Публикации »

Цементная отрасль: тенденции, инвестиции, логистика

Рынок цемента является одним из наиболее интенсивно растущих сегментов отечественного рынка строительных материалов. По итогам 2012 г. производство цемента в России выросло на 10%, превысив уровень докризисного 2007 г. и составив порядка 61,5 млн тонн.

Емкость российского рынка цемента в прошлом году превысила объемы производства, что обусловлено преобладанием объемов импорта над объемами экспорта. За 2012 г. в России было потреблено порядка 63,9 млн тонн цемента. Следует отметить, что данный показатель несколько ниже расчетного уровня потребления (производство + импорт – экспорт), что обусловлено ростом объема запасов цемента на складах заводов-производителей в 2012 г. примерно на 1,2 млн тонн.

Импорт цемента в Россию по итогам 2012 г. вырос практически в 2 раза и превысил 5 млн тонн. Лидерами по объему импорта стали Турция, Беларусь и Иран. Кроме того, резкий рост объемов импорта цемента в январе-феврале 2013 г.
позволяет прогнозировать достижение годового показателя в 7 млн тонн, что соответствует абсолютному максимуму 2008 г. При этом мощности российских производителей в 2012 г. были загружены на 80%, что в условиях значительного потенциала увеличения объема выпуска продукции (за счет расширения выпуска цемента с добавками) представляется слишком низким показателем.

В 2012 г. в России было введено четыре новых завода по производству цемента:

  • Верхнебаканский цементный завод, после глобальной реконструкции увеличивший мощности с 0,3 млн тонн до 2,3 млн
    тонн в год;
  • Серебрянский цементный завод (группа компаний «БазЭлЦемент») мощностью 1,8 млн тонн в год;
  • «Чеченцемент» (бывший Чири-Юртовский цементный завод) мощностью первой очереди 0,6 млн тонн;
  • Подгоренский цементный завод (холдинг «Евроцемент групп») мощностью 2,4 млн тонн в год.

По состоянию на I квартал 2013 г. в стадии активного строительства находились 12 крупных инвестиционных проектов новых мощностей по производству цемента. Еще 15 новых цементных заводов близки к началу строительства (находятся на проектных и подготовительных стадиях).

В случае успешной реализации всех заявленных инвестиционных проектов, к 2016 г. прирост новых современных мощностей по выпуску цемента в России должен составить порядка 20 млн тонн в год. Лидерами по объему закупок оборудования для производства цемента в 2010–2012 гг. были «Евроцемент груп» (закупки для реализации проектов по строительству и реконструкции Подгоренского цементного завода и завода «Кавказцемент»), «Мордовцемент» (строительство новой производственной площадки на базе Первомайского цементного завода) и компания «Холсим Рус» (поставки для Щуровского цементного завода).

При этом по некоторым проектам, планируемым к завершению в 2014–2015 гг., поставки оборудования в связи с нехваткой финансирования еще не осуществлены, что ставит под угрозу запуск заводов в запланированные сроки, так как крупнейшие поставщики цементного оборудования доставляют его в России по предоплате.

Большая часть импортируемого оборудования для цемзаводов поступает в Россию из Дании и Германии, на долю которых в денежном выражении приходится соответственно 45% и 38%. Также существенную долю в объеме поставок имеют китайские производители, которые активно наращивают активность в России и по итогам 2010–2012 гг. заняли 11% рынка.

Все более важную роль на рынке цемента начинает играть эффективная организация логистических схем поставки от производителей конечным потребителям. Ввиду ряда негативных факторов, характерных для железной дороги в последние годы (рост тарифов, снижение надежности и скорости транспортировок, нехватка подвижного состава, переход к месячному планированию перевозок и т. д.) все большее значение на рынке цемента играет автомобильная доставка.
В прошлом году практически вдвое увеличилось количество закупленных за границей автоцементовозов: если в 2011 г.
в Россию было поставлено порядка 450 единиц спецтехники данного класса, то в 2012 г. — почти 800. При этом совокупный размер парка специализированных фургонов цементовозов в стране по итогам 2012 г. оценивается ИА INFOLine более чем в 5,4 тыс. единиц.

В целом же по состоянию на начало 2013 г. отечественный автопарк для перевозки навального цемента, по оценкам специалистов ИА INFOLine, составляет порядка 5,4 тыс. цементовозов, из которых порядка 2,5 тыс. — импортные, ввезенные в Россию с 2004 по 2012 гг., а остальные — спецтехника отечественного производства или относительно устаревшие машины, эксплуатируемые с начала 2000-х годов.

В ходе реализации инвестиционных проектов строительства и модернизации мощностей по производству цемента инвесторы сталкиваются с рядом бюрократических и финансовых проблем практически на каждом этапе. Так, среди наиболее значимых проблем участники рынка называют несовершенство российского законодательства в части землепользования, сертификации импортного оборудования, различного рода транспортных норм, а также нехватку квалифицированного персонала.

 

 

Автор: Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика»
Дата: 11.09.2013
«Федеральный строительный рынок» № 111
Рубрика: Материалы и технологии




«« назад