Публикации »

Девять веков Ладожской крепости

Ладожская крепость — одна из главных достопримечательностей Старой Ладоги — получила шанс возродиться из руин. На восстановление этого памятника фортификационного зодчества правительство Ленобласти по инициативе губернатора Александра Дрозденко планирует в течение трех лет выделять ежегодно не менее 100 млн руб. Первый транш намечен на текущий год. Таким образом, есть все основания полагать, что реставраторам удастся воссоздать древнюю крепость уже к 2016 году, когда будет отмечаться ее 900-летие.

«... и срубиша город Ладогу»

Древнюю крепость, неизменно приковывающую взор каждого, кто впервые попадает в Старую Ладогу, можно назвать четвертой версией фортификаций, расположенных на мысу при впадении речки Ладожки в Волхов.

Впервые крепость в деревянном исполнении была построена на этом месте в 862 году. Работами по возведению укреплений, как сообщается в «Повести временных лет», руководил первый правитель Северной Руси князь Рюрик: «... и срубиша город Ладогу».

Стоит отметить, что с самого основания в VIII веке Ладога (кстати, «Старой» она стала только в 1704 году, когда Петр I основал в самом устье Волхова город Новая Ладога) занимала стратегически важное место на торговом пути «из варяг в греки»: с Варяжского (Балтийского) к Греческому (Черному) морю.

Ладога расположилась как раз перед каменистыми волховскими порогами (скрывшимися под водой после строительства в 1920-х годах плотины Волховской ГЭС), преодолеть которые груженым товарами купеческим судам было весьма и весьма не просто. Благодаря этому ладожане могли собирать дань со всех проходивших караванов.

Не удивительно, что первым делом для призванного союзом славяно-финно-угорских на княжение Рюрика стало строительство укреплений на берегу Волхова. Считается, что деревянными укреплениями была обнесена территория порядка 10–12 га, что позволило бы укрыться в них не только дружине, но и остальным жителям.

Спустя два десятилетия князь Олег Вещий, сменивший Рюрика на владельческом престоле и объединивший под единой княжеской властью Северную и Южную Русь, развернул масштабное строительство каменных крепостей.

По данным ученых-археологов, в числе прочих была перестроена в каменную и Ладожская крепость. В данный период она представляла собой сложенную из известняка каменную стену высотой от 2 до 3 м и толщиной около 1,8 м. Крепостная стена была поставлена без фундамента и, повторяя изгибы мыса, защищала территорию площадью около 1 га.

«Олегова» крепость простояла в Ладоге немногим более века. В 997 году норвежский ярл Эрик удачным набегом захватил селение. Вглубь русских земель норвежские викинги идти не рискнули и, разрушив ладожские укрепления, вскоре убрались восвояси.

Поскольку в этот период Приладожье принадлежало Новгородской вечевой республике, номинально входившей в состав Древнерусского государства, то восстановление укреплений Ладожского посада стало заботой новгородцев.

Щит новгородских рубежей

«Павел, посадник ладожский, заложи Ладогу город камян», — гласит новгородская летопись, датируя начало фортификационных работ 1114 годом. Строительство завершилось в 1116 году. Именно эту летописную дату принято считать отправной точкой в истории существующей Ладожской крепости, которая в 2016 году отпразднует свой 900-летний юбилей.

Ладожская крепость, как и большинство храмов и других каменных строений в Старой Ладоге, была сложена из плитняка, который добывался в низовьях Волхова — в районе нынешнего пос. Иссад Волховского района Ленобласти. Каменные блоки в кладке скреплялся известковым раствором. Стены крепости «версии 3.0» достигали 8-метровой высоты. Они были возведены на земляном валу высотой до 3,6 м и шириной в основании до 20 м. Верхнюю часть стен венчал боевой ход 2-метровой ширины.

Для XII века, по оценке историков, Ладожская крепость была достаточно мощным фортификационным сооружением, способным выдерживать длительную осаду, что, впрочем, и подтвердили дальнейшие события.

Спустя полвека, в 1164 году, Ладогу осадили шведские войска, в рядах которых насчитывалось более 2 тысяч воинов. Однако ладожане с успехом продержались до подхода новгородской дружины, которая и разгромила шведов. В память о славной победе и в честь небесного покровителя города-крепости ладожане построили красивый белокаменный храм Св. Георгия. До наших дней в его интерьере сохранилась древняя роспись со всемирно известной фреской на житийный сюжет «Чудо Георгия о змие».

Строгое по очертаниям четырехстолпное здание Георгиевского храма увенчано единственным куполом. Несмотря на кажущуюся простоту архитектурных форм, этот памятник древнерусского зодчества производит сильнейшее впечатление. Весь его облик, характерный для церковных строений новгородской архитектуры второй половины XII века, говорит о том, что перед нами действительно один из древнейших каменных храмов Северной Руси.

Крепость вернули из забвения

В конце XV века по причине распространения пушек и других видов огнестрельного оружия Ладожскую крепость пришлось радикально перестроить. Ширина стен, укрепленных валунами и облицованных плитами, увеличилась примерно вдвое и достигла 7 м. Высота крепостных стен на различных участках составила от 7 до 12 м.

Главными узлами обороны модернизированной крепости стали 5 трехъярусных пушечных башен: три (Клементовская, Раскатная, Стрелочная) размещены по углам, две над входами в цитадель — одна (Воротная) со стороны селения, другая (Тайничная) со стороны реки.

В 1585–1586 гг., при царе Федоре Иоанновиче — последнем представителе московской ветви династии Рюриковичей, к южной стене каменной Ладожской крепости было пристроено деревянно-земляное укрепление бастионного типа.

На острие двух из трех выступов и на валу были построены две глухие и одна проходная шестиугольные трехъярусные башни диаметром и высотой около 8–9 м. С юга и запада деревянно-земляного укрепления был вырыт ров глубиной 4 м и шириной 12 м.

Последний раз Ладожской крепости пришлось сражаться в 1701 г., когда ее осадили шведские войска. Но вскоре Петру I удалось преломить ход Северной войны и окончательно вернуть северо-западный регион в состав России. С этих пор Ладожская крепость утратила свое оборонное значение и была снята с казенного финансирования. Поскольку ремонтом и содержанием фортификационных сооружений никто не занимался, в XIX веке крепость фактически превратилась в руины. По счастью, Ладожской крепости удалось избежать окончательного разрушения, но она сильно заросла травой и кустарниками и стала напоминать зеленый холм.

В 1970-х годах за ее восстановление взялись ленинградские архитекторы-реставраторы А. А. Драги, Г. Г. Носков и А. Э. Экк. По их проектам были воссозданы из аутентичных стройматериалов Климентовская и Воротная башни и прясло (участок крепостной стены) между ними. Круглая в плане Климентовская башня расположена на юго-западном углу крепости. Свое название она получила от соседства с церковью святого Климента, построенной в XII веке, но до наших дней, увы, не сохранившейся. Воротная башня, дорога к которой поднимается вдоль западного прясла, защищает основной вход в крепость.

Интересно, что внешние ворота находятся в южной стене Воротной башни, а внутренняя проездная арка — в восточной стене. Такая планировка не позволяла противнику, даже прорвавшись к воротам, напрямую обстреливать внутренний двор крепости.

Воротная башня увенчана высоким тесовым шатром с вышкой для дозора — «всполохом».

Стрелочная башня «под колпаком»

В 2008 г. музею-заповеднику Старая Ладога удалось войти в федеральную программу «Историческая память», благодаря чему она получить ассигнования на продолжение работ по восстановлению и реставрации древней крепости. Основной задачей на этом этапе стояло воссоздание Стрелочной башни (расположена на самом острие мыса, образованного Ладожкой в Волховом) и северо-западного прясла между нею и Воротной башней.

Со времен петровской эпохи, когда крепость последний раз ремонтировалась и укреплялась в виду возможных боев со шведами, Стрелочной башне повезло частично сохраниться, по крайней мере, остался не только фундамент с подземными помещениями, но и стены с печурами (печура — ниша с амбразурой для стрельбы из орудия) первого, подошвенного боя (т. е. служившие для настильного обстрела подступов к крепости).

В связи с этим, по словам директора музея-заповедника Старая Ладога Людмилы Губчевской, было принято решение «...выполнить музеефикацию подлинных остатков Стрелочной башни, чтобы посетители могли увидеть сохранившиеся фрагменты крепости XVI века — творения отчичей и дедичей ладожан».

Воплотить в жизнь этот план взялся архитектор-реставратор Сергей Лалазаров, накопивший большой опыт работ по возрождению историко-культурных памятников Старой Ладоги. В частности, именно под его руководством восстанавливался Георгиевский собор — шедевр древнерусского храмового зодчества XII века.

Идея проекта, разработанного в мастерской Сергея Лалазарова, заключалась в том, чтобы вновь построенная Стрелочная башня не просто была точной копией исторического сооружения (в соответствии с данными описей XVII века и имеющимися графическими реконструкциями), но одновременно играла и роль консервационного колпака для остатков его конструкций. По замыслу архитекторов, это позволило бы защитить от неблагоприятных природных воздействий и, соответственно, от дальнейшего разрушения подлинный объект фортификационного зодчества, а также оставить старинную кладку печур первого боя и остатки бойниц второго боя доступными для обзора туристов.

Работы по восстановлению северной части Ладожской крепости планировалось завершить в 2015 году. Однако финансирование по линии Министерства культуры России позволило лишь частично осуществить проект. За минувшие 4 года мастера успели воссоздать Стрелочную башню до уровня второго боя и северо-западное прясло между нею и Воротной башней. Используя, конечно, аутентичные материалы, прежде всего известняк, который, как и тысячу лет назад, добывается на историческом месторождении «Сельцо Бабино».

Архитектурно-реставрационные работы прводились и по двум ранее воссозданным башням. Так, к 2011 году завершилась реставрация Воротной башни, а в 2012 году была полностью заменена тесовая кровля шатра Климентовской башни.

300 миллионов на 3 года

Продолжить восстановление Ладожской крепости — теперь уже на средства не федерального, а областного бюджета — решило новое правительство региона. Одной из первых инициатив Александра Дрозденко на посту губернатора стало объявление 2013 г. в Ленинградской области Годом духовной культуры.

Комментируя свою идею, губернатор заявил, что в рамках проведения Года духовной культуры он намерен дать старт программам сохранения и восстановления памятников истории и архитектуры в регионе. И начать, конечно, с самых истоков — со Старой Ладоги, которая некогда была стольным градом князя Рюрика.

Время показало, что слова нового губернатора не расходятся с делом. В 2012 г. Ладожская крепость, сохраняя статус памятника истории и культуры федерального значения, была передана в собственность Ленинградской области. Благодаря этому власти региона получили юридические основания зарезервировать в бюджете Ленобласти на 2013 г. около 100 млн руб. для восстановления фортеции. В результате, казавшиеся еще год назад амбициозными, планы воссоздать крепостные стены со стороны реки Волхов обрели реалистичные перспективы.

Уместно напомнить, что подступы со стороны Волхова прежде защищали две сторожевые башни: Раскатная (своим названием обязана установленной в ней мощной пушки, выстрелы которой напоминали раскат грома) и Тайничная (названа так из-за скрытого в ней колодца с питьевой водой, благодаря чему защитники крепости выдерживали сколь угодно длительную осаду).

Сейчас от обеих башен, сохранившихся куда хуже, чем Стрелочная, и развалившихся практически до уровня крепостного двора, остались одни руины. Однако, как ни удивительно, примерно посередине руинированного восточного прясла сохранилась живописная торговая арка со спуском к воде. Спуск назывался Тайничным, как и находившаяся примерно в этом же месте Тайничная башня. В прежние времена через торговую арку в крепость доставляли товары и грузы, перевозившиеся по Волхову на судах.

В настоящее время областное правительство проводит конкурсы на разработку проектно-сметной документации по реставрации Раскатной и Тайничной башен, Тайничного спуска и ряда других объектов крепости, а также дома купца Смоленкова, служебного корпуса усадьбы Успенское и Георгиевского собора. Готовится конкурс по выбору компании, которая займется восстановлением Ладожской крепости. Губернатор пообещал, что в 2014 и 2015 годах на восстановление Ладожской крепости областной бюджет будет так же выделять по 100 млн руб. Таким образом, общий объем ассигнований областного бюджета в течение 3 лет составит 300 млн руб.

Людмила Губчевская отметила: «Это позволит полностью завершить все работы по восстановлению памятника фортификационного зодчества, по консервации подлинных строений и по благоустройству территории к 2016 году, то есть как раз к 900-летию Ладожской крепости».

 «В России стоит быть мечтателем…»

В Концепции восстановления Ладожской крепости предусматривается, что исторический облик этого памятника архитектуры будет воссоздан с некоторыми купюрами. Прежде всего, Стрелочная башня станет последним объектом крепости, который планируется воссоздать на полную высоту.

Однако проблема заключается отнюдь не в недостаточности ассигнований. Дело в том, что Ладожская крепость — самая маленькая по площади на Северо-Западе России. И если высота стен Новгородского Кремля или Псковского Крома скорее подчеркивает обширность внутреннего пространства крепостей, то в Старой Ладоге все произойдет с точностью до наоборот.

Поясняя идею концепции, Людмила Губчевская сказала: «Если мы воссоздадим восточное прясло со стороны реки Волхов на всю высоту, то визуально стены практически сомкнутся, и со двора крепости мы будем видеть только кусочек неба над головой. Из поля зрения полностью выпадут и правый берег Волхова, где находятся храм Св. Василя Кесарийского (XVII в.), и урочище «Плакун» (VIII–IX вв.), и живописная излучина реки, которую когда-то писал Рерих, работая над картиной «Заморские гости», и урочище Сопки, и курган Вещего Олега… Таким образом, историческая точность приведет к тому, что мы визуально обед-ним Ладожскую крепость».

Кроме того, по словам директора Староладожского музея, внутренние помещения старинных крепостных башен (равно как и их современных копий) являются очень холодными. Поэтому эксплуатировать их в качестве выставочных залов достаточно сложно и затратно, особенно в зимнее время.

В связи с вышесказанным планируется восстановить Тайничную и Раскатную башни до второго боя, а восточное прясло между ними — до уровня крепостного двора. На башнях будут устроены смотровые площадки для туристов.

Параллельно с реставраторами в крепость вернутся археологи. Они проведут дополнительные изыскания, без которых нельзя приступать к благоустройству крепостного двора и его приспособлению для туристического использования.

Археологические изыскания помогут музею-заповеднику решить и другую задачу: музеефицировать остатки крепости IX века, построенной еще при Вещем Олеге. По словам Людмилы Губчевской, сейчас кладка Ладожской крепости «версии 2.0» находится на глубине около трех метров. Понятно, что поднять ее на поверхность невозможно, но ученые надеются, что им удастся сделать доступными для туристического осмотра хотя бы отдельные фрагменты древних стен.

В дальнейших планах — восстановление деревянно-земляной крепости с тремя бастионами. Сегодня от этих укреплений XVI века сохранились только остатки валов.

«В России стоит быть мечтателем, — отмечает Людмила Губчевская. — Если у вас есть мечта, то рано или поздно она обязательно осуществиться. Надо только не сидеть в ожидании, а действовать. Мы много лет жили надеждой восстановить Ладожскую крепость, и сейчас эта мечта начинает сбываться».

Старинное село живет надеждой

В обозримой перспективе Старая Ладога должна стать культурно-туристическим центром, не уступающим таким известным и популярным древнерусским городам, как Суздаль, Новгород Великий и Псков.

Поддержав инициативы губернатора Ленобласти о возрождении исторического селения, Президент РФ Владимир Путин в сентябре 2012 года подписал Указ о реализации на базе Старой Ладоги общенационального культурно-туристического проекта.

Первым этапом проекта, курировать который поручено полпредству Президента РФ в СЗФО, станет восстановление объектов культурно-исторического наследия и создание туристического кластера. Предполагается, что в основу проекта будет заложен модульный принцип. Это позволит в дальнейшем распространить опыт по развитию Старой Ладоги и в других исторических городах России.

В феврале 2013 года при правительстве Ленинградской области была образована рабочая группа по разработке концепции развития Старой Ладоги. В ее состав вошли ученые — историки и археологи, а также специалисты в сфере туризма, представители общественных организаций, Русской православной церкви, региональных и муниципальных властей. Работа над программным документом будет вестись по нескольким направлениям: научно-историческому, инфраструктурному и туристическому.

Наряду с восстановлением культурно-исторических памятников в Старой Ладоге намечено полностью реконструировать инженерную и дорожную инфраструктуру. Это позволит не только улучшить бытовые условия местных жителей, но и заложить основу для размещения новых объектов рекреационно-туристического назначения.

Одновременно будет вестись работа по привлечению инвесторов, на средства которых будет создан современный туристический кластер с гостиницами, кемпингами, кафе, ресторанами, а также деловым комплексом для проведения всероссийских и международных выставок и научных конференций.

Ученые надеяться, что в рамках проекта удастся полностью закрыть для большегрузного транспорта автодорогу А115 «Зуево — Новая Ладога», которая проходит через историческое селение, в непосредственной близости от памятников истории.

«Сегодня по этой дороге постоянно проносятся тяжелогруженые лесовозы и фуры. Земля под ногами буквально трясется», — отмечает Людмила Губчевская. По ее словам, вибрация губительно действует на старинные церкви и крепостные сооружения. Не говоря уже о том, что по современным стандартам туристско-экскурсионного обслуживания совершенно недопустима ситуация, когда вдоль дороги идет туристическая группа, а рядом проносится лесовоз или самосвал с гравием.

Людмила Губчевская также рассказала: «Особое беспокойство вызывают памятники мирового значения — храм Успения Пресвятой Богородицы и храм Святого Георгия, где находятся фрески XII века. Ситуацию усугубляет, что Георгиевский храм расположен в непосредственной близости от восточного прясла крепости, которое сейчас в руинированном состоянии. Почти ежегодно нам приходится спасать этот участок крепости от подмыва талыми водами. Но рано или поздно оно может не выдержать постоянных сотрясений… Так что если не закрыть проезд через Старую Ладогу, хотя бы для грузовых машин, мы рискуем потерять уникальный шедевр древнерусского зодчества».

Федеральная поддержка проекта по созданию в Старой Ладоге культурно-туристического центра позволяет надеяться, что деньги найдутся и на строительство автотранспортного обхода исторического селения, тем более что планы дальнейшего развития транспортной инфраструктуры еще более масштабны — в них предусматривается строительство речного причала и вертолетной площадки для водного и воздушного сообщения.

Автор: Вадим Ежов
Дата: 11.09.2013
«Федеральный строительный рынок» № 111
Рубрика: Культура и наследие




«« назад