Публикации »

Транспортные перспективы Большой Москвы

Расширение границ Москвы вплоть до границ Калужской области — не механическое присоединение земель, но процесс, требующий новых подходов к целому ряду аспектов экономических и социальных отношений и, прежде всего, к формированию новой транспортной инфраструктуры. Организация грузоперевозок и пассажиропотоков должна соответствовать самым высоким стандартам.

«В Московской области на развитие транспортной инфраструктуры до 2018 г. будет направлено почти 2 трлн рублей», — заявил на пресс-конференции начальник Главного управления дорожного хозяйства (Мосавтодор) Константин Ляшкевич.

Общий объем инвестиций предварительно оценивается в 1,8 трлн руб. Финансы пойдут из нескольких источников — из федерального бюджета, деньги РЖД, деньги частных инвесторов в рамках реализации платных проектов государственно-частного партнерства, которым преимущественно занимается госкомпания «Автодор». Также сюда входят деньги Федерального дорожного агентства, направленные на реконструкцию и строительство новых объектов. Плюс деньги из бюджета Московской области и территориального дорожного фонда.

В период 2013–2017 гг. планируется решить целый комплекс задач, связанных с развитием транспортной инфраструктуры в Подмосковье.

«Эти деньги будут направлены на развитие автомобильных дорог, железных дорог, на развитие метро, на развитие авиаузлов, создание крупных авиахабов, транспортно-пересадочных узлов, парковок для грузовиков — в общем, весь спектр, который сегодня должен обеспечить более-менее комфортное пребывание на дорогах наших жителей и гостей Подмосковья», — добавил Константин Ляшкевич.

По трем основным магистралям

Автодорожное обеспечение новой Москвы осуществляется по трем основным магистралям. Это Калужское и Киевское шоссе, а также федеральная трасса М-2 «Крым». Предполагается, что на обновленном Калужском шоссе будет по пять полос в каждом направлении. При этом одну из них выделят для общественного транспорта, предусмотрены также и местные проезды. При разработке новых проектов планировки были в полной мере учтены проблемы «старой» Москвы. Именно в этой связи за счет местных проездов предполагается максимально разгрузить основные магистрали и перекрестки.

Что же касается Киевского шоссе, то вплоть до Апрелевки магистраль уже реконструирована и соответствует необходимым техническим требованиям, однако, как отмечают эксперты, трассу надо доводить до соответствия современным требованиям и дальше, до границ с Калужской областью.

Важна и автодорога, призванная обеспечить связь двух транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые планируется создать на базе строящихся и проектирующихся станций метрополитена. В районе МКАД сейчас строится станция «Лесопарковая», и в перспективе в этом направлении появится станция «Румянцево». Их должна соединить дорога, которая проектируется как «Бутово — Солнцево». Одновременно она соединит Киевское шоссе и трассу «Крым». Рассматривается и вариант соединения с Боровским шоссе.

Итак, Москва получит трассу, проходящую параллельно МКАД и позволяющую в какой-то степени разгрузить кольцевую автодорогу. В перспективе эта магистраль может стать одной из основных на присоединенных территориях. К слову, на данной магистрали запланирован эксперимент по созданию выделенных полос для общественного транспорта не по бокам, а в центре магистрали с целью обеспечения более скоростного режима. Что касается самих ТПУ рядом со станциями метро «Лесопарковая» и «Румянцево», они тоже сыграют важную роль в решении транспортной проблемы, поскольку здесь будет большое парковочное пространство, рассчитанное на несколько тысяч машиномест. Так удастся во многом снять нагрузку на улично-дорожную сеть старой Москвы и обеспечить комфортный проезд всем автомобилистам.

Спасительный якорь

Еще одна поперечная связка должна соединить аэропорты «Внуково», «Остафьево» (ныне аэропорт «Газпрома») и «Домодедово». Прорабатываются различные варианты прохождения этой трассы. Есть определенные сложности, поскольку осталось не так много свободных территорий для развития улично-дорожной сети.

Безусловно, ключевое значение для развития транспортной инфраструктуры новой Москвы имеет Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД). В связи с расширением границ Москвы власти решили ускорить строительство этой дороги, и к 1 января 2014 г. госкомпания «Автодор» приступит к реализации проекта.

«Прошу правительство РФ считать проект пригородного сообщения Московского транспортного узла приоритетным на ближайшие пять-шесть лет и хочу отметить, что он станет одним из крупнейших мероприятий подобного рода в мире», — сказал Президент РФ Владимир Путин на одном из совещаний. Глава государства также отметил, что решение транспортных проблем в ЦФО должно быть комплексным и скоординированным. Только в этом случае можно добиться кардинального изменения ситуации.

Для Москвы ЦКАД станет поистине спасением, разгрузив столицу от транзитного транспорта. ЦКАД пройдет в 50 км от МКАД. Планируется, что на магистрали будет от 4 до 8 полос в каждую сторону, а расчетная скорость — 100–140 км/ч.

Строительство ЦКАД поможет избежать транспортных проблем и на присоединяемых территориях, а именно на первом пусковом комплексе — от пересечения с федеральной автодорогой М-4 «Дон» до трассы М-1 «Беларусь». Протяженность участка — более 100 км. Поскольку проезд здесь будет платным, предусмотрен бесплатный дублер — автодорога А-107.

Согласно проекту, новая трасса будет опираться на уже существующие малое и большое кольца (так называемые первая и вторая «бетонки») и частично пройдет по шоссе Москва — Минск и Москва — Санкт-Петербург.

Всего проект ЦКАД включает в себя пять пусковых комплексов. Строительство каждого пойдет в две очереди. Вначале станут прокладывать по четыре полосы, а по мере нарастания интенсивности движения добавят дополнительные.

По официальным планам, полностью ЦКАД должна быть готова к 2022 году, однако в связи с желанием властей ускорить строительство «Автодор» будет корректировать сроки.

Стальные магистрали

Сегодня одно из приоритетных направлений в работе дорожников Московской области — строительство хордовых дорог. Они смогут значительно разгрузить федеральные трассы, пустить в объезд Москвы транзитный транспорт. Всего помимо ЦКАД будет построено шесть таких хорд. Они «зацепят» главные аэропорты столицы («Внуково», «Шереметьево», «Домодедово») и пройдут по всей территории области, не пересекая столицу.

Одновременно нужно развитие мультимодальной транспортной составляющей — транспортных узлов. В Москве запланировано строительство или реконструкция 255 транспортно-пересадочных узлов. Из них 31 находится на Малом кольце Московской железной дороги. Это дополнительный коридор, который позволит повысить мобильность людей, использующих общественный транспорт. Поэтому одной из насущных задач, которую необходимо решить в самое ближайшее время, является реконструкция железнодорожных переездов на присоединенных территориях. Всего таких объектов, где требуется проведение различных дорожно-строительных мероприятий, порядка двадцати. Но для десяти железнодорожных переездов на присоединенных территориях требуется первоочередная разработка проектов планировок. По сути, здесь предстоит построить новые дорожные сооружения, которые позволят обеспечить беспрепятственную связь территорий. В этой работе активно участвует РЖД.

Предполагается, что железнодорожный транспорт станет одним из важнейших элементов транспортного каркаса новой Москвы. Присоединенный к столице сектор расположен между Киевским и Курским направлениями МЖД. Здесь тоже намечается резко нарастить пассажиропоток. Кроме того, прорабатываются варианты по прокладке маршрута скоростного внеуличного транспорта, которым может стать тот же скоростной трамвай. Этот маршрут должен связать между собой столичные аэропорты, включая «Шереметьево». Проект весьма интересен, и соответствующий коридор под него на присоединенных территориях уже зарезервирован. Но реализовать его можно будет лишь с учетом решения всех тех задач, которые будут стоять в рамках развития всей московской агломерации. А пока железнодорожная сеть в новых округах развита слабо.

По большому кольцу Московской железной дороги, которое захватывает южные районы Новой Москвы, в настоящее время ходит всего по 4 электрички в обе стороны в сутки. Несмотря на присоединение, сокращение интервалов между поездами и увеличение количества рейсов в ближайшем будущем пока не предполагается. Как полагают эксперты, объективная необходимость развития рельсового транспорта, в особенности электричек, в Новой Москве назрела.

Самая главная часть транспортного комплекса Москвы, которая будет развиваться, — Московский метрополитен. До конца 2020 г. планируется построить более 150 км линий метро, 78 станций. Эти темпы не просто выше, они несопоставимы с темпами строительства метро в Европе или США. Аналоги есть только в Китае.

Объемы ежегодного финансирования строительства метро из бюджета выросли в 2013 г. в три раза. В прошлом году власти Москвы выделили 100 млрд руб., а в планах на ближайшие три года намечено финансирование на уровне 140–170 млрд руб. в год. На сотнях стройплощадок уже работают 21 тысяча человек. Под землей круглосуточно врезаются в грунт 13 тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК). Сергей Собянин обещал построить 75 км метро за пять лет, то есть среднегодовой объем ввода в итоге должен составить 15 км. В 2011 году ввели 4,5 км, в 2012-м — 8,5 км.

Адресно-инвестиционная программа Москвы на 2013–2015 годы предусматривает 460 млрд руб. на строительство более 60 км метро и введение в эксплуатацию 33 станций метрополитена. Такие цифры назвал заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. Он также добавил, что столичное правительство в 2013 году запланировало более 100 мероприятий по строительству и реконструкции железнодорожных объектов. Как рассчитывают власти, за три года будет построен 81 переезд и реконструировано 10 путепроводов.

В столице сокращают и сроки строительства новых линий метрополитена. Такая информация приводится, в частности, в проекте постановления, опубликованном 19 декабря прошлого года Департаментом строительства Москвы. Согласно документу, сроки переносятся с 2017-го на 2015 год. Решение обусловлено перспективным развитием присоединенных территорий.

Автор: Константин Багряный
Дата: 11.09.2013
«Федеральный строительный рынок» № 111
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад