Минтранс представил обновленную стратегию правительству
В конце августа министр транспорта России Максим Соколов выступил на заседании Правительства РФ с докладом «О ходе реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года». Глава профильного министерства рассказал о сегодняшних достижениях, а также представил откорректированный проект основополагающего документа развития транспортной отрасли. Достижения на сегодня Министр напомнил, что действующая редакция Транспортной стратегии была утверждена Правительством РФ в ноябре 2008 г. и определила своей основной целью удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах. — Макроэкономические итоги деятельности транспортного комплекса за последние годы показали результативность мер государственной политики, — сказал Максим Соколов. — Так, грузо-оборот транспортного комплекса вырос за последние 10 лет на 35% и достиг 2,7 трлн тонно-километров. Докризисный уровень 2008 г. превышен почти на 4%, пассажирооборот превысил почти 530 млрд пассажиро-километров. Были достигнуты или превышены значения по целевым индикаторам стратегии, отражающие, в частности, густоту транспортной сети железных и автомобильных дорог, коэффициент авиационной подвижности, экспорт транспортных услуг, суммарный дедвейт морского транспортного флота, контролируемого Россией, и по ряду других. По словам министра, за время реали-зации стратегии построено и реконструировано 24 тыс. км автодорог федерального и регионального значения, отремонтировано около 140 тыс. км. Начато строительство дорог с использованием контрактов жизненного цикла, что очень важно для отрасли, была восстановлена и развивается система дорожных фондов. Проведены работы по строительству и реконструкции взлетно-посадочных полос в 23-х аэропортах. Построены новые терминальные комплексы во Владивостоке, Якутске, Казани, Москве и других городах. Объем перевалки груза через морские торговые порты России к 2012 г. достиг уровня 567 млн т, что на 40% превысило рекорд портов всего Советского Союза в 1989 г. Как отметил Максим Соколов, отечественные порты планомерно увеличивают долю грузов российской внешней торговли, стабилизируясь на уровне 85%, оставив остальное на долю стран Балтии и Украины. Между тем еще 10 лет назад через иностранные порты проходила половина всех российских грузов. Сформирована соответствующая инфраструктура и открыто сквозное коммерческое судоходство по Северному морскому пути. На внутреннем водном транспорте особое внимание было уделено поддержанию работоспособности объектов инфраструктуры внутренних водных путей и безопасности условий судоходства. Проводились работы по увеличению протяженности водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, а также освещаемой и отражательной обстановкой. Обеспечение водных путей электронными картами на начало 2013 года составило 44 тыс. км, что дало возможность широко применять на внутреннем водном транспорте технологии ГЛОНАСС. В целом обеспечено судоходство для завоза грузов в районы Крайнего Севера на общей протяженности почти 70 тыс. км. На железнодорожном транспорте осуществлялось развитие инфраструктуры на основных направлениях грузовых и пассажирских перевозок, в том числе усиление подходов к крупнейшим портам России. Был завершен ряд крупных инфраструктурных объектов, среди которых реконструкция участка Оунэ — Высокогорная со строительством Нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре — Совгавань и организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Хельсинки. Заканчивается строительство линии Беркакит — Томмот — Якутск и Лосево — Каменногорск. Идеология обновленной стратегии — Ряд ключевых показателей Транспортной стратегии, параметров ее финансирования, предусматривался еще в докризисный период, — продолжил министр. — Обновленная стратегия разработана с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития нашей страны на период до 2020 г. и отвечает на основные вызовы, стоящие перед транспортной системой. Работа над актуализацией стратегии велась максимально открыто и с учетом мнения федеральных, региональных органов исполнительной власти, ведущих профильных научных, образовательных учреждений, крупнейших транспортных компаний, общественных организаций транспортного комплекса. Актуализация Транспортной стратегии проведена, исходя из определения ориентиров социально-экономического развития, обновленных показателей планируемых потребностей отраслей экономики и субъектов РФ, а также последствий вхождения России в ВТО и создания единого экономического пространства. Были учтены важные положения целого ряда документов стратегического планирования, в том числе Стратегии инновационного развития, Энергетической стратегии, Стратегии развития транспортного машиностроения, авиационной, судостроительной, автомобильной и угольной промышленности, Стратегии социально-экономического развития регионов и др. — Таким образом, представляемый сегодня проект стратегии — это системный документ, содержащий четкие целевые индикаторы и позволяющий двигаться в направлении развития транспортного комплекса в частности и реального экономического развития страны в целом, — подчеркнул Максим Соколов. — В соответствии с проектом федерального закона о государственном стратегическом планировании, в стратегии определены цели, индикаторы и задачи долгосрочного развития, инвестиционные и инновационные приоритеты, принципы и механизмы реализации государственной транспортной политики. Они структурированы в вертикально интегрированную системную модель, которая позволяет организовать эффективный мониторинг индикаторов и управление реализации стратегии. Проектом определено, что транспортная политика государства должна быть направлена на создание единой устойчивой транспортной системы, обеспечивающей надежные, предсказуемые транспортные связи между территориями страны и всего мира в соответствии со стандартами доступности, качества и безопасности перевозок, а также экологичности транспорта. В стратегии представлено два сценарных варианта развития транспортного комплекса на период до 2030 г. — базовый и инновационный. Исходя из бюджетных ограничений, проектом определены безусловные приоритеты. Прежде всего, речь идет о том, что при любых сценарных условиях необходимо создание условий для снижения транспортных издержек в экономике, должен быть удовлетворен спрос на грузовые перевозки, предъявляемый основными грузообразующими отраслями, должны быть выполнены требования, диктуемые членством России в ВТО и развитием единого экономического пространства, а также необходимо обеспечить соответствующий уровень транспортной безопасности. И, наконец, необходимо выйти на рост уровня мобильности населения, исходя из транспортной связанности национальной территории и целей обеспечения потребностей рынка труда. — Это означает необходимость к 2030 г., как минимум, удвоить показатель мобильности населения и выйти на уровень не менее 15 тыс. пассажиро-километров на одного человека в год, — уточнил министр. — В этой связи предусматривается реализация прорывных, амбициозных проектов, таких, как формирование в стране выделенной сети высокоскоростного пассажирского сообщения, существенное развитие региональных авиаперевозок. Разница между финансированием сценариев в представленном варианте весьма значительная и составляет 45%. Базовый консервативный сценарий составлен в соответствии с действующими программными документами, прежде всего Государственной программой развития транспортной системы до 2020 г., и под определенные бюджетные ограничения. Он предполагает выбор узкого перечня лишь приоритетных направлений, обеспечивающих сдерживание первоочередных угроз для национальной экономики и социальной сферы. Инновационный вариант предполагает ускоренное сбалансированное развитие транспортного комплекса страны. При этом транспорт рассматривается как активный фактор поддержания динамики экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики, являющейся мультипликатором роста отраслей промышленности и регионов. — Хочу особо подчеркнуть, что Транспортная стратегия является сбалансированным документом, разработанным в четкой увязке с развитием региональных секторов экономики и социально-экономическим развитием регионов, — сказал Максим Соколов. — Финансовое обеспечение реализации предполагает все источники финансирования — как бюджетные, так и (примерно половина) внебюджетные. Ключевым условием является объем бюджетных ассигнований. При этом частные инвестиции в большинстве случаев не замещают средства бюджета, а лишь дополняют их либо идут вслед за ними. Объемы частных инвестиций, например, в речные суда или в развитие аэропортов в значительной мере зависят от бюджетных инвестиций в поддержание гарантированных глубин или в строительство взлетно-посадочных полос и аэродромную инфраструктуру. Ожидаемые результаты По словам министра, первой из поставленных целей обновленной стратегии является формирование единого транспортного пространства. Определенное продвижение в данном направлении будет обеспечено в любом случае (выбор консервативного сценария означает, что решение многих актуальных задач модернизации придется отложить на более долгосрочную перспективу). Во-первых, это переход к полноценной сетевой структуре железных и автомобильных дорог и, соответственно, полицентрической модели пространственного развития страны. Во-вторых, формирование выделенной инфраструктуры скоростных железнодорожных линий (порядка 9 тыс. км) и высокоскоростных железнодорожных магистралей (порядка 4,5 тыс. км), которые позволят не только повысить мобильность населения, но и высвободят сегодня занятые резервы грузовых линий. В автодорожном комплексе будет соблюдаться разумный баланс между потенциалом дорожной сети и ростом автомобильного парка, прежде всего, в крупных городах. Важнейшая инициатива — активизация использования внутренних водных путей. Помимо этого предполагается модернизация инфраструктуры морских портов с созданием так называемых эшелонированных портов, например, на Таманском полуострове, в Усть-Луге, в Новороссийске и т. д. Все эти мероприятия позволят повысить коммерческие скорости доставки грузов железнодорожным транспортом на 30%, внутренним водным — на 60%, автомобильным — в 2 раза. Вторая цель стратегии — обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок. — Надо иметь в виду, что задачи ускоренного развития экономики Сибири и Дальнего Востока, а также снятия инфраструктурных ограничений могут быть решены исключительно в рамках инновационного сценария, — отметил Максим Соколов. — Нами уже начата реализация таких значимых проектов для развития промышленности, как строительство новых портов на полуострове Ямал и на Тамани, проектирование и строительство моста через реку Лена в Якутии, развитие железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока и северо-запада Черноморского побережья, ряда других. В соответствии со стратегией мы планируем реализовать еще более масштабные проекты, такие, как модернизация БАМа и Транссиба, строительство высокоскоростных магистралей и дальнейшее развитие Северного морского пути. Третья цель — обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами. В новой редакции стратегии впервые предусмотрено регулирование вопросов, связанных с функционированием и развитием городских агломераций. В обоих сценариях будет смягчена острота транспортных проблем крупнейших городских агломераций Московского, Санкт-Петербургского, Казанского, Екатеринбургского и других транспортных узлов. Четвертая цель — интеграция в мировое пространство и реализация транзитного потенциала страны. По обоим сценариям будут выполнены ключевые мероприятия по реализации конкурентного потенциала России в сфере транзита и экспорта транспортных услуг. Следующая цель — повышение уровня безопасности транспортной системы. Поскольку безопасность является безусловным приоритетом, продвижение по обоим сценариям не будет иметь каких-либо кардинальных отличий. Предусматривается создание комплексной системы управления безопасности на транспорте и дальнейшее развитие системы контроля и надзора. И есть основания рассчитывать к 2030 г. на значительное, более чем на 60%, снижение транспортных рисков, а также повышение уровня защищенности объектов транспорта от актов незаконного вмешательства. Наконец, шестая цель — снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду. Планируется, что по видам транспорта сокращение удельных выбросов составит от 24 до 53%. — С учетом принятых в последнее время решений, касающихся развития Московского транспортного узла, БАМа, Транссиба, ВСМ и Центральной кольцевой дороги, мы уже понимаем, что фактически вариант развития транспортной системы от базового, минимального, сдвигается в сторону инновационного, — резюмировал глава Минтранса. — Но поскольку всегда есть вариативность развития, предлагаем к утверждению именно этот вариант стратегии, так как он содержит условно нижнюю планку развития и перспективную инновационную составляющую.
Автор: Борис Скворцов по материалам Mintrans.ru Дата: 11.09.2013 «Федеральный строительный рынок» № 111 Рубрика: Транспортное строительство |