнен со сборной высокоточной железобетонной водонепроницаемой тоннельной обделкой и пройден под руслом реки Москвы на глубине от 5,5 до 9 м щитовым комплексом с грунтопригрузом. Сборные щитовые конструкции для тоннельной обделки изготавливались на основе японской опалубки и были произведены на Первомайском заводе железобетонных изделий (ЗАО), одном из немногочисленных в России производителей железобетонных конструкций для строительства подземных инженерных сооружений.

Наиболее интересный элемент в тоннельной строительный композиции составляет, говоря словами нашего собеседника, 6-этажный «подземный дом» — камера глубиной до 26 м и площадью до 100 кв. м, соединяющая щитовой тоннель, выходящий из-под русла реки, с микротоннелем, уходящим под Филевскую линию Московского метрополитена. Камеры были выполнены с помощью буросекущих свай.

В ходе беседы Николай Реннерт отметил, что работы проводилось в сложных инженерно-геологических условиях. В частности, район проведения работ является опасным по проявлению карстово-суффозионных процессов, возможности оползневых склонов, содержит высокий уровень грунтовых вод и заложение тоннелей в окремненных известняках. Для снижения рисков применялось японское технологическое оборудование с использованием механизированного горнопроходческого комплекса. Однако, невзирая на капризы геологической обстановки, сроки выполнения работ удается выдерживать в соответствии с графиком.

В целом общая протяженность линии составит около 4,68 км, на ней будет проложено более 32 км кабеля, смонтировано 60 соединительных муфт. В настоящее время осуществляется подготовка к прокладке кабеля в коллекторе.

По словам заместителя директора ВКС по капитальному строительству Дмитрия Иванова, реализация проекта направлена, в первую очередь, на повышение надежности электроснабжения и улучшение качества поставляемой электроэнергии. Кроме того, появится возможность для технологического присоединения новых потребителей. Немаловажно и то, что осуществление предлагаемого проекта позволит повысить безопасность и снизить трудоемкость эксплуатации кабельной линии.

В случае отсутствия форс-мажорных обстоятельств пуск в эксплуатацию кабельно-воздушной линии 220 кВ ПС «Матвеевская — Пресня 1,2» планируется осуществить уже в 2014 г.

С учетом того, что в настоящее время более 50% подстанций в Москве являются закрытыми с точки зрения возможности технологического присоединения новых потребителей, завершение реконструкции КВЛ 220 кВ «Матвеевская — Пресня 1,2» позволит существенно улучшить ситуацию с энергоснабжением в близлежащих районах Москвы, в том числе осуществлять транзитные энергопоставки для комплекса зданий «Москва-сити» в случае сбоев и осуществить присоединение новых жилых домов, новых предприятий. Как стало известно «ФСР», одним из основных потребителей электроэнергии будет компания «Донстрой», которая ведет проектирование жилого комплекса и планирует его строительство на берегу реки Москвы в этом районе.

Автор: Николай Скорин
Дата: 16.10.2013
«Федеральный строительный рынок» № 112
Рубрика: Подземное строительство




«« назад