Публикации »

Лифты: проблемы безопасности и перспективы ее повышения

В г. Пушкин 3–4 июля прошло расширенное региональное совещание Национального лифтового союза (НЛС) по теме «Реализация технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов"».

Вел совещание вице-президент НЛС Виктор Андреевич Тишин. В своем докладе «Роль и место Национального лифтового союза в совершенствовании нормативно-правовой базы эксплуатации лифтов, организации взаимодействия с профильными ведомствами» он особо отметил важность объединения усилий всех представителей лифтового рынка с органами исполнительной и законодательной власти.

Всего в региональном совещании приняло участие более 60 представителей организаций, осуществляющих свою деятельность в рамках лифтового комплекса Северо-Западного федерального округа и Санкт-Петербурга. На совещании присутствовали и приняли участие в обсуждении вопросов повестки дня, помимо руководства НЛС и организаций-членов НЛС, представители Минрегиона России, Ростехнадзора, Северо-Западного управления Ростехнадзора, Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, Технического управления Жилищного комитета Санкт-Петербурга, администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, Ассоциации «Некоммерческие организации по внедрению механизма саморегулирования», а также представители специализированных лифтовых, строительных, управляющих, экспертных, деловых и образовательных организаций.

В процессе обсуждения общеотраслевых проблем лифтового хозяйства, вызванных вступлением в силу Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», участники совещания пришли к нижеследующим выводам.

Основные выводы совещания в сфере общеотраслевых проблем

Изменение правового регулирования отношений в сфере лифтового хозяйства, связанное с вступлением в силу Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18 октября 2011 г., не привело к предотвращению развития кризисных явлений в сфере лифтового комплекса страны. Несмотря на принятие лифтовым сообществом России в лице Национального лифтового союза экстренных мер по совершенствованию законодательства о безопасности лифтов и предпринятые государством попытки переломить ситуацию с увеличением количества отработавших назначенный срок службы лифтов через механизмы софинансирования (региональные адресные программы по замене лифтов) Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, коренным образом улучшить ситуацию не удалось.

В настоящее время в Российской Федерации эксплуатируется более 530 тыс. лифтов, при этом ежегодно вводится в эксплуатацию порядка 30 тыс. лифтов, из которых около 20 тыс. — после замены или модернизации.

Из общего числа лифтов почти 90% являются пассажирскими. Поэтому эксплуатация лифтов является социально значимой деятельностью, которая должна строго контролироваться как со стороны государства, так и со стороны профессионального лифтового сообщества.

Одним из ярких свидетельств кризисного состояния лифтового парка страны является эксплуатация более 143 тыс. лифтов с истекшим сроком службы, которые подлежат безотлагательной замене либо модернизации. Указанные лифты не соответствуют современным требованиям безопасности, ресурсосбережения, пожарозащиты, не обеспечивают доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения.

По-прежнему, помимо экономической проблемы, остается нерешенным и комплекс законодательных проблем. В частности, серьезной проработки требует вопрос государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о безопасности лифтов.

Национальный лифтовый союз добивался установления государственного надзора за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» с весны 2012 года, задолго до того, как сам регламент вступил в силу.

18 октября 2011 г. комиссией Таможенного союза принято решение № 824 о принятии Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов». На основании данного решения и в соответствии со ст. 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. комиссия Таможенного союза поручила сторонам ко дню вступления Технического регламента в силу (15 февраля 2013 г.) определить органы, ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) над соблюдением требований Технического регламента и информировать об этом комиссию Таможенного союза. Вместе с тем вплоть до 13 мая 2013 г. указанное поручение российской стороной исполнено не было, и лифтовый комплекс страны находился в состоянии безнадзорности более двух месяцев.

13 мая 2013 г. председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым было подписано Постановление № 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) над соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза». В части государственного контроля (надзора) над лифтами уполномоченными органами назначены Ростехнадхор, Росстандарт и органы государственного строительного надзора.

Вместе с тем принятие указанного нормативного акта до конца не разрешило существующих в этой области проблем, например, таких, как отсутствие:

1) установленного порядка осуществления государственного контроля (надзора) над соблюдением требований законодательства о безопасности лифтов;
2) порядка ввода лифтов в эксплуатацию и системы государственного учета лифтов;
3) публично-правовой ответственности за нарушение требований стандартов, применение которых на добровольной основе служит условием соблюдения требований технического регламента;
4) правил безопасной эксплуатации лифтов и ответственности за их нарушение;
5) других механизмов обеспечения соблюдения требований законодательства о безопасности лифтов.

Особняком стоит проблема формирования системы аккредитации (уполномочивания) организаций, выполняющих работы по техническому освидетельствованию лифтов в течение назначенного срока службы и обследованию лифтов, отработавших назначенный срок службы.

Согласно требованиям Технического регламента, такие формы оценки соответствия лифтов, как техническое освидетельствование в течение назначенного срока службы и обследование по истечении назначенного срока службы (п.п. 4, 5 ст. 6 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»), вправе осуществлять только организации, аккредитованные (уполномоченные) в установленном порядке. Однако до настоящего времени четкого порядка такой аккредитации (уполномочивания) не установлено. Отсутствие соответствующего правового регулирования (которое до создания единой системы аккредитации и вступления в силу Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» действовало стабильно) может привести к катастрофическим последствиям, связанным с разрушением системы независимой технической оценки лифтов.

Рекомендуемые меры по решению общеотраслевых проблем

В целях предотвращения негативных последствий, могущих наступить вследствие объективной невозможности соблюдения требований безопасности лифтов в условиях действующего законодательства, участники совещания сформулировали рекомендации.

Комиссии Таможенного союза — рассмотреть возможность разработки межгосударственного стандарта или свода правил, регламентирующих вопросы обеспечения безопасной эксплуатации лифтов. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации — рассмотреть вопрос о внесении изменений в ст. 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. за № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в связи с необходимостью установления обязательности применения стандартов, разработанных в целях обеспечения соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» и введения публично-правовой ответственности за их нарушение.

Правительству Российской Федерации:

1) утвердить порядок ввода лифтов в эксплуатацию, содержащий в том числе процедуру государственного учета лифтов;
2) разработать и утвердить порядок осуществления государственного контроля (надзора) над соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;
3) приступить к формированию системы аккредитации (уполномочивания) организаций, выполняющих работы по техническому освидетельствованию лифтов в течение назначенного срока службы и обследованию лифтов, отработавших назначенный срок службы.

Минрегиону России:
1) разработать механизмы и модели финансирования замены и модернизации лифтов, отработавших назначенный срок службы;
2) проработать вопрос о возможности введения государственного сметного нормирования работ по техническому обслуживанию, ремонту и оценке соответствия лифтов.

Автор: по материалам редакции
Дата: 08.08.2013
«Федеральный строительный рынок» № 110
Рубрика: Спецтехника




«« назад