Публикации »

О развитии энергетики – в формате круглого стола

В конце июля — начале августа активно обсуждалась государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики». Мероприятия проходили в формате круглого стола и проводились под эгидой Аналитического центра при Правительстве РФ. Свою позицию по ряду подпрограмм высказали и прокомментировали представители Минэнерго России.

Развитие газовой отрасли

24 июля участие в дискуссии по обсуждению подпрограммы «Развитие газовой отрасли» в рамках госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики» приняли участие заместитель директора департамента добычи и транспортировки нефти и газа Министерства энергетики РФ Ринат Талипов и заместитель директора департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Министерства энергетики РФ Алексей Кулапин.

Как отмечается в пресс-релизе, опубликованном на Minenergo.gov.ru, Минэнерго России обозначает в качестве ключевых такие задачи подпрограммы, как создание глобальной конкурентоспособной газовой отрасли для оптимизации рынка и эффективного обеспечения газом потребителей, выполнение обязательств по соглашениям и контрактам по поставкам газа в зарубежные страны, рациональное использование ресурсного потенциала страны, ввод в эксплуатацию новых месторождений, создание условий для технологического развития, модернизация и развитие газотранспортной системы, расширение действующих и строительство новых мощностей по производству СПГ.

— В числе мероприятий подпрограммы проведение технологического перевооружения за счет внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий, направленных на оптимизацию процесса добычи, реализация проекта по строительству новых транспортных мощностей, расширение действующих ПХГ и создание системы сбыта СПГ, — уточнил Ринат Талипов. — При этом мы ожидаем, что уровень добычи газа достигнет 826 млрд кубометров, увеличится протяженность линейной части газопроводов за счет ввода новых участков за период с 2013 по 2020 гг. на 3967–8271 км, сохранится процент действующих скважин на уровне 92% от эксплуатационного фонда, возрастет доля объема экспорта СПГ до 10,2%, увеличится прирост активной емкости ПХГ на 18,4 млрд кубометров. Кроме того, будут введены в эксплуатацию новые месторождения и заводы по производству СПГ.

Представители Минэнерго России также отметили, что в части развития конкуренции предстоит совершенствование ценовой политики, в том числе доведение оптовых цен на газ до уровня, обеспечивающего равнодоходность поставок газа на внутренние и внешние рынки.

Экспертами также была отмечена необходимость актуализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. с учетом происходящих изменений на внутреннем и внешнем рынках нефти и газа. Участники дискуссии призвали обратить дополнительное внимание на способы защиты окружающей среды и инструменты поддержки отечественных инноваций.

Госполитика по развитию систем теплоснабжения

На следующем заседании, состоявшемся 26 июля в Аналитическом центре при Правительстве РФ, обсуждалась подпрограмма «Государственная политика по развитию систем теплоснабжения в России». В мероприятии приняли участие: заместитель директора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики РФ Алексей Храпков и заместитель директора департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Министерства энергетики РФ Алексей Кулапин.

В качестве ключевых задач подпрограммы Минэнерго России обозначило создание условий для модернизации тепловых сетей и генерирующих мощностей с использованием современных и энергоэффективных технологий, создание условий для реализации принципа приоритета комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, достижение справедливой цены на тепловую энергию, создание прозрачной и сбалансированной системы нормативных правовых актов вплоть до уровня муниципальных образований.

— Необходимо добиться максимальной устойчивости функционирования систем теплоснабжения на уровне субъектов федерации и муниципальных образований, без вмешательства по операционным вопросам федеральных органов исполнительной власти, –—подчеркнул Алексей Храпков.

Как сообщает Minenergo.gov.ru, представители министерства отметили, что во всех муниципальных образованиях, для которых есть требование по разработке схем теплоснабжения, необходимо разработать новую его модель, базирующуюся на методе альтернативной котельной. Кроме этого, по мнению представителей министерства, в перспективе предстоит достигнуть экономии топливных ресурсов за счет модернизации сетей и генерирующих объектов, а также минимальной дифференциации (между регионами) тарифов на тепло для населения.

Реструктуризация и развитие угольной промышленности

1 августа обсуждалась подпрограмма «Реструктуризация и развитие угольной промышленности». Заместитель директора департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго России Сергей Шумков провел презентацию подпрограммы, отметив, что документ разрабатывался в сотрудничестве с экспертным сообществом. Он сообщил, что эта подпрограмма отличается от других социальной направленностью. В частности, в ней предусматривается переселение шахтеров из аварийного жилья и населенных пунктов, находящихся на так называемых «подработанных» территориях.

Участники встречи дали оценку текущему состоянию развития угольной промышленности и определили основные вызовы, стоящие перед отраслью.

Председатель независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф) Иван Мохначук предложил предусмотреть в подпрограмме меры по оптимизации налоговой и социальной нагрузки угольных предприятий. Они также отметили необходимость более детальной проработки вопросов подготовки и привлечения высококвалифицированных кадров в угольную промышленность и улучшения условий для привлечения инвестиций в отрасль.

Энергосбережение и повышение энергоэффективности

2 августа обсуждали подпрограмму «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Заместитель директора департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго России Павел Пупасов выступил с докладом о содержании документа.

Заместитель директора департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго Алексей Кулапин сообщил, что Минпромторг будет осуществлять работу в статусе соисполнителя госпрограммы, и в его бюджете предусмотрены соответствующие ассигнования. Другие федеральные органы исполнительной власти тоже будут содействовать в реализации подпрограммы в рамках собственных сфер деятельности, но не в качестве соисполнителей.

Далее Алексей Кулапин объяснил причины принятия новой государственной программы и отмены действия аналогичного документа — «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденного в 2010 г.: «Нынешние программы формируются с учетом требований программно-целевого метода планирования. Принципы, заложенные в предыдущей программе, сохранились, изменилась методология, были уточнены целевые мероприятия».

Представители Минэнерго России разъяснили участникам встречи структуру финансового обеспечения реализации государственной программы до 2020 г.: бюджетные средства составят примерно четверть от общего объема инвестиций, остальное — внебюджетные средства (главным образом, компаний ТЭК). Всего на реализацию программы планируется направить около 28,6 трлн руб.

Инновации для развития отраслей ТЭК

6 августа заседание было посвящено теме инновационных и технологических направлений развития отраслей ТЭК, которые нашли свое отражение в программе «Энергоэффективность и развитие энергетики». В обсуждении приняли участие заместители директора департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго РФ Александр Митрейкин и Алексей Кулапин, а также представители компаний нефтегазового сообщества России и профильных структурных подразделений ведущих российских компаний ТЭК.

Александр Митрейкин подробно остановился на технологических приоритетах и инновационных мероприятиях, касающихся подпрограмм госпрограммы. В частности он сказал:

— В подпрограмме развития нефтяной и газовой отраслей технологическим приоритетными являются: строительство, модернизация, реконструкция и эксплуатация трубопроводных систем с оптимальными параметрами транспорта нефти и нефтепродуктов, с устойчивостью к воздействию естественных факторов и технологических нагрузок. В целях своевременного и полного обес-печения экономики России энергетическими ресурсами необходимо провести технологическое перевооружение за счет внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий, направленных на оптимизацию процессов добычи, с учетом внедрения технологий локализации и выработки остаточных запасов.

В качестве ключевых проектов, реали-зация которых планируется в рамках госпрограммы, Минэнерго обозначило разработку новых типов средств управления, автоматики, защиты и системы измерений для интеллектуальных сетей, разработку высокотехнологичного комплекса высокоточных внутритрубных диагностических комплексов, строительство ветроэлектростанций в регионах страны, где крайне дорого дизельное топливо, а также внедрение инновационной системы автоматического управления технологическим процессом на электростанциях и др.

Информация и конкуренция

7 августа эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ и Открытого Правительства Российской Федерации приняли участие в заседании на тему «ГИС ТЭК и информирование о ходе реализации государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики»».

Как сказал заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын, внедрение государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) позволит сформировать единое информационное пространство и повысит качество и доступность госуслуг. Начало работ по реализации ГИС ТЭК запланировано на IV квартал текущего года, а запуск в опытную эксплуатацию первой очереди — на II квартал 2015 г.

На следующий день, 8 августа, участники дискуссии обсуждали вопросы развития конкуренции в ТЭК в рамках корректировки программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Заместитель начальника Управления контроля ТЭК ФАС России Дарья Савина рассказала о том, что с учетом практики применения антимонопольного законодательства начала формироваться нормативно-правовая база, направленная на развитие биржевой торговли. В частности она отметила:

— Были внесены поправки в ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», который вступил в силу 6 января 2012 г. В рамках этого закона устанавливаются требования к формированию рыночной цены на биржевых торгах. Исполнение данных требований позволит сформировать объективный рыночный индикатор на нефтепродукты. Также был принят Федеральный закон № 325-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об организованных торгах», в соответствии с которым деятельность электронных торговых площадок как организаторов торгов с 2014 г. будет регулировать, контролировать и лицензировать ФСФР России».

Представители Минэнерго России поддержали предложения экспертов Аналитического центра при Правительстве РФ о включении в ГП задач по повышению ликвидности и прозрачности рынка нефтепродуктов, а также целевых индикаторов по доле реализации нефтепродуктов в рамках биржевых торгов от общего объема производства и по объему реализуемого газа на торговых площадках. Кроме этого, по мнению представителей министерства, необходимо создать условия равного доступа всех участников рынка к организованным торгам газа и обеспечить независимый контроль над торгами.

Автор: Игорь Павлов по материалам Minenergo.gov.ru
Дата: 11.09.2013
«Федеральный строительный рынок» № 111
Рубрика: Энергетика




«« назад