Публикации »

Гармонизация нормативных документов в области пожарной безопасности

В июне 2013 года на заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принята Концепция гармонизации российских и международных нормативных документов в области пожарной безопасности (далее — Гармонизация).

Гармонизация российских нормативных документов по пожарной безопасности с европейскими и международными стандартами является приоритетным направлением по совершенствованию технического регулирования и развитию национальной системы стандартизации в области пожарной безопасности в РФ.

Актуальность задачи обусловлена необходимостью обеспечения соответствия отечественной продукции международным требованиям и повышения ее конкурентоспособности для устранения технических барьеров в международной торговле и создания благоприятного инвестиционного климата, а также использования зарубежных научно-технических достижений в целях повышения уровня пожарной безопасности в Российской Федерации [1].

Результаты анализа показывают, что существующая система нормативных документов в области пожарной безопасности в РФ выстраивалась на протяжении последних двух десятилетий с учетом европейских и международных принципов и подходов. В результате данной работы в значительной степени достигнута сопоставимость отечественных и зарубежных методов и подходов в области пожарной безопасности зданий и сооружений, продукции в целом. Во многом идентичны требования к системам противопожарной защиты, в том числе по выбору огнетушащих веществ и параметрам их подачи, инерционности срабатывания систем оповещения о пожаре и пожаротушения. В частности Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» содержит принятую в Европе классификацию показателей огнестойкости строительных конструкций, которая определяется по времени наступления потери несущей способности (R), целостности (Е), теплоизолирующей способности (I), достижения предельных величин плотности теплового потока (W) и дымогазонепроницаемости (S) [2]. В целях реализации положений данного Технического регламента в настоящее время введены в действие 236 национальных стандартов в области пожарной безопасности, из которых 52 — полностью гармонизированы с европейскими и международными стандартами (методом аутентичного перевода), 45 — частично (гармонизированы основные положения).

Однако в ряде частных случаев отечественные методы подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности, как и испытательное оборудование, отличаются от европейских. Например, в России определение показателя токсичности продуктов горения проводится на биологическом материале (лабораторных мышах) [3], а в Европе — с применением инструментально-расчетных методов анализа. Аналогично положение и с определением пределов огнестойкости некоторых строительных конструкций. Европейский подход учитывает технологические особенности применения данного элемента в строительстве (вертикальное или горизонтальное расположение, толщина огнезащитного слоя и пр.), вид и количество горючей нагрузки, режим горения. Это позволяет расширить спектр применяемых строительных конструкций в зданиях различного функционального назначения.

Несмотря на то, что в области строительства (при выборе проектных решений и способов противопожарной защиты, применении строительных материалов и конструкций) активно развивается система гибкого нормирования с использованием механизмов оценки пожарного риска, аналогичная той, что внедрена в странах Европы [4], в России не используется потенциал управления этими рисками. И данный вопрос не в полной мере урегулирован существующими нормативными документами по пожарной безопасности. Это создает препятствия в международной торговле, требует проведения дополнительных, зачастую дорогостоящих испытаний.

Такое положение дел осложняется отсутствием отечественных наработок по сбору необходимой для проведения расчетов информации и статистических данных.

Для решения указанной проблемы в рамках выполнения Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность до 2012 года» разработана Концепция гармонизации российских и международных нормативных документов в области пожарной безопасности и принята протоколом заседания правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (№ 4 от 18 июня 2013 г.).

Принципы Гармонизации базируются на апробированных практикой и соответствующих международным подходам принципах, суть которых, в основном, сводится к обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности в условиях прогрессивности и оптимальности требований пожарной безопасности, гибкости нормирования и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции.

Для достижения поставленных целей определен круг задач, в частности:

  • в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными российскими и зарубежными профильными организациями проанализировать действующие нормативы и определить необходимую степень Гармонизации;
  • в дальнейшем создать соответствующую новым методам материально-техническую испытательную базу с подготовленными для ее эксплуатации экспертами.

В рамках этой работы потребуется активизация международной деятельности, связанная с привлечением как зарубежных коллег, так и отечественных специалистов в международных организациях.

В апреле 2013 года по инициативе МЧС РФ в России состоялось заседание Технического комитета «Пожарная безопасность» Международной организации по стандартизации ISO.

В ходе мероприятия обсуждались вопросы противопожарной защиты автотранспортных тоннелей, современные подходы в области расчетных методов определения пожарного риска для производственных зданий, подтверждения соответствия строительных конструкций и необходимого времени эвакуации людей. Всего было рассмотрено свыше 20 стандартов, методик и других документов в области пожарной безопасности. Полученные результаты планируется использовать в процессе проводимой гармонизации в рамках представленной Концепции.

Со стороны руководства Технического комитета принято предложение МЧС РФ о включении российских специалистов в его состав, что предусмотрено проектом плана реализации Концепции.

Концепцией определены основные направления гармонизации.

1. Гармонизация нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности к объектам защиты (здания и сооружения).

Здесь к определению пожарных рисков надо активно применять вероятностный подход, который основан на более рациональном сопоставлении опасных факторов пожара, уровня безопасности людей, ожидаемого материального ущерба и, в конечном итоге, затрат на противопожарную защиту.

2. Гармонизация национальных и межгосударственных стандартов, содержащих требования пожарной безопасности к продукции, а также методам ее испытаний.

При реализации второго направления необходимо предусмотреть максимальную замену испытательных методов на расчетные, так как это позволит существенно снизить затраты на проведение процедур подтверждения соответствия.

В Концепцию гармонизации нормативных документов заложены различные методы, основанные на опыте сближения экономики стран Европейского союза, а также предусмотренные российским стандартом.

Реализация положений Концепции будет осуществляться на основе исполнения соответствующего плана, который содержит комплексный подход к исполнению положений документа, предусматривает постановку и пути решения основных его задач и координацию действий всех заинтересованных сторон.

Корректировка данного плана должна производиться с учетом анализа хода и проблем реализации положений Концепции, а также результатов участия международных организаций по стандартизации.

Перечень разрабатываемых в рамках данной Концепции проектов гармонизированных национальных и межгосударственных стандартов подлежит включению в Программу разработки национальных стандартов, утверждаемую Росстандартом.

Концепцией предусмотрена поэтапная разработка гармонизированных стандартов. В качестве приоритетного направления выбрана ориентация на выполнение требований технических регламентов Таможенного союза.

Механизмы реализации Концепции предусмотрены как в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, так и плановой научной деятельности МЧС РФ и других министерств.

В настоящее время в рамках реализации Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность до 2012 года» гармонизированы пять национальных стандартов, которые устанавливают методы испытаний строительных конструкций, в том числе альтернативные и дополнительные [5–9].

Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность до 2017 года» предусмотрена разработка порядка 50 гармонизированных стандартов. В процесс создания Концепции предлагается привлечение заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов власти стран-участниц Таможенного союза, а также российских организаций и организаций из стран дальнего зарубежья.

Внедрение предусмотренного в Концепции подхода к определению и управлению пожарными рисками при проектировании и строительстве объектов защиты позволит оптимизировать затраты на противопожарную защиту. Однако применение гармонизированных национальных стандартов потребует подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, переоснащения производственной и испытательной базы. Таким образом, заложенный в концепцию системный и комплексный подход к решению задач позволит к 2020 году обеспечить необходимый уровень гармонизации всего спектра национальных стандартов в области пожарной безопасности, что создаст условия для повышения пожарной безопасности в Российской Федерации, интеграции России в мировую экономику, создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения соответствия отечественной продукции международным требованиям и повышения ее конкурентоспособности, устранения технических барьеров в международной торговле.

 

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ № 266-р от 28 февраля 2006 г. «Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации».

2. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

3. ГОСТ 12.1.044-89 «Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения».

4. ISO/TS 16733:2006 Fire safety engineering. Selection of design fire scenarios and design fires («Разработка системы пожарной безопасности. Выбор сценариев пожаров и моделей пожаров»).

5. ГОСТ Р «Испытания строительных материалов и изделий на пожарную опасность. Испытание на негорючесть» (EN ISO 1182:2010 - IDТ).

6. ГОСТ Р «Испытания строительных материалов и изделий на пожарную опасность. Метод определения пожарной опасности напольных покрытий путем воздействия теплового потока радиационной панели» (EN ISO 9239-1:2010 — IDТ).

7. ГОСТ Р «Конструкции строительные. Расширенное применение результатов испытаний на огнестойкость светопрозрачных ограждающих ненесущих конструкций» (EN 15254-4:2008 — MOD).

8. ГОСТ Р «Методы огнестойкости. Руководство по проведению крупномасштабных испытаний и моделированию» (ISO TS 15658:2009 — IDT).

9. ГОСТ Р «Конструкции строительные. Испытания на огнестойкость. Альтернативные и дополнительные методы» (EN 1363-2:1999 — MOD).

 

Автор: Ю. И. Дешевых, д. т. н.,заместитель главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору, А. Н. Гилетич, к. т. н., заместитель директора Департамента надзорной деятельности МЧС России, А. А. Макеев, заместитель начальника отдела Департамента надзо
Дата: 11.09.2013
«Федеральный строительный рынок» № 111
Рубрика: Отраслевая реформа




«« назад